№ 5 (4236)
февраль 2008 |
Рубрику ведет Надежда Пупышева
ВШГА МГУ. Качественного управления осталось ждать недолго
Продолжение.
Начало — в предыдущем номере
— Почему при поступлении вы выбрали именно Высшую школу государственного администрирования МГУ?
Андрей Евсеев, 1 курс магистратуры (Правительство Хабаровского края): «Еще пару лет назад я для себя решил, что необходимо получить образование в области управления. Данная мысль возникла в связи с тем, что, во-первых, базового образования не всегда было достаточно для принятия управленческих решений. А во-вторых, исходя из требований законодательства о государственной службе, госслужащему для профессионального развития необходимо повышать свой образовательный уровень. Поэтому, когда в Правительстве Хабаровского края мне предложили поступить в ВШГА МГУ, я принял это предложение. Ведь процесс обучения в ВШГА предполагал не банальное штудирование книг для накопления багажа теоретических знаний, а максимальное использование практических приемов, изучение международного опыта в сфере государственного управления, возможность прохождения практики в высших государственных органах России, общение с лучшими преподавателями и специалистами в области государственного управления».
Андрей Коротков, 1 год магистратуры (глава администрации городского поселения Руза Рузского муниципального района): «Считаю, что успешность профессиональной деятельности руководителя сегодня во многом определяется его мотивацией на профессиональное развитие, поиск и использование в своей работе новейших достижений науки и практики управления. В условиях развернувшихся в стране административной и муниципальной реформ потребность в получении качественного системного профессионального образования в сфере административно-управленческой деятельности среди руководителей государственных и муниципальных органов управления колоссальная.
Лично для меня обучение в Высшей школе государственного администрирования МГУ стало крупной жизненной удачей и важным этапом в профессиональном развитии. ВШГА, по моему мнению, на сегодняшний день является одним из лучших образовательных центров в России, реализующих профессиональные образовательные программы магистерской подготовки в сфере государственного и муниципального администрирования».
— В чем заключается специфика обучения (плюсы, минусы), нужно ли что-то менять?
Андрей Евсеев: «Основной упор в обучении делается на практическое использование полученных и имеющихся знаний. А это предполагает интенсивную самостоятельную работу по подбору материала, его анализу. Часть практикумов изучается и отрабатывается дистанционно с использованием Интернета. Каждому магистранту администрация школы помогает найти тьютора, который на протяжении всей учебы становится наставником, помогает в учебном процессе, ведет к защите магистерской диссертации. Также регулярно проходят занятия с преподавателями из Франции, что позволяет узнавать новое в управлении и обмениваться опытом с зарубежными специалистами. При этом часть занятий проходит на английском языке, что является еще и языковой тренировкой.
К некоторым трудностям, а не минусам, отнес бы позднее завершение занятий. Но это объективно обусловлено тем, что большинство магистрантов обучение совмещает с работой».
Андрей Коротков: «Круг изучаемых нами дисциплин охватывает абсолютное большинство направлений профессиональной деятельности руководителя. Хочу особо подчеркнуть, что каждый курс имеет ярко выраженную практическую направленность и отражает новейшие достижения мировой и отечественной науки и практики в сфере государственного управления, организационного поведения, человеческих отношений и ориентирован на понимание магистрантами проблем, развернувшихся в стране, административной и муниципальной реформ. Весьма интересной и новой оказалась для меня проблематика концепции “нового государственного управления”».
Каждый наш преподаватель обладает своим неповторимым индивидуальным стилем и присущими только ему личностными качествами и особенностями. Но что объединяет их всех — это высочайший научный уровень преподавания, общая культура, эрудиция и профессиональная компетентность. На занятиях отсутствует сухой академический стиль изложения, преподаватели охотно идут на контакт с магистрантами, создают условия для свободного обмена мнениями по учебной проблеме, используют такие интерактивные методы обучения, как дискуссии, работа в группах.
Повышению качества магистерской подготовки, ее практической направленности, безусловно, способствует привлечение в качестве преподавателей руководителей и специалистов органов государственной власти, зарубежных специалистов. Интересными и весьма полезными в профессиональном развитии и обучении оказались предлагаемые для самостоятельного изучения электронные интерактивные курсы — “Жесткие переговоры”, “Мастер переговоров”, “Публичное выступление”, “Планирование профессиональной карьеры” и другие (всего 12 курсов в одном семестре).
Теоретическая часть магистерской подготовки органично сочетается с практической, научно-исследовательской, самостоятельной работой и высокой требовательностью к оценке успеваемости. Все это, наряду с глубокой продуманностью учебных планов, обеспечивает высокий уровень магистерской подготовки, соответствующий самым высоким мировым стандартам.»
— Расскажите о наиболее курьезных случаях, произошедших с вами за период обучения?
Андрей Евсеев: «Запомнился один случай, произошедший во время одного из приездов преподавателей из Франции. В перерыве между занятиями пытаемся узнать больше друг о друге. На вопрос, откуда вы, я отвечаю: «Из Хабаровска, с Дальнего Востока». Услышав ответ, преподаватель кивает головой, мечтательно улыбается и замечает, что это замечательное место и он всегда хотел бы побывать на Байкале. Вот так волей случая Хабаровск стал ближе к столице на несколько тысяч километров».
— Кто наиболее запомнился среди профессорско-преподавательского состава? Чем?
Андрей Евсеев: «За полгода обучения мы познакомились еще не со всеми преподавателями и изучили не так много предметов, однако хотелось бы отметить Бориса Абрамовича Райзберга и Геннадия Львовича Купряшина, которые нас интересно ввели в основы государственного администрирования и теорию государственного управления. Запомнился еще Михаил Алексеевич Чекин своим умением четко и емко раскрыть сущность довольно формализованного по своему содержанию, из-за насыщенности его нормативно-правовыми актами, курса «Управление человеческими ресурсами». И, конечно же, необходимо отметить наших преподавателей французского и английского языков, которые сумели доходчиво, с азов начать с нами изучение языка Монтескье и Робеспьера, а также систематизировать и углубить познания в языке Кромвеля и Черчилля».
— Применяете ли уже сейчас полученные в ВШГА знания на практике?
Андрей Евсеев: «Да, конечно, полученные знания применяю, поскольку они напрямую связаны с моей основной деятельностью. Особенно навыки общения с людьми и умение быстро, но вместе с тем максимально емко подготовить проект управленческого решения и защитить его перед оппонентами».
Андрей Коротков: «Важнейшим преимуществом магистерской подготовки в ВШГА считаю то, что руководству, преподавателям, методическим работникам удалось реализовать индивидуальный подход к обучению каждого магистранта, в том числе в соответствии со спецификой его профессиональной деятельности. Конечно, на начальном этапе обучения еще рано говорить о том, какие учебные курсы и приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки будут наиболее востребованы в моей профессиональной деятельности. Вместе с тем, уже сейчас в практику работы и планы повышения квалификации муниципальных служащих возглавляемой мной администрации городского поселения включаю отдельные вопросы по проблематике концепции “нового государственного управления”, “электронного правительства”, организационного поведения и другим».
— Что бы вы хотели сказать, пожелать факультету, руководству университета?
Андрей Евсеев: «ВШГА хочется пожелать дальнейших успехов в становлении и развитии. Сохранить высокий уровень профессиональной компетентности и умение заинтересовать магистрантов постановкой как теоретических, так и практических вопросов, применением интерактивных методик, способствующих раскрытию потенциала обучающихся.
Руководству университета хотелось бы пожелать сохранить лидирующее место на рынке образовательных услуг не только в России, но и в мире, продолжать оставаться флагманом научной мысли, несмотря на непрекращающееся в стране бесконечное реформирование образовательной системы, и сохранить атмосферу творческого сотрудничества профессорско-преподавательского и студенческого коллективов».
Андрей Коротков: «Убежден в том, что ВШГА должна стать базовым образовательным и научно-методическим центром общероссийского уровня в системе магистерской подготовки руководителей и специалистов государственных и муниципальных органов управления. Аналогичные ей высшие учебные заведения магистерской подготовки необходимо создавать в федеральных округах и регионах России. Также надеюсь на то, что ВШГА будет и в дальнейшем развивать такое важнейшее направление своей деятельности, как пропаганда современных научных концепций и технологий государственного администрирования через издание собственного научно-методического журнала, учебников и учебных пособий, методических рекомендаций».
Остается лишь пожелать дальнейших успехов и сил всем, кто участвует в работе Школы. Пожелание «оставаться такими же» адресуем слушателям ВШГА. Ведь стремления к совершенствованию собственной работы и, как следствие, деятельности всего, так скажем, «подконтрольного аппарата» в целом, не хватает многим нынешним госслужащим. Хочется верить, что ждать результатов работы качественно иных управленцев осталось совсем недолго.
|