36 (4054)
октябрь 2003

К 250-летию МГУ

Летопись 1931 года

Главное событие 1931 года

Волюнтаристский процесс ликвидации университета под предлогом его устарелости, бесполезности для сегодняшней жизни страны был приостановлен. Центральный Исполнительный Комитет СССР и Совет Народных Комиссаров СССР приняли решение о реорганизации университетов, подготовке на их базе научно-исследовательских кадров по естественно-научным и физико-математическим специальностям. В связи с этим факультеты и отделения, имеющие гуманитарный уклон, выделялись в отдельные вузы. Среди таких отраслевых учебных заведений в истории МГУ особое место занимает Институт истории, философии и литературы (ИФЛИ), созданный на базе факультета истории и философии Московского университета. К моменту его создания на историко-философском факультете университета работало 29 профессоров, 53 доцента, 25 ассистентов и лекторов, училось 32 аспиранта и 230 студентов. Они составили основу ИФЛИ. В ИФЛИ преподавали выпускники и профессора Московского университета: М.В.Алпатов, А.В.Арциховский, К.В.Базилевич, С.В.Бахрушин, В.П.Волгин, И.С.Галкин, Б.Н.Граков, Ю.В.Готье, Б.П.Денике, М.А.Дынник, Е.А.Косминский, В.Н.Лазарев, Н.М.Лукин, И.К.Луппол, А.И.Некрасов, Д.М.Петрушевский, Г.Н.Поспелов, П.Ф.Преображенский, Н.И.Романов, А.М.Селищев, М.В.Сергиевский, С.Д.Сказкин, С.И.Соболевский, М.Н.Тихомиров, С.П.Толстов, А.Д.Удальцов, Д.Н.Ушаков и др.

Директором института был назначен бывший декан факультета истории и философии МГУ С.И.Моносов. Как самостоятельное учебное заведение ИФЛИ просуществовал 10 лет, до декабря 1941 г., когда был включен в Московский университет. Теперь выпускники и профессора ИФЛИ образовали ядро нового гуманитарного сектора университета: на философском факультете работали А.П.Гагарин (декан), Д.А.Кутасов (декан), Т.И.Ойзерман (зав. кафедрой); на филологическом – Д.Д.Благой (декан), Н.К.Гудзий (декан), В.Д.Дувакин, А.М.Еголин (зав. кафедрой), Я.М.Металлов (зав. кафедрой), П.Г.Пустовойт, Л.И.Тимофеев (зав. кафедрой); на историческом – Е.Н.Городецкий, А.А.Губер (впоследствии зав. кафедрой Института восточных языков при МГУ), Н.С.Киняпина, А.Ч.Козаржевский (зав. кафедрой), И.И.Минц (зав. кафедрой), И.А.Федосов (декан); в Институте восточных языков при МГУ – М.Н.Пак (зав. кафедрой) и другие.

За эти 10 лет институт окончили 1062 студента и 180 аспирантов. Среди выпускников и аспирантов института немало людей, оставивших след в истории и культуре нашей страны: С.Наровчатов, П.Коган, А.Твардовский, К.Симонов, М.Матусовский, З.Паперный.

 

18 апреля

Постановление НКП РСФСР о развертывании заочного обучения при физико-механическом и биологическом факультетах университета.

 

20 апреля

Постановлением ВЦИК из состава университета выделен факультет советского права и на его основе созданы Институт советского права и Институт советского строительства.

 

25 мая

В составе МГУ создан Государственный астрономический институт (ГАИШ) в результате объединения Астрономо-геодезического научно-исследовательского института (АГНИИ МГУ), Государственного астрофизического института (ГАФИ, существовал в Москве с 1921 г.; в его составе в 1923 г. организована обсерватория в п. Кучино) с астрофизической лабораторией в Кучино и астрономической обсерваторией университета. Директором ГАИШ назначен проф. С.Н.Блажко. С середины лета Служба времени ГАИШ начала подачу ритмических сигналов точного времени через широковещательные радиостанции Москвы.

Тот факт, что ГАИШ остался в системе МГУ, необходимо поставить в заслугу ректору МГУ В.Н.Касаткину, отстоявшему это решение в НКП РСФСР: "Задача университета, – пишет он, – в настоящее время со всей определенностью формулируется руководящими органами Наркомпроса, как подготовка научно-исследовательских работников массового и высшего типа для опытных станций, лабораторий и НУЧей, в то же время обладающих педагогическими навыками, чтобы дать кадры преподавателей для вузов и втузов. Эта задача осуществляется факультетами и институтами, которые составляют университет. Эти два этажа должны быть теснейшим образом связаны между собой по линии учебной, хозяйственной и административно-распорядительной. Всякий преподаватель вуза или втуза должен быть не только педагогом, но и научным работником, а потому университет должен обладать и иметь в полном своем распоряжении такие учреждения, где могла бы протекать учебная работа его преподавателей и в то же время их научная работа. Такое учреждение должно находиться в полном распоряжении и подчинении у дирекции университета, как органа, планирующего, наблюдающего и ответственного за все течение и учебной и научной работы университета".

 

1 июня

Историко-философский факультет выделен из состава МГУ. На его базе в системе НКП РСФСР был организован самостоятельный историко-философский институт в составе двух факультетов – исторического и философского. Директором института был назначен бывший декан историко-философского факультета МГУ проф. С.И.Моносов. К моменту выделения на историко-философском факультете находились 29 профессоров, 53 доцента, 25 ассистентов и лекторов, 32 аспиранта и 230 студентов – они составили основу нового института.

 

12 июня

· III отчетно-выборная конференция партийной организации университета.

· Профессора физико-механического факультета Б.М.Гессен и М.М.Завадовский участвовали в работе Международного конгресса по истории науки и техники в Лондоне.

 

13 июля

Постановлением СНК РСФСР №752 "О реорганизации государственных университетов" предусмотрено сосредоточение в них подготовки научно-исследовательских кадров по естественно-научным и физико-математическим специальностям.

В приложении на первом месте среди отраслевых учебных заведений, организуемых на базе факультетов и отделений, выделяемых из состава университета, значится Историко-философский институт, передаваемый в ведение НКП РСФСР. Это и был будущий ИФЛИ.

 

В течение года

· В Московском университете обучалось 1962 студента, из них 107 на высших педагогических курсах (ВПК). В начале февраля 1931 г. в составе ВПК функционировало 5 кафедр: биологии, химии, математики (в 1931 г. она была объединена с кафедрой механики), физики, педагогики.

· Академиками Академии наук СССР избраны:
профессор биологического факультета С.А.Зернов, выпускник физико-математического факультета 1895 г., зав. кафедрой гидробиологии;
профессор факультета советского права С.Г.Струмилин (Струмилло-Петрашкевич);
выпускник историко-филологического факультета 1895 г. А.С.Орлов.

Членами-корреспондентами АН СССР избраны:
профессор физико-механического факультета С.И.Вавилов, выпускник физико-математического факультета 1914 г., зав. кафедрой общей физики, действительный член Научно-исследовательского института физики;
профессор историко-философского факультета Н.К.Пиксанов.

· Весной в массовом масштабе осуществлен переход на "активный бригадно-лабораторный метод занятий", введенный в 1930 г. Одной из весомых причин для введения этого метода была острая нехватка учебников и учебных пособий.
Академические группы были разделены на бригады по 3-5 студентов, которые без систематического руководства квалифицированных преподавателей должны были заниматься "проработкой" учебных заданий. Этот метод почти полностью ликвидировал лекционные курсы, читаемые крупными учеными. Чтение общих и специальных курсов было заменено вступительными лекциями и самостоятельной работой студенческих бригад. 50% времени уделялось производственной практике. На работу с преподавателями отводилось менее 1/4 учебного времени. Экзамены и зачеты как индивидуальная форма оценки знаний студентов были заменены коллективным отчетом бригад.
Подобная организация учебного процесса не могла удовлетворять требованиям университетского образования, так как чрезмерно сокращалось время теоретического обучения. Творческий подъем, энтузиазм, охвативший студентов, аспирантов и научных работников в годы первой пятилетки, сначала скрывал несостоятельность "бригадно-лабораторного метода" занятий. Но уже в первый год его применения были отмечены серьезные недостатки: слабое участие профессоров и преподавателей в учебной работе, низкая успеваемость студентов и т.д. Все это сторонники "метода" объясняли его новизной, неправильным применением, а не следствием порочности новой системы преподавания в целом.

· В апреле вышло Постановление ЦК ВКП(б) "О целевых установках университетов", которым на университеты возлагалась подготовка кадров по естественно-научному и математическому циклу непосредственно для нужд производства. Однако при этом имелась в виду не подготовка инженеров, которой занимались втузы, а подготовка научно-исследовательских работников для заводских лабораторий и лабораторий научно-исследовательских институтов, обслуживающих промышленность и сельское хозяйство. Одновременно университеты должны были отвечать потребности вузов и втузов в квалифицированных педагогических кадрах.

· Деканом физического отделения утвержден проф. Б.М.Гессен (до 1934 г.).

· Под руководством проф. Н.Н.Баранского и А.А.Борзова на Южном Урале начала работу первая комплексная экспедиция географического отделения физико-математического факультета, в которой приняли участие около 30 студентов. В задачу экспедиции входило составление географических описаний к планшетам топографических карт в масштабе 1:200000.

· Зав. кафедрой физики колебаний физического отделения акад. Л.И.Мандельштаму присуждена премия имени В.И.Ленина за работы по оптике и теории колебаний.

· В университете введена обязательная педагогическая подготовка студентов. В учебные планы всех отделений включены педагогические дисциплины.

· Осенью Московский университет заключил договор о шефской помощи с Пермским университетом.

· В ноябре прошла IV отчетно-выборная партийная конференция университета.

 

Материалы летописи 1917-2003 подготовлены
Е.В.Ильченко

 

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Повестка дня

Юбилей факультета

Конкурсы, гранты, стипендии

Мир науки

Университет глазами преподавателя

Объявление

Наши цифры

Мир творчества

Спорт

Наш календарь

На главную страницу