№1-2 (4272-4273)
январь 2009

Пресс-служба

Заседание Совета Российского Союза ректоров

В Зале заседаний Интеллектуального центра МГУ 23 декабря 2008 г. прошло заседание Совета Российского Союза ректоров, посвященное проблемам, с которыми высшая школа столкнулась в связи с финансовым кризисом. В собрании приняли участие министр образования и науки А.А. Фурсенко, заместитель председателя Государственной Думы В.В. Володин, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Г. Свинаренко, председатель совета директоров АФК «Система» В.П. Евтушенков, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Г.Г. Фетисов, вице-президент РАН академик В.В. Козлов.

Открывая заседание, ректор МГУ академик В.А. Садовничий признал: «Мы находимся в непростых условиях. Высшей школе брошен вызов». РСР призван решить непростые задачи, стоящие перед отечественной высшей школой, — трудоустройство выпускников вузов, подготовка специалистов в соответствии с требованиями работодателей, развитие инновационных проектов, повышение качества образования.

По последним статистическим данным, в настоящее время количество вакантных мест сократилось в четыре раза. Активность работодателей снизилась в общей сложности на 50%, в два раза уменьшилось участие компаний в ежегодных ярмарках вакансий. В связи с сокращением рабочих мест существенно повысился уровень безработицы.

Еще одна проблема, с которой в настоящее время сталкиваются российские вузы, — резкое уменьшение количества контрактных студентов. Родители молодых людей не могут оплачивать их образование, так как бюджет многих семей сильно сократился из-за финансовых трудностей, возникших во время кризиса.

Выпускникам российских вузов, в том числе Московского университета, в ближайшем будущем предстоит столкнуться с резким снижением зарплаты. Есть опасность того, что многие специалисты в кардинально меняющихся рыночных условиях окажутся невостребованными. В данном случае возникает проблема переподготовки кадров. Необходимо создать систему переподготовки и дополнительного образования. Так, когда в Германии 15 лет назад были закрыты некоторые предприятия в угледобывающих районах, правительство страны срочно приняло меры по переподготовке освободившихся кадров.

«Главное — повышение качества образования», — отметил В.А. Садовничий, комментируя сложившуюся в стране обстановку. Необходимо развить более тесное и планомерное сотрудничество между вузами и бизнесом. Хорошей возможностью для такого сотрудничества стали корпоративные университеты, одним из которых является Высшая школа государственного администрирования, созданная совместными усилиями МГУ и объединенной компанией РУСАЛ.

Перед российскими вузами стоит проблема привлечения иностранных студентов. В настоящее время страны с развитыми экономиками широко используют возможность пропаганды собственной системы образования. России необходимо увеличить процент своего присутствия на мировом рынке образования. Сейчас США занимает 20% мирового рынка образовательных услуг и находится на первом месте. Потенциальными абитуриентами российских вузов являются граждане стран СНГ, поэтому в первую очередь для них должны создаваться благоприятные условия.

На заседании выступил ректор Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского профессор Н.Г. Стронгин. Он рассказал о программе подготовки лидерских кадров: лидеры избираются из студенческой среды, и их обучением занимается система Малых академий государственного управления. Н.Г. Стронгин отметил необходимость широкой междисциплинарной подготовки для современного специалиста. Ректор ННГУ рассказал о программе привлечения молодых специалистов для работы на селе в качестве педагогов. С выпускником вуза заключается контракт, согласно которому он получает с момента поступления на работу оборудованный дом с участком и автомобиль. Через десять лет работы дом становится его собственностью. Программа уже начала давать результаты — сильно увеличился конкурс в педагогические вузы.

Заместитель председателя Совета промышленников и предпринимателей России А.Г. Свинаренко отметил, что в условиях мирового финансового кризиса цены на российские товары снизятся в четыре раза. Это скажется и на стоимости образовательных услуг, предлагаемых отечественными вузами.

Ректор Новосибирского государственного университета В.А. Собянин в своем выступлении подчеркнул, что в настоящее время возник острый дефицит инженерных кадров. Несмотря на кризис, потребность в квалифицированных специалистах не уменьшается. В связи с этим возникает проблема выработки новых образовательных стандартов.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Г.Г. Фетисов выразил сожаление, что в период очередного финансового кризиса бизнес и высшая школа оказываются по разную сторону баррикад. «Лучшее вложение — вложение в человеческий капитал», — заявил Г.Г. Фетисов, выступая на съезде РСР. Он предложил вузам создать новые креативные образовательные программы, которые заинтересуют бизнес. Г.Г. Фетисов сказал, что в среде ученых-экономистов существует предположение, что современный финансовый кризис является толчком новой «повышательной волны» по Кондратьеву. Это структурный кризис, который, возможно, в корне изменит современный мир, поэтому высшая школа должна наиболее адекватно реагировать на вызовы времени.

Ректор МГТУ имени Н.Э. Баумана И.Б. Федоров также отметил тесную связь вузов и бизнеса. Инженерное образование органически связано с промышленностью. И.Б. Федоров напомнил, что первые лаборатории Императорского технического училища были созданы с помощью предпринимателей. В Москве огромный дефицит инженеров. Необходимо определить, по каким направлениям вести переподготовку кадров.

На заседании звучали многочисленные предложения по улучшению качества образования, поиску возможностей предоставить выпускникам достойную работу, налаживанию сотрудничества между бизнесом и высшей школой в условиях финансового кризиса. Заместитель председателя Государственной Думы В.В. Володин заявил: «Шестимиллионная армия студентов должна быть готова бороться с вызовами стране». Будущие выпускники российских вузов должны занимать в обществе место, достойное полученного ими образования, а не пополнять биржу труда.

Настя Ковалёва,
наш корр.

Заседание комиссии по биоэтике

На биологическом факультете 10 декабря прошло заседание по вопросам биоэтики, в котором участвовали кафедра высшей нервной деятельности и кафедра физиологии человека и животных. Заседание входит в программу работы Комиссии по биоэтике на 2008/09 учебный год.

Комиссия была сформирована, чтобы следить за соблюдением правовых и этических норм и требований по содержанию и использованию лабораторных животных, а также знакомить студентов и сотрудников МГУ с требованиями биоэтики и рассматривать конфликтные ситуации, связанные с проблемами биоэтики. Комиссия создана на основе международных и национальных требований по биоэтике.

На совещании обсуждались проблемы подхода к исследованию живого объекта. Природа — очень сложно организованный механизм, в котором все части тесно взаимосвязаны друг с другом. Задачей каждого настоящего исследователя является получение достаточного количества знаний для формирования целостного представления о живом мире. Физика, химия и биология представляют собой единство наук о природе. Показательно, что во Франции для каждого биолога является обязательным изучение ядерной физики.

Представитель кафедры высшей нервной деятельности сделал доклад, посвященный проблемам использования животных для экспериментов в учебных целях. Были подробно охарактеризованы задачи и принципы исследований кафедры, среди которых — поведение животных и их интеллектуальные способности, физиологический механизм животных, психофизические исследования на человеке.

Студенты 4 курса должны сдать Большой практикум кафедры. В него входят как задачи, связанные с поведенческими механизмами животных, решение которых не требует хирургического вмешательства, так и задачи, решающиеся инвазивным методом, то есть операционно.

Для исследования поведенческих особенностей животных используются лабиринты, открытое поле, бассейны. Такие опыты не представляют никакой угрозы здоровью животных. Инвазивными методами исследуются особенности работы коры головного мозга. При операциях употребляется препарат хлоралгидрат, равный 2% новокаина, тогда как обычная концентрация новокаина при обезболивании составляет 0,5%. После операции животные получают лекарственную терапию — антибиотики и анальгетики.

В число инвазивных входят такие задачи, при выполнении которых требуется умерщвление животных, в частности, задачи по морфологическому контролю. Сотрудник кафедры заявил, что в данном случае исследователи стараются следовать гуманным принципам. Животные умерщвляются совершенно безболезненно. Кроме того, существует принцип, согласно которому в подобных экспериментах должно задействоваться как можно меньшее количество живых особей.

В 90-е годы из учебной практики был исключен ряд экспериментов: задачи Павлова, удаление отдельных структур мозга и другие. Остались такие задачи, как вживление электродов и морфоконтроль. Они необходимы для студентов, специализирующихся в области физиологии. При этом для студентов не является обязательным присутствие на самой операции.

Докладчик отметил некорректность применения термина «вивисекция» по отношению к современным исследованиям. Такое определение могло быть актуально только в то время, когда наука еще не знала применения наркоза. Каждый этап развития науки ставит перед человеком определенные проблемы, которые необходимо решать разумно и с чувством меры.

На заседании в рамках свободной дискуссии обсуждалась проблема перехода на новую систему образования и возникшая в связи с этим необходимость разработки новых учебных программ с вариативным подходом. Было внесено предложение о разработке новых научных задач, соответствующих наиболее актуальным вопросам современных исследований. При этом подчеркивалось, что вариативность следует понимать не только как упрощение и сокращение задач, но и как разработку более сложных.

Настя Ковалёва,
наш корр.

Экспедиция Чилингарова добралась до журфака

«По Тверской ходить безопаснее, чем по Арктике!» — начал встречу со студентами и сотрудниками факультета журналистики Владимир Груздев, депутат ГД, участник знаменитой экспедиции Артура Чилингарова на Северный полюс «Арктика–2007». Владимир Сергеевич рассказал об этой экспедиции, о ее трудностях и достижениях.

Во время встречи были показаны фильмы Бориса Амарова и Дидье Мартина, посвященные переходу на Северный полюс. Собравшиеся смогли увидеть уникальные кадры. Фильм Б. Амарова снят по горячим следам, автор сумел поймать и запечатлеть кураж участников экспедиции. Произведение французского документалиста не менее интересно, но в фокусе здесь уже не эмоции, а факты.

Экспедиция переносилась трижды из-за финансовых трудностей. Поломки, погодные условия — все препятствовало нашим исследователям. Но все же на дне Ледовитого океана на рекордной глубине была установлена титановая капсула с российским флагом и посланием потомкам.

Как объясняет В. Груздев, перед экспедицией не стояло геополитических задач. Только исследовательские. Надо было взять пробы грунта, образцы фауны и флоры. Теперь дело за учеными. Они будут выяснять, является ли дно Северного Ледовитого океана, богатое нефтью и газом, продолжением Сибирской континентальной платформы и идентично ли оно по структуре береговой части северной границы России.

Наибольший международный резонанс вызвал факт установления флага. Однако руководители экспедиции считают, что ничего особенного в этом нет: американцы установили свой флаг на Луне, почему нам нельзя сделать то же самое на дне океана? Бывший министр иностранных дел Канады, ныне министр обороны, критически отозвался об экспедиции «Арктика–2007», как о «промоакции». На что российские исследователи ответили: «Пусть попробует сам сделать, а потом говорит».

Ни одна страна, претендующая на богатства Северного полюса, без поддержки России обойтись не сможет. Дело в том, что лишь российские ледоколы обладают достаточной мощностью для того, чтобы справиться со льдом Северного Ледовитого океана, да и то только с июня по август.

После лекции В. Груздев ответил на вопросы, которых у присутствующих оказалось немало.

Ирина Денисова,
факультет журналистики

Первая полоса

Редакторская колонка

Новости ректората

Пресс-служба

Вести МГУ

Поступаем в МГУ

Память

Образование

Конференции

Юбилеи

Актуальное интервью

Страницы истории

Наука и техника

Новости Москвы

Наш календарь

Будни и праздники университета

Спорт

На главную страницу