№ 17 (4248) |
Инновационный университет Лоббизм в регионах ЦФО
За рубежом лоббизм — профессия, регулируемая законом. В России пока что лоббисты находятся вне закона, хотя в некоторых крупных компаниях уже созданы специальные структуры «government relations» (отделы по связям с властью). А с апреля текущего года в нашей стране силами Высшей школы государственного администрирования МГУ запущена новаторская программа «Мастер делового администрирования» (Master of Business Administration), со специализацией «Связи с государственными органами» (MBA-GR). Старт подготовки профессиональных лоббистов в России дан. Одно дело рассуждать о лоббизме, совсем другое — его исследовать. В ВШГА МГУ 23 апреля состоялась презентация исследования «Лоббизм в Центральном федеральном округе: анализ, мониторинг, информация». В течение шести месяцев рабочая группа Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru проводила масштабное региональное исследование по лоббизму в регионах ЦФО. По словам руководителя исследовательского коллектива Е.А. Махортова, «исследование задумывалось как ответ на негативное мнение о роли лоббизма, оно проводилось в том числе и в академических интересах». Рабочей группой в каждом из регионов ЦФО был проведен ряд интервью с непосредственными участниками лоббистской деятельности (индивидуальные предприниматели, представители законодательных и исполнительных ветвей региональных и федеральных властных структур, члены отраслевых союзов, представители академической среды и т.д.). В исследовании рассмотрены основные технологии, этапы становления и примеры взаимодействия бизнеса и власти в регионах ЦФО, система продвижения интересов в каждом из регионов, дана качественная оценка развития институционализированных лоббистских технологий в субъектах ЦФО. Столь масштабное исследование спонсировал Фонд подготовки кадрового резерва «Государственный клуб». А членами исследовательской группы являлись студенты 4 курса философского факультета МГУ отделения политологии Игорь Шарапов и Роман Майоров. По итогам исследования определены объекты и субъекты лоббистской деятельности в ЦФО, основные технологии лоббирования. Подробно с результатами работы вы можете ознакомиться на сайте журнала о лоббизме и GR Lobbying.ru. Обобщая, стоит отметить, что технологии лоббирования в регионах ЦФО в целом идентичны таковым на федеральном уровне. Тем не менее, в округе выделяется ряд уникальных регионов. К примеру, в Белгородской и Смоленской областях активным субъектом лоббистской деятельности является Русская православная церковь. «В Белгородской области губернатором созданы хорошие условия для развития малого бизнеса. Функционирует даже Фонд поддержки малого предпринимательства», — утверждает Р. Майоров. А вот Владимирская область сейчас переживает не самые лучшие времена. По словам Р. Майорова, область является примером «нерачительного отношения власти к собственному бизнесу». В Ярославской области взаимодействие бизнеса и власти выстроено, опираясь на конкретные ассоциации. Область является новатором в ЦФО по цивилизованности и эффективности диалога бизнеса и власти. В результате исследования специфики лоббизма в ЦФО определились также этапы становления институтов лоббизма в регионах округа: — 1991–1995 гг. Стихийный этап, расцвет «криминального лобби», «коридорный» лоббизм; — 1995–2004 гг. Постепенное развитие и институционализация лоббизма, образование бизнес-ассоциаций, отмена выборности губернаторов, формирование крупных региональных и федеральных органов, преимущественно корпоративная модель лоббирования; — 2004 г.–по настоящее время. Совершенствование правовой среды, попытка выстраивания «цивилизованных» отношений между властью и обществом, консолидация мелкого и среднего бизнеса, включение его в лоббистские коммуникации. Итак, является ли лоббизм явлением нездоровым, мешающим рыночной конкуренции? Нет, это объективная данность, которая, к сожалению, в России пока что не очень развита. «Большим шагом может стать принятие конкретного закона», — рассуждает Р. Майоров. Что сейчас маловероятно. Хотя положительную роль в развитии цивилизованного лоббизма уже сыграли различные ассоциации. Важно и восстановление правопорядка сверху, укрепление вертикали власти. Пожалуй, центральным звеном в становлении цивилизованного лоббизма в нашей стране является подготовка профессиональных специалистов в данной области. На сегодняшний день именно ВШГА МГУ занимает в решение этого вопроса лидирующие позиции. Тем более, что, по словам первого заместителя директора ВШГА В.Л. Еремина, «сегодня лоббизм идет по пути профессионализации». Надежда Пупышева, наш корр. |
||