№ 27 (4258)
сентябрь 2008

ФЛЮС

Карась Боря

предполагал написать панегирик в честь карася — одного из обитателей нашего лабораторного аквариума, однако не успел. То времени не было, то «куда спешить, успею, что с карасем сделается». Так у нас всегда. Пока человек жив (в данном случае — карась), мало кто на него обращает внимания, а стоит уйти в мир иной, как сразу же выясняется, что у него была масса достоинств. Послушайте речи, которые произносят на панихидах и поминках! А ведь ушедшему от нас, по большому счету, уже ничего не надо. Дайте ему при жизни то, что ему причитается, и тогда не надо никаких красивых слов и памятников.

Не успел, так всегда! Пришлось писать эпитафию. Хотя это был карась, он всей своей жизнью доказал, что заслуживает доброго слова. Он жил достойно и скончался в возрасте 19 лет. Для человека это совсем еще юный возраст, а для карася — более чем преклонный.

Хозяин аквариума, наш сотрудник, устроил по этому скорбному поводу тризну: выставил народу канистру спирта. Карася знали все, поэтому проститься с ним приходило много людей.

Один из сотрудников лаборатории, глядя на лежащего на блюде мертвого карася, грустно произнес: «Коллеги, а ведь с карасем прошла целая эпоха!» Эта фраза имела большой смысл. Все мы за это время немного повзрослели. Произошла смена одного столетия на другое. Изменился общественно-экономический строй в стране. Раньше за какой-то доллар, курс которого был всего 70 копеек, можно было «загреметь» на полную катушку. А сейчас теми же долларами шуршит в кармане самый последний нищий. Когда-то яростно боролись с частной собственностью, тунеядством, строили «светлое будущее». Часть людей, которые оказались «в нужное время и в нужном месте» приватизировали страну — и хоть бы что! Как будто так и было. Многие предприятия «встали», в результате население осталось без работы, и невольно пополнило ряды «тунеядцев». Сейчас 90% жителей страны строит «светлое настоящее, а заодно и будущее» для остальных десяти процентов.

Наука, которая запустила ракеты в космос, создала мощнейшее оружие, построила корабли, разработала месторождения нефти, газа, оказалась никому не нужной. Это принцип — «после нас хоть потоп». Сейчас для некоторых главное — качать, гнать все на запад и восток, а потом «слинять». Первый и последний президент СССР. Я не о президенте, а о стране. Ведь «великий и могучий» существовал более 70 лет и превратил окраины России из отсталых в процветающие государства, хотя большинство из них утверждают, что «маловато им давали». Выборы первого президента РФ и его уход. Это ведь тоже эпохальное событие.

Аквариум служил для научных целей. В нем жили рыбы, которые отдавали жизнь служению науке, хотя их согласия на это никто не спрашивал. Карась попал в их компанию совсем еще в юном возрасте, причем опять же не по своей воле. Это произошло в конце восьмидесятых годов прошлого века, в самый разгул перестройки и демократии. Его поймали случайно вместе с кормом для рыб — дафниями и циклопами. Карась был настолько мал, что мог уместиться на двухкопеечной монете, поэтому никто не предрекал ему долгой жизни. Его соседями были такие зубастые рыбы, что один их вид приводил в смятение. Однако карась выжил. Другие рыбы приходили и уходили, а карась жил.

Одновременно с карасем в нашем аквариуме на политической арене страны появился Борис Николаевич. С этого момента они были вместе, можно сказать, шли рука об руку. У одного была бурная политическая жизнь, у другого — не менее опасная. Да и скончались они тоже почти одновременно.

Сейчас трудно сказать, кто и когда назвал карася Борей. Скорее всего, после того, как в народе появилась крылатая фраза: «Борис, ты не прав!»

В стране в те времена было нестабильно: ГКЧП, штурм парламента, телецентра, доллары в коробке (как будто другой тары для этого не было), смена премьеров, правительств, «банные» дела, инфаркты, шунтирование. Все эти дрязги в «коридорах власти» сказывались на благосостоянии народа.

Кто-то обратил внимание, что карась Боря является индикатором политического состояния страны. Когда Боря весело плавал, хорошо ел, то и в стране не «сквозило», зарплату давали вовремя. Однако стоило карасю захандрить, так в стране обязательно что-то и случалось.

Поэтому сотрудники лаборатории, придя на работу, первым делом смотрели на Борю, а потом уже слушали новости. К политическим обозревателям доверия не было. Они составляли прогноз в угоду тем, кто их финансировал. А карась, тот был беспристрастен, одним своим видом «резал правду-матку». Причем его политический прогноз всегда был точен, не то что у аналитиков, которые постоянно ссылаются на непредсказуемость наших руководителей.

Однажды случилось нечто страшное. Мы ушли на обед и пока отсутствовали, лопнул аквариум. Около часа рыбы были без воды. Все погибли, один только карась Боря продолжал биться на полу. Мы загрустили, и не столько из-за потери рыб, сколько от предчувствия неприятностей в стране. Прогноз и поведение карася нас не обманули. В результате — «дефолт» в августе 1998 года.

Борю поместили в банку и срочно начали заделывать аквариум. Надо было выправлять положение в стране. Карась выжил, что ему сделается, так же как и нашей огромной родине. Прошло какое-то время, карась повеселел. Значит все не так уж и плохо: «Налаживается жизнь!»

Однажды карась серьезно заболел, подхватил какую-то грибковую инфекцию. Пришлось приглашать для лечения специалистов. В итоге — шунтирование. Даже передача власти от одного президента к другому была предсказана по народным приметам.

И вот произошла катастрофа, в апреле 2007 года карась Боря безвременно покинул нас. А что случилось в этом же месяце, хорошо известно.

Сейчас политическая и экономическая жизнь в стране нормализовалась, поэтому сотрудники лаборатории решили подыскать животное, которое могло бы предсказывать курс валют или стоимость нефти на бирже.

Анатолий Садчиков

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Наука и практика

Крупным планом

Новости Москвы

Наш календарь

Объявление

Другие берега

ФЛЮС

На главную страницу