№30 (4261) |
Фестиваль науки — вся палитра знаний
Вот и пролетел III Фестиваль науки, к которому мы так долго готовились. Работники и студенты Московского университета и других вузов — участников много трудились, чтобы посетители смогли обогатить свои знания. За прошедшие три дня фестиваля ведущими специалистами были прочитаны десятки лекций, проведено множество презентаций, выставок, мастер-классов, конкурсов и игр.
Основные мероприятия проходили в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке и в первом учебном корпусе МГУ на новой территории. В фойе и залах 1-го этажа библиотеки прошли выставки: «Зазеркалье», «Мобильные роботы», «Занимательные технологии», «Медицинский городок» и другие, а также показ видеофильмов, презентации, конкурсы, игры и шоу: «Театр занимательной науки», «Химические шахматы», «Оживленная Анна». Посетители смогли послушать лекции: «Умные полимеры» — лекция-презентация академика А.Р. Хохлова, «Большой адронный коллайдер и новая физика» академика В.А. Матвеева, «Загадочный хрестоматийный Пушкин» Д.П. Ивинского, «Человек в истории. Видеомост в XXI век» профессора Н.И. Басовской, «Развитие нанотехнологий — благо, блеф или грядущая катастрофа» академика Ю.Д. Третьякова, «Наука о переводе» профессора Н.К. Гарбовского. В музее камня в первом учебном корпусе на новой территории была открыта выставка «Искусство природы в камне», а в фойе 1-ого этажа проходили выставки: «Физическая кунсткамера», «Научные фотографии», «Искусство, дизайн, архитектура», «Насекомые и пауки». В аудиторияхсекторов «В» и «Д» того же корпуса читали лекции: «Юноше, обдумывающему житье. Как воспитать в себе личность» профессор А.В. Мишуев, «Здоровье и факторы риска» профессор Г.П. Арутюнов, «ДНК-технологии в криминалистике» профессор И.О. Перепечина, «Ценность семьи и брака» проректор РГСУ О.И. Волжина и многие другие. В секторе «В» первого учебного корпуса проводились мастер-классы и викторины: «Изучаем деловой английский в аудитории и за ее пределами» — презентация интерактивных и инновационных средств обучения профессора Т.Б. Назаровой, «Митрофан-квест, или День знаний» — занимательная викторина для старшеклассников по русскому языку и литературе, «Париж, я люблю тебя» — представление студенческого французского театра, «Жизнь других» — просмотр фильма на немецком языке, конкурс эссе. Фестиваль занял более 30 площадок Московского университета, каждый факультет на своей территории проводил лекции ведущих преподавателей и приглашенных специалистов, викторины, дискуссии, концерты и круглые столы. Более подробно о проводившихся во время III Фестиваля науки мероприятиях вы сможете узнать в следующих номерах нашей газеты. Дарья Петрова, сотрудник редакции Пресс-конференция В.А. Садовничего
Фестиваль науки проводится в России в третий раз. Журналисты интересовались отличиями российского фестиваля от аналогичных ему зарубежных. Виктор Антонович пояснил, что наш фестиваль в общих чертах напоминает зарубежные и ни в чем не уступает им. Когда планировалось проведение Фестиваля науки в России, учитывался зарубежный опыт, чтобы, как выразился В.А. Садовничий, «не изобретать велосипед». Фестивали за рубежом пользуются поддержкой бизнеса. В.А. Садовничий с сожалением отметил, что у нас такая система отсутствует, и выразил надежду, что ситуация изменится. В частности, Фестиваль науки уже поддерживают две фирмы —российская и японская. На вопрос о том, сколько гостей ожидается на этом празднике. В.А. Садовничий предположил, что, если в прошлом году площадки фестиваля посетило 100 тыс. человек, то в этом году гостей будет не меньше, и, возможно, рекорд прошлого фестиваля будет побит. Помимо вопросов, непосредственно связанных с III Фестивалем науки, участников встречи интересовали и актуальные проблемами отечественной науки и образования. В частности, была затронута наболевшая тема - низкий уровень, который занимают российские вузы в мировых рейтингах. Ректор МГУ рассказал о только что прошедшей встрече с организатором рейтинга «Таймс», на котором обсуждался этот вопрос. Организатор рейтинга пообещал, что все требования российской стороны будут учтены. По мнению В.А. Садовничего, большинство рейтингов составляется без согласия вузов с использованием критериев, взятых из неизвестных источников. «Мы за объективность. С рейтингами необходимо сотрудничать», — заявил В.А. Садовничий. Интересовались журналисты и возможностью совмещения преподавательской и научной деятельности: «Есть такая точка зрения: хороший ученый — посредственный педагог, и наоборот». В.А. Садовниий считает, что невозможно качественно преподавать, не занимаясь научной работой. С другой стороны, настоящий ученый не должен замыкаться только на научной деятельности, и ему очень полезно заниматься преподаванием, потому что ученики — аспиранты и студенты — помогают ученому развиваться. Была выражена озабоченность по поводу отсутствия продуктивной связи между молодыми учеными и промышленностью. В.А. Садовничий отметил, что данный вопрос — дискуссионный, и существуют две крайних точки зрения: с одной стороны, университеты считают, что подготовка молодых специалистов — исключительно их задача, с другой стороны, работодатели пытаются диктовать вузам свои требования к содержанию образования. Виктор Антонович считает, что «истина посередине». Вузы, безусловно, должны учитывать требования рынка, но при этом работодателю следует со вниманием относиться к молодым специалистам, адаптировать их к условиям работы, и стараться наиболее оптимально использовать их возможности. В.А. Садовничий отметил существенную роль, которую играет пресса в популяризации фестивалей науки, которые направлены на развитие сотрудничества между научными учреждениями и производителями. «Пишите больше о фестивале», — призвал В.А. Садовничий участников встречи. Настя Ковалёва, наш корр. |
||