№
9 (4070) |
К 250-летию МГУЛетопись 1937 годаОкончание, 27 декабря Указом Президиума Верховного Совета СССР установлена высшая степень отличия в области хозяйственного и культурного строительства – звание Героя Социалистического Труда (ГСТ). 31 декабря На заседании Совета МГУ был заслушан отчёт бригадиров Комиссии ВКВШ об итогах ноябрьского обследования ф-тов. Был высказан ряд замечаний и предложений. В течение года · МГУ в целом – 7 ф-тов: механико-математический, физический, химический, биологический геологический, географический и исторический; Деканом биологического ф-та утверждён проф. С.Д.Юдинцев (до 1948 г.). Приём в аспирантуру увеличен в 2 раза: принято 160 чел. (83 в 1937 г.), резко увеличен приём в аспирантуру НИИ механики (18 человек). Всего в МГУ 421 аспирант. В числе окончивших аспирантуру будущие профессора механико-математического ф-та – А.С.Пархоменко и И.В.Проскуряков. Телефонная станция университета с июля 1937 г. увеличилась на 100 номеров. Сейчас включено 190 номеров. · Учебно-научная деятельность На химическом ф-те создана кафедра химии нефти, выделившаяся из кафедры органической химии (зав. акад. АН СССР Н.Д.Зелинский). На почвенно-географическом ф-те создана кафедра грунтоведения. Заведующим назначен проф. М.М.Филатов, в состав кафедры вошли профессора Н.В.Ориахский, И.В.Попов, П.П.Смиренкин. Кафедра такого профиля является первой в системе университетов Союза. На побережье Кандалакшского залива создана Беломорская биологическая станция МГУ. По инициативе зав. кафедрой зоологии беспозвоночных животных Л.А.Зенкевича была организована экспедиция студентов во главе с аспирантом К.А.Воскресенским, которая 10 августа 1938 г. установила заявочный столб на берегу Великой Салмы. В 1939–1940 гг. были построены два дома, несколько сараев, завезено оборудование и книги. Прошли студенческие практики, выполнены несколько научных тем. На ф-тах созданы бюро по организации научно-исследовательской работы студентов. Целью их является оказание помощи в самостоятельной работе студента, являющейся основным методом выполнения учебного плана. Вузком комсомола разработал «Положение об организации научной студенческой работы в МГУ», определяющее цели и задачи, формы студенческой научной работы (кружки, семинары при кафедрах). Научное руководство студенческой работой осуществляют кафедры. МГУ издает «Сборник научных студенческих работ МГУ» в семи сериях: механико-математическая, физическая, химическая, биологическая, историческая, географическая, геолого-почвенная. Подписан договор о социалистическом соревновании между МГУ, Ленинградским государственным университетом (ЛГУ) и ИФЛИ. Договор предусматривает соревнование в области научно-производственной, политико-воспитательной, культурно-массовой, оборонно-физкультурной, социально-бытовой работы и технической пропаганды. По итогам социалистического соревнования за период с 1 марта 1938 г. по 5 ноября 1938 г. МГУ занял I место. Второй договор о социалистическом соревновании между МГУ и ЛГУ подписан на срок с 5 декабря 1938 г. по 7 ноября 1939 г. Союз воинствующих безбожников МГУ закончил работу по организации ячеек СВБ на ф-тах и в научно-исследовательских институтах МГУ. Всего организовано 18 ячеек с общим числом членов СВБ свыше 500 чел. Председателем Совета СВБ избран директор НИИ антропологии М.С.Плисецкий. Газета «Московский университет» высказала предложение об организации постоянной базы для летней практики студентов биологического ф-та у с. Лужки близ г. Серпухова на побережье Оки. · Экспедиции 50 студентов исторического ф-та приняли участие в 6 научных археологических экспедициях, организованных АН СССР. Самой многочисленной (34 чел.) стала Новгородская экспедиция, работающая под руководством доц. А.В.Арциховского второй год. Студенты принимали также участие в раскопках на оз. Селигер, в районе древнего мордовского города Мухши (совр. Наровчат), в Хорезмском районе (рук. С.П.Толстов). Комплексная студенческая экспедиция (10 студ. МГУ и 5 студ. ТСХА) провела полевое исследование участка р. Б.Кебина (Киргизия), между горными хребтами Заилийский Алатау и Кунчей Алатау. Проведено вертикальное исследование почв, рельефа, растительности. Были составлены карты почв и засорённости полей для Ново-Российского колхоза. Руководитель экспедиции А.Сотников. · Культурно-просветительская и спортивная деятельность Лекторием МГУ (существует 7 лет) за 1937/38 уч. г. проведены более 300 лекций с охватом 150 000 слушателей. Ежегодно читаются лекции по истории мировой культуры, литературе, искусству. В этом году прочитаны новые циклы по истории народов СССР. Лекции читают акад. АН СССР Б.Д.Греков, Е.В.Тарле, профессора МГУ С.В.Бахрушин, К.В.Базилевич, Н.М.Дружинин, В.И.Лебедев, М.В.Нечкина и др. В МГУ полтора года работает Совет жён профессоров и научных работников. Работа Совета проводится по 4 основным разделам: работа с детьми; культурная работа; работа общежития; работа пищевого блока. Председатель Совета – М.С.Каган. При клубе МГУ организован симфонический оркестр. Худ. рук. и главный дирижёр Большого театра Союза ССР – А.Д.Цейтлин, дирижёр – А.Е.Уманский. В МГУ открыта выставка «20 лет Ленинско-Сталинского комсомола». Туристическая секция МГУ провела 4-ю альпиниаду. Покорив Эльбрус, 50 участников прошли 220 км и 250 на машинах через перевал Хотю-тау (3554 м), по ущелью р. Накры к столице Сванетии Местии. Начальник альпиниады А.Фотиев. В МГУ – крупнейшая в Союзе туристская организация – ежегодно 450 студентов отдыхают в путешествиях. · Международные связи: Профессора С.Н.Блажко и А.А.Михайлов в знак протеста против погромов фашистами мирного еврейского населения Германии заявили о своём выходе из немецкого Астрономического общества. Материалы
летописи 1917-2003 подготовлены История создания университетских музеевВ XVIII в связи с активизацией внешней политики, развитием внутреннего рынка, становлением крупной мануфактурной промышленности острая потребность в отечественных специалистах продиктовала создание в России высших учебных заведений университетского типа. Основанные передовыми людьми своего времени, первые университеты стали центрами образования, науки и культуры. Характерной чертой университетов на протяжении всей истории была направленность на просвещение других и своё научное самосовершенствование. «Кто двигал науку, тот и учил», – отмечал Н.И. Пирогов. О создании университетов в России мечтали с незапамятных времен. Ещё в XVI в. Борис Годунов предполагал открыть университет, но задуманное не свершилось из-за резкого противодействия духовенства. Данная идея стала реальностью благодаря Петру I – основателю не только Академии наук, но и университетского образования в России. В 1724 г. по его указу, в Петербурге, в составе Академии наук был основан университет. Кунсткамера Академии наук была составной частью учебной базы университета, просуществовавшего в течение всего XVIII в., а затем преобразованного в Педагогический институт. Первым внеакадемическим университетом стал Московский, сразу же поставленный вне зависимости от всех присутственных мест и властей и непосредственно подчинённый лишь Сенату. Он признавался учреждением бессословным, двери были открыты для всех желающих учиться, кроме крепостных. 22 января 1754 г. был рассмотрен и в 1755 г. утверждён проект Положения о создании Университета в составе 3-х факультетов (юридического, медицинского и философского) и 10 профессоров, в том числе натуральной истории, «долженствующий показывать разные роды минералов, трав и животных». Директором Московского университета стал А.М. Аргамаков (1755–1757 гг.) – один из самых прогрессивных людей своего времени, активно поддерживавший передовые научные направления в университете. В 1754 г. коллежскому советнику А.М. Аргамакову, члену Комиссии по пересмотру законов поручают ревизию Мастерской и Оружейной палат Кремля, в ходе которой он выдвигает проект превращения этого заведения в «достойное русской славы хранилище древних драгоценных и куриозных вещей, открытое для публики». По замечанию историка С.М. Соловьева, проект, составленный А.М. Аргамаковым, «делает ему честь и может объяснить, почему он был назначен директором Московского университета». Московский университет ещё в XVIII в. заявил о себе, как о центре научных знаний и просветительства. Здесь был создан первый университетский музей в России, проведены первые всероссийские и международные съезды, выставки, сформированы первые университетские научные общества. С момента открытия Императорского Московского университета в 1755 г. меценаты и любители просвещения приносили ему в дар значительные книжные собрания и различные коллекции, в том числе естественнонаучные. В протоколах Конференции ИМУ за 1757г. читаем: «…Когда увидели, что государыня особенно покровительствует и благодетельствует новоустроенному университету, то некоторые благородные и великодушные мужи восхотели к дарам царским присоединить собственные и чрез то значительно умножили библиотеку, музей и другие учебные пособия; преимущественно же перед прочими фамилии Демидовых, Строгановых, Мамонтовых, Соколовых и другие богатыми дарами своими оказали отличную услугу наукам, оправдав собственным примером выражение Цицерона: «в общественных делах немалым пособием должно почитать благорасположение граждан». Начало XIX в. совпало с восшествием на престол Александра I. Отметив плохое состояние начального и среднего образования и, как результат, отсутствие сильной базы высшего образования, он сумел сделать многое для подъёма науки, культуры и образования в России. Только в годы его правления было открыто или воссоздано 5 университетов. В 1802 г. в целях координации образования Правительство учредило Министерство народного просвещения (МНП). Его возглавил граф П.В. Завадовский (до 1810 г.), внёсший значительный вклад в создание новых университетов с либеральными порядками. В 1804 г. Министерством был учреждён Устав, ставший законом университетской жизни. Россия разделилась на 6 учебных округов: Московский, Виленский, Дерптский, Петербургский, Казанский, Харьковский. Университеты должны были стоять во главе этих округов и направлять деятельность всех учебных заведений, что предусматривало принцип преемственности образования. Устав предоставлял университетам автономию: установил выборность ректора, деканов, профессоров, дал права учреждать новые кафедры, утверждать в учёных степенях, создавать научные общества, печатать научные труды и периодические издания. Связующим звеном между Министерством народного просвещения и университетом стал попечитель учебного округа, как правило, избираемый из числа ведущих профессоров университета. Роль попечителя не ограничивалась лишь административными функциями. Многие из них играли значительную роль в развитии учебной и научной работы университета, в создании научно-вспомогательных учреждений, в том числе и музеев. Огромное влияние на последующую деятельность всех университетских музеев оказал первый университетский музей, созданный в Московском университете, как «камора натуральных и куриозных вещей», или кабинет естественной истории. Он послужил образцом при создании аналогичных музеев. Первый Устав 1804 г. предусматривал наличие в структуре Московского университета только Музея естественной истории и Минералогического кабинета. Возникшие в Университете помимо этого музеи создали предпосылки для включения их в новый университетский устав 1835 г., в качестве обязательного структурного подразделения. Об основании первого университетского музея в Москве, времени его основания и открытия для публики, в исследованиях приводятся разноречивые сведения. Имеющиеся в нашем распоряжении источники позволяют уточнить время основания музея и назвать имя первого заведующего. Годом рождения Музея естественной истории Московского университета можно считать 1755 г. Именно тогда, 17 февраля 1755 г., горнопромышленники братья Н.А. и П.А. Демидовы решили передать в дар вновь созданному университету 1/3 приобретенного им естественного собрания, некогда принадлежавшего знаменитому И.Ф. Генкелю, у которого в своё время учился М.В. Ломоносов. Оставшаяся часть генкелевской коллекции, пополненная ценными минералами сибирских месторождений, была подарена университету в 1759 г. Изначально целью формирования университетских коллекций было использование их в качестве учебных материалов. Из-за отсутствия специальных помещений, они хранились в библиотеке, под присмотром помощника библиотекаря магистра Д.В. Савича, где с коллекциями могли самостоятельно работать студенты. Естественным результатом было то, что довольно быстро некоторая часть даров пришла в негодность, или была утрачена. Затем коллекции были переданы в распоряжение профессора химии и минералогии И.Х. Керштенса (1758 г.), который и стал первым заведующим Музея естественной истории Московского университета. В.Г. Ходецкий
|