№ 27 (4218)
сентябрь 2007

Нам не забыть раскопки эти!

Холодным февральским утром, продираясь сквозь толпу в «Шайбе» к родным лифтам геофака, мой взгляд упал на красочный плакат с призывом поехать в далекую республику Тыву. Тыва? Древняя крепость? Уйгуры? Студенты разных городов? Вся эта информация отложилась где-то на подкорке… И через неделю я вспомнила о ней: а почему бы и нет?

А потом были долгие письменные и устные психологические тестирования, заполнения анкет, первые встречи с участниками и руководителями… Были долгие месяцы ожидания… Восторженные сообщения с форумов предыдущей смены... Страхи родственников… И вот… 29 июля… 5 вечера, главный вход ГЗ МГУ… Тогда и началась эпопея под названием «Третья смена на Пор-Бажыне». Наша московская группа оказалась очень дружной. При перекличке выяснилось, что интерес к научной экспедиции проявляют не только историки-археологи, но и юристы, географы, физики, почвоведы и представители еще многих факультетов.

Проводы были торжественными и волнительными. Еще бы! Ведь нам предстояло целый месяц не видеть мам и пап, дедушек и бабушек. Вместо них нашей мамой стала Анна Аркадьевна Талызина, а папой Дмитрий Николаевич Воробьев — наши руководители. Хотя нет… Скорее они стали для нас близкими друзьями.

В аэропорту Внуково мы встретили питерскую группу. Часы ожидания… Утомительный перелет на чартере Москва–Кызыл… И вот… Кызыл… Наконец!!!

И — первые препятствия — нелетная погода! Вроде столько ждали, столько летели, а последние 200 км невозможно преодолеть из-за того что «перевал закрыт»! Эта странная фраза означала, что над перевалами облака и вертолеты не могут лететь — слишком опасно!

Мы провели два дня в Кызыле — два незабываемых дня! Ночевки в казармах, экскурсии по городу с замечательными местными гидами, питание в кафе «Восторг», о котором потом мы мечтали долгими пор-бажынскими днями…

Но вот… Солнце вышло, погода улучшилась, перевал открыли. И мы, отряд из Питера и уже прибывшие к тому времени группы из Красноярска и Кызыла погрузились в вертолеты МЧС Ми-26 и вылетели по направлению к крепости…

Крепость встретила нас сначала проливным дождем, а буквально через полчаса небо озарила двойная радуга… Говорят, это на счастье…

Первые дни казались необычными и тяжелыми: по-военному суровый распорядок, работа на раскопе (для многих это был первый опыт подобной работы), бессонные ночи под песни у костра и дискотеки до утра. Потом мы ко всему привыкли и стали получать удовольствие от этого маленького рая на границе с Монголией.

Организация
Мне кажется, я не слукавлю, если от имени всех участников экспедиции поблагодарю Культурный фонд «Крепость Пор-Бажын» за отличную организацию лагеря и нашего свободного времени. Каждый день горячий душ, четырехразовое питание, интереснейшие спортивные и культурно-массовые мероприятия, большие палатки с печкой-буржуйкой — все это не оставило равнодушными тех, кто приехал на Пор-Бажын не только копать, но и приобрести новых друзей и просто здорово провести время!

В этих трудных полевых условиях Саша Рыжова из фонда «Пор-Бажын» по прозвищу «Доброе утро, лагерь» (потому что она будила нас в 7 утра каждый день этой фразой) со своей командой проводила супер-конкурсы, и за них мы получали супер-призы! У нас были и футбольные матчи (у МГУ 2-е место после сборной «Пор-Бажын»), и волейбольные турниры, и конкурс «Мисс и Мистер Пор-Бажын», где первое место заняли любимцы лагеря Филя и Маша из СПбГУ, и team-building, где участники проходили сложную полосу препятствий, и дни городов и еще куча всяких мероприятий на любой вкус. Также нельзя забыть про наши супер-группы поддержки! Женская группа продемонстрировала непоколебимую любовь к команде, смекалку (наши кричалки были лучше всех) и выносливость (особенно когда матчи проводились под проливным дождем).

Особой популярностью пользовались водно-моторная и скальная секции. Каждый день народ из отрядов катался на лодках или уходил на скалы, где доблестные МЧС-ники учили, как управлять лодкой, карабкаться по скалам и страховать своих друзей.

Трудовые будни
Каждый день, практически в любую погоду, весь лагерь выходил на раскопки… Полоса студентов, растянувшаяся по полуторакилометровому мосту, вяло идущая каждое утро в сторону острова и резво скачущая в сторону «большой земли» в душ и на обед. А в промежутке — копаем, чистим, скребем, сдуваем, двигаем… Перекус. И снова копаем, находим, радуемся, грязнимся, чистим, копаем…

В середине нашей смены нас ожидал приятный сюрприз: к нам в гости приехали Президент РФ В.В. Путин, министр МЧС С.К. Шойгу и действующий князь Монако Алберт II. Приезд их был неожиданностью, хотя высоких гостей мы ждали и готовили по этому случаю концерт. Тигран Константинович Мкртычев — один из руководителей экспедиции — провел экскурсию для гостей по всему раскопу, показал наиболее интересные находки.

Выходные
Каждое воскресенье встречалось бурным восторгом! Истинные археологи и фанаты раскопок уходили снова на крепость на целый день. А все остальные под бдительным надзором старших товарищей из Центроспаса МЧС отправлялись в походы в горы!

Походы были не из простых, но весь отряд МГУ покорил вершину в 1800 метров! А из красной смородины, которой было очень много на склонах поблизости, все варили варенье и делали морс.

Конечно, не могла не радовать погода. Вопреки основным прогнозам, днем было довольно жарко, правда, по ночам иногда случались даже заморозки… Дождливых дней было немного, а если и шел дождь, то довольно недолго.

Немножко научной информации в вопросах и ответах
Что это? Крепость Пор-Бажын (по-тувински — «глиняный дом») на озере Тере-Холь была построена в середине VIII века по приказу главы Уйгурского кагана Элетмиш Бильге-кагана. Сегодня мы могли бы назвать эту постройку летней резиденцией кагана. Памятник имеет сложную архитектуру — внутри правильного прямоугольника находится целый лабиринт зданий, напоминающих собой буддийскую или индуистскую мандолу.

Где это? В Республике Тыва, почти на самой границе с Монголией, в горах на высоте 1300 метров над уровнем моря расположено озеро Тере-Холь — горный водоем, каких в России можно насчитать тысячи. Но уникально оно тем, что посреди него на острове сохранились развалины древней крепости.

Кто это нашел? Впервые крепость была обследована в 1891 году этнографом и археологом Д.А. Клеменцом, участником русской Орхонской экспедиции в Среднюю Монголию. Осмотрев памятник, Клеменц сделал глазомерный набросок его плана. Дальнейшее исследование крепости было продолжено уже в советские времена. Впервые сотрудник Института этнологии и антропологии АН СССР С.И. Вайнштейн посетил Пор-Бажын в 1952 году. Раскопки Пор-Бажына были начаты Севьяном Вайнштейном в 1957 году. В 1963 году работы были продолжены Восточно-тувинским отрядом Тувинской экспедиции Института этнографии Академии наук СССР совместно с научно-исследовательским Институтом языка, литературы и истории, а также Тувинским республиканским музеем.

В 2003 и 2005 годах Комитетом по охране историко-культурного наследия Республики Тыва совместно с сотрудниками Института истории материальной культуры РАН В.А. Семеновым и М.Е. Килуновской были проведены экспедиции по исследованию крепости. В ходе первой было зафиксировано современное состояние крепости, собран небольшой подъемный материал. Основной целью данной экспедиции было исследование древнего захоронения на соседнем с Пор-Бажыном острове Чаваатыр, где были обнаружены размытые водой останки воина предположительно европеоидного типа. Это захоронение датируется XV–XVI вв. Среди находок — наконечники стрел-свистулек, копье, остатки деревянной посуды, тканей, костяных и железных изделий.

Как это выглядит? Южная и северная стены частично разрушены (особенно северо-западный и юго-западный углы), относительно хорошо сохранились западная и восточная. В середине восточной стены находятся ворота с сильно разрушенными привратными башнями, на которые с внутренних сторон поднимаются параллельно стенам въездные пандусы.

Вдоль северной, западной и южной стен расположены 26 прямоугольных помещений, стены которых сильно задернованы и оползли. Помещения примыкают вплотную друг к другу, а разделяются глинобитной стеной высотой от 0,7 до 1,5 м.

Параллельно крепостным стенам проходят непрерывные глинобитные стены, а поперечные имеют проходы в шахматном порядке. Размеры всех таких отсеков почти одинаковые (26х16 м). Внутри каждого находятся квадратные конструкции, сделанные из сырцового кирпича, размером 7х8 м.

Территория перед восточной стеной представляет собой подобие площади перед дворцовым зданием, где могли проводиться военные сборы, тренировки или торжественные, в том числе и ритуальные, церемонии.

Дворцовый комплекс — это два здания, соединенные между собой перемычкой и возведенные на стилобате — платформе из тщательно утрамбованной глины и земли, облицованной хорошо обожженным кирпичом из серой глины. Здания были квадратной формы — 23х23 м и 15х15 м — и соединялись крытым переходом длиной 6 м. С восточной стороны в них вели две широкие парадные 8-ступенчатые лестницы из плит и кирпича. В центре каждой лестницы имелся пандус из плит.

К восточной части здания с северной и южной сторон примыкали въезды-пандусы. Крышу здания поддерживали деревянные колонны (36 в большом и 8 в малом помещении), опиравшиеся на гранитные базы. Крыша была покрыта серовато-белой цилиндрической черепицей и украшена по краю концевыми дисками с орнаментом.

Внешние стены здания, сделанные из сырцового кирпича, имели толщину более 1 м и были покрыты орнаментальными фресками красного и оранжевого цветов. В процессе раскопок были зафиксированы следы пожара. В огне погибли здания, впечатляющие своей пышной архитектурой, совершенно не характерной для простых кочевников. По мнению С.И. Вайнштейна, это был дворцовый комплекс уйгурского кагана или наместника. Во время раскопок были найдены фрагменты керамики, которые можно соотнести с уйгурайской культурой, и клад из 101 железной кузнечной заготовки, на которых было нанесено клеймо.

Каждый участник этого действительно уникального проекта получил на память диск с фотографиями своего отряда, грамоту участника археологической экспедиции, а самые активные увезли из Пор-Бажына ценные призы: вазы и амулеты.

Улетать было грустно… Но даже с отлетом нашей третьей смены эпопея Пор-Бажын не закончилась: на Международной книжной ярмарке в Москве в сентябре состоялась презентация книги С.К. Шойгу о Тыве, где уделено внимание крепости, а в октябре будет организована встреча участников экспедиции из всех городов.

Так что ждем октября и следующего лета, чтобы отправиться снова в этот маленький рай на гостеприимной Тувинской земле.

Алла Рыжова, географический факультет

Первая полоса

Вести МГУ

Университет глазами...

Будем знакомы

Наука и практика

Студентка

Инновационный университет

На пользу науке

Достойный отдых

Твоя жизнь, студент!

Мир творчества

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу