№ 17 (4248)
май 2008

Инновационный университет

Лоббизм в регионах ЦФО

Слева на право: Е.А. Махортов, В.Л. Еремин, П.А. Толстых (руководитель Центра Lobbying.ru)
Добиться того, чтобы в законодательных и нормативных актах государственной власти учитывались специфические интересы разных групп и организаций, не противоречащие интересам общества, — вот она, суть многострадального лоббирования. Многострадального потому, что цивилизованный лоббизм только начинает входить в среду отношений бизнеса и государства. Сейчас распространено мнение, что лоббизм и коррупция — явления, если не тождественные, то неразрывно связанные. Хотя в своей основе лоббизм не является, точнее не должен являться, «продавливанием» личных интересов под названием «Договоримся». Лоббизм в его цивилизованных формах является широко используемым, легальным способом влияния групп общества, конкретных компаний на работу государственной власти. К тому же лоббистская деятельность служит показателем эффективности управления в том или ином регионе.

За рубежом лоббизм — профессия, регулируемая законом. В России пока что лоббисты находятся вне закона, хотя в некоторых крупных компаниях уже созданы специальные структуры «government relations» (отделы по связям с властью). А с апреля текущего года в нашей стране силами Высшей школы государственного администрирования МГУ запущена новаторская программа «Мастер делового администрирования» (Master of Business Administration), со специализацией «Связи с государственными органами» (MBA-GR). Старт подготовки профессиональных лоббистов в России дан.

Одно дело рассуждать о лоббизме, совсем другое — его исследовать. В ВШГА МГУ 23 апреля состоялась презентация исследования «Лоббизм в Центральном федеральном округе: анализ, мониторинг, информация». В течение шести месяцев рабочая группа Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru проводила масштабное региональное исследование по лоббизму в регионах ЦФО. По словам руководителя исследовательского коллектива Е.А. Махортова, «исследование задумывалось как ответ на негативное мнение о роли лоббизма, оно проводилось в том числе и в академических интересах».

Рабочей группой в каждом из регионов ЦФО был проведен ряд интервью с непосредственными участниками лоббистской деятельности (индивидуальные предприниматели, представители законодательных и исполнительных ветвей региональных и федеральных властных структур, члены отраслевых союзов, представители академической среды и т.д.). В исследовании рассмотрены основные технологии, этапы становления и примеры взаимодействия бизнеса и власти в регионах ЦФО, система продвижения интересов в каждом из регионов, дана качественная оценка развития институционализированных лоббистских технологий в субъектах ЦФО.

Столь масштабное исследование спонсировал Фонд подготовки кадрового резерва «Государственный клуб». А членами исследовательской группы являлись студенты 4 курса философского факультета МГУ отделения политологии Игорь Шарапов и Роман Майоров.

По итогам исследования определены объекты и субъекты лоббистской деятельности в ЦФО, основные технологии лоббирования. Подробно с результатами работы вы можете ознакомиться на сайте журнала о лоббизме и GR Lobbying.ru. Обобщая, стоит отметить, что технологии лоббирования в регионах ЦФО в целом идентичны таковым на федеральном уровне. Тем не менее, в округе выделяется ряд уникальных регионов. К примеру, в Белгородской и Смоленской областях активным субъектом лоббистской деятельности является Русская православная церковь. «В Белгородской области губернатором созданы хорошие условия для развития малого бизнеса. Функционирует даже Фонд поддержки малого предпринимательства», — утверждает Р. Майоров. А вот Владимирская область сейчас переживает не самые лучшие времена. По словам Р. Майорова, область является примером «нерачительного отношения власти к собственному бизнесу». В Ярославской области взаимодействие бизнеса и власти выстроено, опираясь на конкретные ассоциации. Область является новатором в ЦФО по цивилизованности и эффективности диалога бизнеса и власти.

В результате исследования специфики лоббизма в ЦФО определились также этапы становления институтов лоббизма в регионах округа:
— 1991–1995 гг. Стихийный этап, расцвет «криминального лобби», «коридорный» лоббизм;
— 1995–2004 гг. Постепенное развитие и институционализация лоббизма, образование бизнес-ассоциаций, отмена выборности губернаторов, формирование крупных региональных и федеральных органов, преимущественно корпоративная модель лоббирования;
— 2004 г.–по настоящее время. Совершенствование правовой среды, попытка выстраивания «цивилизованных» отношений между властью и обществом, консолидация мелкого и среднего бизнеса, включение его в лоббистские коммуникации.

Итак, является ли лоббизм явлением нездоровым, мешающим рыночной конкуренции? Нет, это объективная данность, которая, к сожалению, в России пока что не очень развита. «Большим шагом может стать принятие конкретного закона», — рассуждает Р. Майоров. Что сейчас маловероятно. Хотя положительную роль в развитии цивилизованного лоббизма уже сыграли различные ассоциации. Важно и восстановление правопорядка сверху, укрепление вертикали власти. Пожалуй, центральным звеном в становлении цивилизованного лоббизма в нашей стране является подготовка профессиональных специалистов в данной области. На сегодняшний день именно ВШГА МГУ занимает в решение этого вопроса лидирующие позиции. Тем более, что, по словам первого заместителя директора ВШГА В.Л. Еремина, «сегодня лоббизм идет по пути профессионализации».

Надежда Пупышева, наш корр.

Первая полоса

Вести МГУ

Юбиляр

Дела профсоюзные

Твоя жизнь, студент!

Конференции

Студентка

Спорт

Инновационный университет

Неравнодушный взгляд

Новости Москвы

Мир творчества

На книжную полку

"01"

На главную страницу