№ 38 (4229)
декабрь 2007

Мы говорим МГУ — подразумеваем спорт,
мы говорим спорт — подразумеваем МГУ…

Ю.П. Митянин — директор учебного физкультурно-оздоровительного центра МГУ
Когда мы решили больше узнать о спортивной жизни в МГУ, то обратились к Юрию Павловичу Митянину с просьбой дать нам интервью. Ю.П. Митянин — директор учебного физкультурно-оздоровительного центра университета, мастер спорта международного класса, заслуженный тренер сборной России по водному поло. Зайдя в кабинет, мы были просто поражены количеством кубков, занимавших все свободное место… Это призы, завоеванные спортсменами Московского университета на различных олимпиадах. Выяснилось, что среди студентов есть даже олимпийские чемпионы, например, девушка-гимнастка Ольга Глацких с философского факультета.

Совсем недавно прошла Третья Московская универсиада, в которой МГУ занял почетное второе место, уступив пальму первенства только Российскому государственному университету физической культуры. Разумеется, первым делом мы спросили Юрия Павловича об этой олимпиаде.

Ю.П.: Универсиада — это комплексные соревнования. Она длится одну неделю, и в ее рамках 12 вузов состязаются в двенадцати видах спорта. Основные соревнования — это спартакиада (студенческие игры), которая продолжается целый год, за исключением лета. В ней принимают участие 148 вузов Москвы и Московской области, соревнуясь в 71 виде спорта. Команды МГУ участвовали в 63 из них. Мы заняли первое место, даже Университет физкультуры обошли!

— То есть стереотип «либо умный, либо спортсмен» разрушен Московским университетом?
Ю.П.:
Профессиональные спортсмены в основном, конечно же, идут в институт физкультуры. Но, по крайней мере, у нас очень хороший средний уровень. Есть у нас и мастера спорта, некоторые наши выпускники становятся олимпийскими чемпионами: легкоатлетка Ирина Привалова, например, в свое время окончила аспирантуру журфака МГУ.

— А каковы, на ваш взгляд, причины распространения такого убеждения?
Ю.П.:
Я не думаю, что на самом деле многие с этим согласны… Кстати, на Западе такого стереотипа никогда не было. Там совершенно другая мерка: все оценивается исходя из того, сколько ты можешь заработать. Профессиональные футболисты, баскетболисты, теннисисты и т. д. получают колоссальные деньги — миллионы долларов в год, и никто не говорит, что они дураки необразованные. Хотя, может, у них в действительности и нет высшего образования. У нас же данное предубеждение связано с советскими временами. Тогда спортсмен, прекративший играть, становился никому не нужным. Сейчас такого уже нет. И наши футболисты, хоккеисты и остальные также зарабатывают сумасшедшие деньги. К ним трепетно относятся и с удовольствием принимают даже в бомонде. Хорошими примерами тут могут служить такие люди, как Павел Буре и Марат Сафин.

— По каким спортивным дисциплинам ребята особенно отличились во время спартакиады?
Ю.П.:
По большей части в легкоатлетических. Из шести номинаций (условно — зимняя и летняя легкая атлетика, весенне-осенний кросс, традиционная, очень известная эстафета по Садовому кольцу и полиатлон — многоборье) мы выиграли пять, а в шестой заняли второе место. Из 63 — 26 мест у нас призовые. И это притом, что всего участвовало 148 вузов.

— Как вы считаете, в чем вообще смысл проведения подобных олимпиад?
Ю.П.:
Любые занятия (спорт или что-то еще) предполагают некий конкретный результат. Основа всего этого, конечно же, соревнование. Хочется узнать, кто все-таки сильнее, чья команда лучше… И в искусстве также: устраиваются ведь различные кинофестивали, на которых идет соревнование и выявляется победитель. Также и факультеты хотят знать, кто лучше. На Западе это очень модно — там университеты просто дерутся за талантливых спортсменов, ведь они становятся лицом учебного заведения, повышают его престиж. Поэтому желание наших вузов выявить лучшего абсолютно естественно.

— А какие факультеты особенно отличаются своими спортивными достижениями?
Ю.П.:
В последние годы это традиционно физический факультет и мехмат. Также хорошо выступают экономисты и ВМиК. Наверное, это как-нибудь связано с тем, что эти факультеты большие… Повышенным спортивным мастерством отличается факультет журналистики, у них больше всего спортсменов высокой квалификации. Я.Н. Засурский сам всегда занимался спортом — и бегал, и в теннис играл.

Многочисленные доказательства спортивных достижений МГУ
— В данный момент, чтобы поступить в МГУ, надо очень много учиться, и многие ребята подрывают свое здоровье из-за этого…
Ю.П.:
Дело не только в том, сколько учишься. Дело еще и в том, что физкультура очень плохо преподается в школах, на этот предмет обращается очень мало внимания. Часто не хватает учителей. Примерно 26% всех абитуриентов, то есть четверть, приходит в спецгруппу. Это больные люди. Примерно столько же — в подготовительные (еще не больные, но уже на подходе). Здоровых ребят всего около 40%, и то они лишь относительно здоровы. Мы проводили исследования, и по их результатам можно сказать, что примерно 12,5% человек через год из подготовительной группы переходит в основную. Это говорит о том, что занятия спортом способствуют улучшению здоровья.

А такие факультеты как мехмат и ВМиК упрашивают нас, чтобы физкультура у них была на всех курсах. Сейчас на мехмате физкультура введена на четырех курсах, на ВМиК — на трех, в отличие от большинства факультетов, где она преподается только первые два года. Так что чем больше физкультуры, тем лучше.

— А не отвлекает ли спорт от учебы?
Ю.П.:
Я думаю, что нет. Для тех, кто входит в сборную, у нас три раза в неделю тренировки по два часа — это только удовольствие. И хотя наша база большая, но ее все равно не хватает, так как студентов еще больше. Все факультеты только и просят: «Дайте время нам в залах!», они там и свои факультетские мероприятия хотели бы проводить, так что потребность очень большая.

— Какие виды спорта представлены в МГУ?
Ю.П.:
Шестьдесят три вида… У нас есть еще своя внутренняя спартакиада, проводящаяся между факультетами. В нее входят сорок пять видов спорта.

— Скажите, пожалуйста, почему в секции берут только ребят с разрядом? Может быть, человек никогда не занимался, но способен добиться потрясающих результатов?
Ю.П.:
Смотрите сами: если взять, например, плавание, то у нас в Главном здании есть маленький бассейн на четыре дорожки, построенный в 1953 году, и он уже не соответствует нашим нуждам. Мы весь первый курс выявляем тех людей, которые не умеют плавать. И главная наша задача — научить их этому. А ведь это порядка семисот человек ежегодно! Мы делим их на группы, и они работают. А для сборной команды остается два часа, потому что вечером бассейн требуется и для плавания, и для водного поло. Поэтому сюда мы и берем людей с разрядом не ниже первого. Есть у нас и вторая команда, которая тренируется в бассейне ДАСа. Вот там ребята со вторым–третьим разрядом. А ниже… У нас просто нет возможности брать. И та же самая ситуация с большим теннисом. Желающих миллион. Но занятия проходят три раза в неделю по три–четыре часа и могут охватить лишь мизер людей. А зимой у нас есть только один зал, но в нем же играют в мини-футбол, гандбол, бадминтон. А так наши корты — одни из лучших в Москве. Тут проходит турнир «Большая шляпа», где играет весь наш бомонд во главе с Ю.М. Лужковым.

— А что-нибудь делается для того, чтобы увеличить число спортивных площадок?
Ю.П.:
В новом учебном корпусе есть один очень хороший игровой зал, 42 на 24 метра. Этот зал, в отличие от старых, построенных в 1953 году, отвечает современным требованиям. Мы планируем перевести туда сборные команды по мужскому и женскому баскетболу, мини-футболу и гандболу. Скоро начнут строить еще один учебный корпус слева от библиотеки. Там планируется сделать такой же шикарный зал, где будут теннис, бадминтон и волейбол. Но сами понимаете, что что-то построить — слишком дорогое удовольствие. Нам всего не хватает. Мы, например, хотели бы 50-метровый бассейн. Но ничего нет, поэтому живем по возможностям.

— Юрий Павлович, как вы думаете, могут ли занятия спортом помочь преодолеть такие проблемы современного мира, как наркомания и алкоголизм?
Ю.П.:
Конечно, это же отвлекает! Мало того, в 1989 году я был участником Международной антиалкогольной конференции, которая проходила в США в рамках Фонда мира. Туда пригласили представителей различных видов деятельности, в том числе и меня как спортсмена. Мы обсуждали, как отвлечь молодежь от алкоголя и наркотиков. Человек, который занимается спортом, просто не может совместить алкоголь и наркотики с тренировками. Ведь, если он выпьет, на площадке ему будет очень плохо. Человеку необходимо выплескивать свои отрицательные эмоции: это можно сделать с помощью спорта, а можно уйти от реальности с помощью наркотиков. Когда человек набегается, устанет, ему уже не до того будет! Ему бы покушать и спать лечь, а не с наркотиками возиться. Так что я считаю спорт одним из самых действенных средств. Чем больше люди будут заниматься спортом, тем меньше у нас будет пьяниц и наркоманов. Это однозначно.

— А знаете ли вы такие случаи, когда благодаря занятиям спортом человек кардинально менялся в лучшую сторону?
Ю.П.:
Конечно… Когда я был мальчиком, то жил в Туапсе — в городе на Черном море, в котором все помешаны на водном поло. Мы тогда прямо в порту ставили ватерпольное поле и вовсю гоняли… Так вот, наш тренер специально старался набирать ребят из неблагополучных семей, с проблемами — я, правда, к этому числу не относился. И эти ребята становились совершенно другими людьми! Ему всегда была очень благодарна милиция: ведь парни делом заняты, а не болтаются по городу, не хулиганят. Им есть, куда выплеснуть свою энергию. А то ведь как обычно происходит? Парню делать нечего, вот он и слоняется, может, от нечего делать бутылку с друзьями купит или изобьет кого… А так он занят. А потом, сама личность меняется (например, если ты сильный, становится стыдно обижать слабого). Есть, допустим, великолепные боксеры, которые могут убить ударом… Если к ним подходят на улице и начинают приставать, то они терпят до последнего, есть возможность — они уйдут… А ведь им достаточно стукнуть — и от обидчиков мокрое место останется!

— Вы сами ведете здоровый образ жизни?
Ю.П.:
Тренировки я уже практически забросил, есть, разумеется, стараюсь побольше овощей, поменьше жиров и белков, но тут уже жена за мной следит. Все-таки хочется выглядеть похожим на спортсмена, а не на непонятно кого… (смеется)

— И, наконец, за что вы больше всего любите спорт?
Ю.П.:
Даже не знаю… За движение, за азарт. Мне скучновато просто бегать и прыгать, а вот в игровых видах я всегда с огромнейшим удовольствием принимаю участие. Мне нравится ощущение силы, ловкости, уверенности и бесстрашия.

Елизавета Смирнова,
Дарья Соловьева, наши корр.

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Память

Всем! Всем! Всем!

Повестка дня

Образование

Эхо фестиваля

Наука и практика

Спорт

Мир творчества

Новости Москвы

На главную страницу