июнь 2003

Летопись 1919 года

1 января

Ректором Московского университета избран проф. медицинского факультета В.С.Гулевич (до 1 марта 1919г.).

15 января

Деканом физико-математического факультета избран проф. М.М.Новиков (до октября 1919г.).

16 января

Открытие при университете курсов по подготовке рабочих и крестьян для поступления в вузы. Длительность обучения, в зависимости от предварительной подготовки, была рассчитана на 1-2 года. На курсы записалось около 1500 человек.

20 января

При Наркомате просвещения РСФСР на основании Постановления коллегии отдела высших учебных заведений от 20 января 1919г. создан Государственный ученый совет (ГУС), в обязанности которого входило рассмотрение и переработка учебных планов вузов, составление штатов с точным определением кафедр и т.д. ГУС назначал и утверждал профессоров вузов, членов президиумов, действительных членов и научных сотрудников научно-исследовательских институтов.

21 января

Деканом историко-филологического факультета избран профессор Г.В.Сергиевский.

1 февраля

Ординарным академиком Академии наук избран профессор физико-математического факультета А.Е.Ферсман (выпускник 1907г., академик-секретарь Отделения физико-математических наук в 1920-1924 гг., член Президиума Академии наук СССР в 1924-1927 гг.).

16 марта

На основании Постановления НКП РСФСР от 3 марта 1919г., при университетах c 16 марта открывались факультеты общественных наук (ФОН), взамен упраздненных юридических факультетов и исторических отделений историко-филологического факультета. Положением о ФОН предусматривалось, что "все студенты факультета, независимо от специализации, изучают в течение первых двух лет цикл предметов общих, преподавание коих стремится дать им общее социологическое образование… начиная с третьего года факультет делится на три отделения: экономическое, юридико-политическое, историческое… При факультете организуются специальные научные институты, основной целью которых является организация в соответственной области научно-исследовательской работы". 7 научно-исследовательских институтов ФОНа были организованы в августе 1921г.

20 мая

Деканом историко-филологического факультета избран профессор А.А.Грушка (до 1921г.).

31 июля

На заседании Президиума ФОН председателем Временного президиума избран профессор А.М.Винавер (до 1921г.), товарищем председателя профессор Г.В.Сергиевский.

26 августа

На основании Постановления НКП РСФСР от 26 августа 1919г. "Об объединении московских высших учебных заведений" в Москве образуется один государственный университет на следующих основаниях: все существующие в Москве факультеты общественных наук объединяются в факультет общественных наук 1 Московского государственного университета; курсы этого факультета, читаемые во 2 государственном университете (Высшие женские курсы) и в университете (бывшем имени А.Л.Шанявского), если они параллельны соответствующим курсам 1 государственного университета, закрываются. Соответствующим образом производится уплотнение историко-филологических или аналогичных им факультетов трех Московских университетов. Физико-математические и естественные факультеты объединяются в один факультет (способ и форма д.б. установлены не позднее 1 сентября с.г.), медицинские факультеты оставляются в их настоящем состоянии до объединения всех высших медицинских учебных заведений Москвы в один Московский государственный медицинский институт. Советы трех Московских университетов вступают в соглашение на предмет объединения в один орган не позднее 15 сентября с.г.

11 сентября

Постановление НКП РСФСР "Об организации рабочих факультетов при университетах", в соответствии с которым предписывалось: "открыть при университетах Республики подготовительные курсы, как автономные учебно-вспомогательные учреждения, имеющие целью подготовку в кратчайший срок рабочих и крестьян в высшую школу, присвоив им название "Рабочих факультетов". Принимались рабочие и крестьяне, представившие "от фабричного комитета или от коммунистической ячейки удостоверение в том, что принадлежат к классу рабочих или крестьян, не эксплоатирующих чужого труда, и что стоят на платформе Советской власти… Курсы, существующие при 1 Московском университете… признаются рабочим факультетом, действующим на основаниях настоящего постановления".

В это время существовало только вечернее отделение. Рабочий факультет размещался на Моховой в здании нынешнего журфака.

8 октября

Состоялось торжественное открытие рабочего факультета университета при 1-м МГУ. Заседание открылось краткой речью заведующего факультетом коммуниста Н.А.Звягинцева, после которой оркестр исполнил "Интернационал". На открытии выступил зам. наркома просвещения РСФСР М.Н.Покровский, который охарактеризовал цели и задачи рабфака. Главными предметами преподавания на рабочем факультете являются: русский язык, математика, физика, химия, черчение, иностранные языки. На факультете два отделения: физико-математическое - слушатели которого готовятся в высшие технические училища и на физико-математический факультет университета, и естественный, где дается подготовка на педагогический и естественный факультеты, а также в сельскохозяйственные институты. Для поступления на первое отделение необходимо твердое знание 4-х действий арифметики и хорошая грамотность. Не удовлетворяющие этому условию принимаются на подготовительное отделение.

15 октября

Деканом физико-математического факультета избран профессор А.Н.Реформатский (до 1920г.).

5 ноября

Создана комсомольская организация университета.

Декабрь

Ректором Московского университета в марте избран проф. физико-математического факультета М.М.Новиков (до ноября 1920г.)

В течение 1919 года в Московском университете:

- обучалось 22972 студента, в т.ч.: на физико-математическом - 5500, на историко-филологическом - 2674, на юридическом - 4718, на медицинском - 10080;

- работало 362 профессора, в т. ч.: на историко-филологическом факультете - 46; на физико-математическом - 111; на факультете общественных наук - 89; на медицинском - 113.

Мобилизация студентов-медиков на борьбу с эпидемией тифа.

На медицинском факультете организована кафедра хирургии челюстей и полости рта с одонтологической клиникой; на физико-математическом факультете кафедра геологии с палеонтологией разделена на две самостоятельные кафедры.

В Московском университете как самостоятельное учреждение организована кафедра антропологии.

На физико-математическом факультете организована лаборатория электромагнетизма, получившая название Московской магнитной лаборатории.

Профессором С.А.Чаплыгиным предложен метод приближенного интегрирования дифференциальных уравнений, получивший название "метод Чаплыгина" (БСЭ, т. 29, с. 23).

Начало исследований П.С.Урысона и П.С.Александрова по абстрактной топологии, заложивших основы математической школы топологов в Московском университете.

Работы Н.Е.Успенского и С.Г.Конобеевского в области изучения рентгеновских лучей, открывшие широкие перспективы применения лучей рентгена в технике обработки металлов.

Исследования проф. Н.К.Кольцова и его учеников в области цитологии, эмбриологии и генетики в лаборатории экспериментальной зоологии (основана в 1911г. в университете им. Шанявского; вошла в состав университета в августе 1919г.). Эти исследования положили начало возникновению московской школы экспериментальных зоологов, цитологов и генетиков.

Работы проф. И.А.Каблукова и Я.В.Самойлова по исследованию калийных солей в районе Соликамска, положившие начало организации Комиссии при ВСНХ по разработке калийных солей.

По инициативе проф. Я.В.Самойлова основан научный институт по удобрениям, который он возглавил (ныне - Научный институт по удобрениям и инсектофунгицидам им. Я.В.Самойлова) (БСЭ, т. 22, с. 537).

Московский университет содействовал созданию первого университета в Белоруссии. Для организации университета в Минске были созданы две комиссии Минская и Московская. Московскую комиссию возглавил профессор ФОН Московского университета В.П.Волгин. К работе комиссии были привлечены профессора и преподаватели Московского университета К.А.Тимирязев, Д.Н.Прянишников, А.А.Борзов, А.М.Беркенгейм, Н.М.Кулагин (физико-математический факультет), П.И.Карузин (медицинский факультет), В.И.Пичета, Л.С.Таль (ФОН) и др. 18 апреля 1921г. президиум ЦИК Советов Белоруссии принял постановление об открытии в Минске Белорусского государственного университета. 9 июля 1921г. ректором Белорусского университета назначен профессор В.И.Пичета (до 1930г.).

Материал подготовлен