№1-2 (4272-4273)
январь 2009

Конференции

II Научно-практическая конференция «Перспективы развития инноваций в биологии»

На биологическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова 23 октября состоялась Конференция «Биолого-экологическое образование, просвещение и инновационное развитие общества». Она проводилась в рамках IV Ассамблеи Всемирного форума «Интеллектуальная Россия» (Москва, Санкт-Петербург, 20–24 октября). Все мероприятия IV Ассамблеи объединялись общей темой «Просвещение народа в стратегии инновационного развития России».

Работу ассамблеи открывал II Всероссийский съезд деятелей народных университетов, посвященный 100-летию первого съезда, состоявшегося в 1908 году, и 100-летию открытия Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского. Символично, что пленарное заседание съезда проходило в здании этого учебного заведения, ныне занимаемом Российским государственным гуманитарным университетом.

Выступая 20 октября на пленарном заседании съезда, президент Всемирного форума «Интеллектуальная Россия», сопредседатель Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России», председатель Совета Федерации С.М. Миронов отметил, что для эффективного и подлинно инновационного развития необходимо мобилизовать все общественные ресурсы, подчеркнув, что народное просвещение — один из таких ресурсов, причем стратегический. В связи с этим, он призвал к восстановлению отечественных просветительских традиций и созданию разветвленной, постоянно действующей системы народного просвещения, охватывающей все возрасты и все пространство страны, в которой бы активно участвовали университеты, научные и творческие организации.

В числе первоочередных задач в просветительской деятельности на современном этапе С.М. Миронов выделил просвещение в сфере экологии и охраны здоровья. Одной из целей конференции, проводимой на биологическом факультете МГУ, стало обсуждение задач, которые могут решаться путем распространения биологической грамотности. Здесь уже более 10 лет активно разрабатывается и реализуется проект по развитию биологической грамотности, которая, как показал опыт, лежит в основе экологической культуры общества и здорового образа жизни.

Проект «Формирование биологической грамотности» проходит в средней школе в дополнение к базовым курсам по биологии и экологии, на педагогическом факультете МГУ и для студентов четырех факультетов (биологического, почвоведения, фундаментальной медицины, биоинформатики и биоинженериии), получающих второе высшее образование по специальности «учитель биологии». Кроме того, в просветительских целях разработана и реализуется программа повышения квалификации работающих учителей. По предложению сопредседателя Конференции декана биологического факультета МГУ академика М.П. Кирпичникова начинает работу школа по биологическому образованию имени профессора М.В. Гусева. Исторически сложилось так, что проект выполняется на кафедре физиологии микроорганизмов биологического факультета МГУ, где вопросам биологического образования и биологической грамотности уделял большое внимание бывший заведующий кафедрой и декан факультета профессор М.В. Гусев (1934–2005). В настоящее время его идеи в этой сфере развиваются, о чем свидетельствует и прошедшая конференция. Проект «Формирование биологической грамотности» основан на новом научно-образовательном направлении — интегративной биологии (ИнБио), — которое разработано на биофаке МГУ сотрудниками кафедры физиологии микроорганизмов. Он вызывает интерес в научно-образовательном сообществе разных стран в связи с решением проблемы ликвидации биологической неграмотности молодых граждан.

В рамках Всемирного форума «Интеллектуальная Россия» это вторая конференция по теме формирования биологической грамотности. Первая — «Биологическое образование и общество знаний» проводилась во время II Ассамблеи в 2006 году в Брянске.

В работе нынешней конференции приняли участие ведущие ученые, деятели образования, методисты и учителя средних школ г. Москвы, представители административных государственных и общественных структур, включая: Совет Федерации, комитет Государственной Думы по образованию и науке, Национальный комитет «Интеллектуальные ресурсы России», Московская областная дума, Международная академия экологической безопасности, Немецкое общество по техническому сотрудничеству.

Открывая работу конференции, сопредседатели оргкомитета декан биологического факультета МГУ академик М.П. Кирпичников и заместитель председателя комитета ГД по образованию В.Е. Шудегов обосновали проблематику конференции. М.П. Кирпичников говорил об актуальности достижений биологической науки, совершенствовании высшего и среднего биологического образования, просвещения граждан в стратегии инновационного развития общества. Эта задача может быть решена при внедрении в учебный процесс современных достижений биологии, имеющих экономическое, социальное, этическое значение для общества, а также благодаря инновационной методологии их преподавания. В своем приветственном слове В.Е. Шудегов акцентировал внимание участников конференции на возрастающей роли экологического образования в современном мире.

Необходимость биологического (и как его составной части — экологического) образования и просвещения для повседневной жизни граждан и для принятия биосферно- и социально-значимых решений руководителями разных рангов была обоснована соруководителем проекта «Формирование биологической грамотности» Л.В. Пивоваровой. В докладе показана потребность общества в решении взаимосвязанных проблем — биологических, экологических, биолого-медицинских, биосоциальных, биотехнологических, морально-этических, мировоззренческих — и необходимость применения достижений биологии в экономике и социальной сферах. Сотрудник кафедры экологии и промышленной безопасности МГТУ имени Н.Э. Баумана О.П. Мелехова уделила внимание необходимости практической ориентированности преподавания биологических дисциплин, роли биологической и экологической грамотности для выпускников небиологических вузов и отдельным проблемам в этих областях образования.

В программе конференции были представлены новейшие достижения биологии, которые пока не отражены в программах биологического образования и просвещения как для учителей, так и для широких слоев граждан. Академик РАЕН, заведующая лабораторией Медико-генетического научного центра РАМН Л.Ф. Курило поставила этические и правовые проблемы биомедицинских технологий. Профессор кафедры генетики биологического факультета МГУ М.М. Асланян осветил роль генетики в решении насущных проблем общества. В докладе профессора Института общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН Н.К. Янковского и сотрудника того же института С.А. Боринской образно представлены научные достижения, прикладные аспекты и значение расшифровки генома человека в образовании. Профессор биологического факультета МГУ А.А. Ярилин осветил необходимость компетентной популяризации иммунологических знаний среди всех слоев населения, начиная со средней школы, в противовес пропаганде в ущерб понимания. Профессор биофака МГУ Ю.Т. Дьяков отметил значение преподавания биологии для формирования научного мировоззрения и в повседневной жизни человека.

Депутат Московской областной думы О.А. Приймак подробно остановился на совершенствовании экологической подготовки руководителей местного и регионального уровня, Ю.В. Каплунов — на проблемах восстановления территорий в местах добычи полезных ископаемых, отметил роль использования микробиологических разработок в этом процессе. Руководитель проекта «Гармонизация экологических правил и стандартов (ГЭС II) — Россия» Х. Дитрих рассказал о практических положительных результатах внедрения природосберегающих технологий.

В итоговом документе конференции приняты решения по поддержке инициативы IV Ассамблеи Всемирного форума «Интеллектуальная Россия» в создании Всероссийского совета народного просвещения для объединения усилий деятелей науки, образования, культуры в деле создания сети российских народных университетов. Для участия в инициативе Ассамблеи форума биологический факультет МГУ имеет все интеллектуальные, идейные, методологические, кадровые ресурсы, а также практический опыт реализации проекта по формированию биологической грамотности. Повышение качества биологической подготовки учащихся в настоящее время является первостепенной задачей образовательных систем многих стран, а также Комиссии по биологическому образованию Международного союза биологических наук (CBE-IUBS) при ЮНЕСКО, с которой сотрудничает биофак МГУ. Об этом свидетельствуют масштабные симпозиумы и научно-практические конференции в области биологического образования.

Развивая идеи биологического образования и просвещения, заявленные на конференции, биологический факультет МГУ со 2 по 4 февраля 2009 года проводит Всероссийскую научную конференцию «Науки о жизни и образование. Фундаментальные проблемы интеграции», посвященную памяти и научному вкладу в реализацию этих идей профессора М.В. Гусева. Эта конференция проводится совместно Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова и Российской академией наук. Сопредседатели конференции — декан биологического факультета МГУ академик М.П. Кирпичников и вице-президент РАН, академик А.И. Григорьев.

Актуальность конференции обусловлена новой социальной и гуманитарной ролью, которую приобрела биология в настоящее время, биомедицинской и экологической проблематикой, задачами безопасного развития общества, что вызывает необходимость интенсивного развития системы биологического образования для широких контингентов населения нашей страны — юристов, медицинских работников, политических деятелей, экономистов, учителей.

Конференция направлена на развитие среднего и высшего биологического образования в стране и усиление его связи с наукой в решении проблемы формирования биологически грамотного общества. Предполагается проведение пленарной сессии и трех секций по направлениям:
— Интегративная биология и биологическая грамотность для всех.
— Современные проблемы биоэтики в высшей школе.
— Сетевые структуры в гуманитарной биологии и образовании.

К участию в конференции приглашаются научные сотрудники, преподаватели вузов и школ, заинтересованные в реформировании высшего и среднего биологического образования, обсуждении внедрения в учебный процесс современных достижений биологии, имеющих экономическое, социальное, этическое значение для общества, а также инновационной методике их преподавания.

Подробнее о конференции можно узнать на сайте биологического факультета МГУ www.bio.msu.ru. Задать вопросы и зарегистрироваться для участия можно по адресу nauka_konf2008@mail.ru.

Руководители проекта «Формирование биологической грамотности»
вед. н. с. Л.В. Пивоварова
и профессор Т.Г. Корженевская;
и. о. зав. кафедрой физиологии
микроорганизмов профессор Е.С. Лобакова

Первая полоса

Редакторская колонка

Новости ректората

Пресс-служба

Вести МГУ

Поступаем в МГУ

Память

Образование

Конференции

Юбилеи

Актуальное интервью

Страницы истории

Наука и техника

Новости Москвы

Наш календарь

Будни и праздники университета

Спорт

На главную страницу