№ 38 (4229)
декабрь 2007

Образование

Чисто английское убийство

«Одному рыцарю целых шесть лет досаждал его знаменитый соотечественник. И вот цивилизованный, не отягощенный криминальным прошлым человек решился на убийство. Надо сказать, что ему это почти удалось. По крайней мере, о смерти жертвы во всем мире говорили как о свершившемся факте. Однако в результате вмешательства королевы произошло чудо: убитый воскрес, а вернул его к жизни не кто иной, как несостоявшийся убийца…

О ком идет речь в этой истории? Что послужило мотивом для несостоявшегося убийства? Каким образом убийца сам помог своей жертве спастись?..»

Нет! Это не отрывок из очередной истории про хитроумного Эраста Фандорина, героя Акунинских детективов. Это и не вопрос из передачи «Что? Где? Когда?». Эту задачку, да еще на чистом английском языке, задали участникам организаторы IV Всероссийской дистанционной олимпиады по английскому языку для студентов-гуманитариев. Ответ узнают те, кто дочитает эту статью до конца!

Декан ФИЯР С.Г. Тер-Минасова и одна из финалисток олимпиады
Кто это сделал?
Идея олимпиады принадлежит преподавателям и сотрудникам Центра дистанционного образования на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова.
Этот межвузовский дистанционный проект был подготовлен и осуществлен совместными усилиями МГУ и ведущих университетов Белгорода, Новосибирска и Перми.
Вопросы всех трех туров «начитали» носители языка — профессор МГУ Кейт Роусон-Джонс, бизнесмен из Лондона Энтони Джоунз, студентка из Ковентри Френсис Пилчер.

Мультимедийные «улики»
Уникальность этой олимпиады заключается в том, что она проводилась с использованием новейших мультимедийных средств и технологий дистанционного обучения. Даже члены жюри познакомились и работали исключительно в виртуальном пространстве, общаясь по электронной почте и с помощью программ Skype и ICQ. Например, только благодаря программам мгновенного обмена сообщениями самый активный член Жюри, Наталья Александровна Кочетурова, преподаватель из Новосибирского государственного технического университета,участвовала в редактировании сайта Олимпиады, несмотря на большую разницу во времени между Новосибирском и Москвой.
Все задания были представлены в аудио- и видеоформате. Видеовопросы снимались в самом сердце Лондона — в Ковент-Гардене, на ступенях Оперного театра и в Сохо. А для того чтобы заснять вопрос о «кровавом убийстве», команда организаторов объездила пол-Москвы в поисках натуры, хотя бы отдаленно напоминающей Рейхенбахский водопад, где произошла смертельная схватка героев сюжета. Водопад нашелся в одном из московских клубов-ресторанов, и потрясенные посетители могли наблюдать профессора Кейта Роусон-Джонса, зловещим шепотом излагавшего в камеру подробности леденящей душу истории, и руководителя Центра дистанционного образования Аллу Леонидовну Назаренко в роли «помощника режиссера» с табличками-субтитрами в руках.

«Состав преступления»
Сотрудники Центра дистанционного образования на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ несколько дней и ночей бились над тем, как бы поинтереснее сформулировать для конкурсантов задания олимпиады, чтобы молодые дарования потратили немало усилий на поиски ответа на мудреный вопрос, но все-таки обладали бы подсказками — логическими и филологическими, дабы пройти очередной круг состязания.
Конкурсанты отнеслись к выполнению заданий очень серьезно: они «пролистывали» сотни страниц Интернета, просматривали горы специальной литературы, даже перечитывали художественные произведения.
Тема олимпиады — «All the world's a stage...» — предлагала участникам обратить взгляды на английскую классическую литературу, поэзию и драматургию.
В первом туре состязания задания не были связаны напрямую с литературой и театральным искусством. Конкурсанты должны были разгадать объемный кроссворд, «ключами» к которому послужили остроумные высказывания англичан о явлениях их собственных культуры и быта. Попробуйте сходу угадать, что death on a plate («смерть на блюдечке») — это знаменитый английский завтрак, после которого можно снова засобираться в постель от обилия поглощенной пищи. Или узнайте-ка в одноглазом английском вице-адмирале, слегка похожем на графа Кутузова, флотоводца лорда Нельсона.
Второй тур был посвящен литературному творчеству великих английских авторов Бернарда Шоу, Редьярда Киплинга, Сомерсета Моэма, Оскара Уайльда. По краткому аудиоотрывку нужно было не только узнать и назвать произведение, его создателя и главных героев, но и ответить на сложные концептуальные вопросы.
Самое сложное задание, видеовопрос третьего раунда, подвигло финалистов на настоящее мини-исследование, связанное с историей, филологией и культурологией. Конкурсанты смогли найти самые нестандартные решения и облечь их в разные формы — от краткого эссе до одноактной пьесы.

Ковент-Гарден
«Подсудимые»
В конкурсе приняли участие студенты 1–5 курсов, изучающие английский язык на гуманитарных (и технических) факультетах различных вузов — всего более 300 человек. Среди них — студенты из Новосибирска, Ульяновска, Ростова-на-Дону, Красноярска, Саратова, Нижнекамска, Москвы, Перми, Казани, Челябинска и других городов. Во второй тур прошли 93 конкурсанта; 42 знатока встретились в третьем туре.

Встать! Суд идет!
За те полтора месяца, что длилась олимпиада, виртуальное жюри (Мэри Георгиевна Евдокимова — Московский государственный институт электронной техники, Юлия Леонидовна Гуманова — Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Лариса Владимировна Цурикова — Белгородский государственный университет, Наталья Александровна Кочетурова — Новосибирский государственный технический университет, Алла Леонидовна Назаренко — Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Любовь Кимовна Гейхман — Пермский государственный технический университет) ознакомилось со множеством блестящих творческих сочинений, впечатляющих прекрасными познаниями в английском языке, оригинальностью и глубиной мысли.

Приговор со знаком плюс
В результате жюри присудило гран-при за блестящий уровень исследовательской и лингвистической компетенции Елене Шенкаренко из Перми и выбрало 6 победителей. А еще 10 участников оказались достойными специальных призов за свои неординарные работы. Приятно отметить, что заслуженные почетные призы в этом состязании «взяли» и студенты МГУ: Анастасия Мамедова (2 место), Маргарита Ларшина (3 место), Григорий Казаков (приз за лаконичность и емкость речи и профессиональный лингвистический анализ текста), Людмила Ерохина (приз за широкий кругозор и глубокий социокультурный анализ темы), Марина Юровская (приз за увлекательный экскурс в историю английского театра Викторианской эпохи). Порадовала обширная география «прописки» победителей: Ростов-на-Дону, Одесса, Екатеринбург, Ульяновск, Казань и Челябинск.
Наградами стали увлекательные электронные издания, посвященные культуре Англии, словари, художественные книги на английском языке, комплекты мультимедийных материалов для подготовки к международным экзаменам по английскому языку и другие интеллектуальные призы.
Специальные призы предоставили факультет иностранных языков и регионоведения МГУ и лично декан факультета Светлана Григорьевна Тер-Минасова.
Тем конкурсантам, которым для победы немного не хватило знания английского языка, Центр дистанционного обучения факультета иностранных языков МГУ имени М.В. Ломоносова предложил замечательную возможность повысить уровень своей лингвистической компетенции и на льготных условиях стать слушателями дистанционного мультимедийного курса английского языка «BENSONS», цель которого — обучение аутентичному живому разговорному языку.

***

На церемонию вручения наград приехали призеры олимпиады не только из Москвы, но и из Казани, Перми, Саратова и других городов. «Поболеть» за финалистов пришли их друзья и родственники. Победителей тепло поприветствовала декан факультета иностранных языков и регионоведения С.Г. Тер-Минасова. Она поблагодарила всю большую команду авторов и организаторов конкурса, спонсоров, подаривших ребятам замечательные книги, а главное — самих победителей, так ярко проявивших свои знания и таланты.

А вот и впечатления участников конкурса:

«С каждым годом задания олимпиады становятся все более увлекательными. Мне кажется, что использование видео- и аудиотехнологий стало очень хорошей находкой организаторов! Большое спасибо за еще одну возможность “вспомнить” английский, за оригинальные, пусть и сложные задания!»
Антон Рапенок (Пермь)

«Я не могу передать словами (ни русскими, ни английскими), насколько я вам благодарна. Ваш вклад в жизнь студентов просто неоценим. И то, что эта олимпиада проводится факультетом иностранных языков и регионоведения МГУ, мне, как регионоведу ЮФО, очень приятно и лестно. Было очень непросто тягаться с таким высоким уровнем, и я до сих пор не могу поверить в свою победу. Вы укрепили мою веру в себя — это куда важнее, чем все остальное. Спасибо вам!!!»
Галина Коломиец (Ростов-на-Дону)

«Я считаю, что таких олимпиад должно быть еще больше! Надеюсь, в следующий раз добьюсь большего результата, но и само попадание в финал и высокую оценку жюри считаю успехом! Желаю и вам успехов, желаю открыть с помощью этого проекта новые таланты, которых, уверена, в России миллионы!»
Ирина Клинова (Челябинск)

Итак, дорогие друзья, следующая дистанционная олимпиада планируется на февраль–март 2008 года. А если вы отличаетесь пытливым умом, эрудицией и хорошим знанием английского языка и догадались, что в истории, описанной в начале этой статьи, шла речь о Шерлоке Холмсе и его знаменитом создателе Артуре Конан-Дойле, то победа в следующем состязании вам просто обеспечена!

Страничка олимпиады при Центре дистанционного обучения факультета иностранных языков МГУ имени М. В. Ломоносова: www.just-english.ru./07olimp.htm

Юлия Гуманова, факультет иностранных языков и регионоведения

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Память

Всем! Всем! Всем!

Повестка дня

Образование

Эхо фестиваля

Наука и практика

Спорт

Мир творчества

Новости Москвы

На главную страницу