9 (4070)
март 2004

Нет лет

В этом году известному и многими любимому барду Сергею Никитину, выпускнику физического факультета МГУ исполняется 60 лет. Большую часть из этого времени он пишет простую, душевную музыку к хорошим стихам и поёт под эту музыку песни, которые остаются любимыми и востребованными несмотря ни на какие веяния современной музыкальной моды. Пусть не все, кто относится к молодому поколению нашего времени, хорошо его знают и ходят на его концерты, но что я знаю наверняка – такие люди есть, и их много. Может быть, конечно, меньше, чем поклонников Шуры или «Иванушек», но думается, это как раз тот случай, когда важно не количество, а качество.

Вот как он сам рассказывает о себе и своём творчестве: «Если кому-то нравится термин «композитор», что ж, и это годится. Но лично мне дорога и важна принадлежность цеху авторской, поэтической песни. А здесь, как известно, нотным текстом дело не ограничивается. Здесь во всём – авторский подход. Прежде всего – выбор стихотворения. Затем как бы его «присвоение» ещё в процессе чтения, нахождения смысловых акцентов, своей интонации. Следующий шаг – попытка отразить всё это в сочиняемой мелодии, её ритмике, гармонии…».

«...А началось все очень просто. Один студент МАИ показал мне, тогда девятикласснику,несколько аккордов на семиструнной гитаре с минорным строем. И вскоре я уже исполнял песни Б. Окуджавы, А. Городницкого, Ю. Визбора. Для себя, для друзей-одноклассников. Сочинять же начал тогда, когда стал студентом физфака МГУ. Но со своей «особенной» семистрункой не расставался. Дело в том, что на ней я сам находил удобные для себя обращения аккордов и аппликатуру. Это давало свободу в сочинении и мелодий, и, главное, – гармонических ходов. Вообще гармонизация всегда особенно меня занимала».

Свою первую песню на стихи И. Уткина Сергей Никитин показал физфаковским поэтам Валерию Миляеву, Сергею Крылову и Валерию Канеру. Это было в 1962 году. Потом первыми слушателями песен были друзья по квартету, позже – квинтету физиков МГУ. Среди первых слушателей – Эльдар Рязанов, Юрий Никулин, Зиновий Гердт и многие другие.

Вообще, физический факультет и поэты из его агитбригады тех лет так и остались в жизни и песнях Сергея Никитина навсегда. Там он и сейчас время от времени даёт концерты (которые целиком заполняют народом аудиторию имени Р.В.Хохлова), на стихи поэтов-физиков (С.Крылова и В.Миляева) до сих пор просят его спеть песни нынешние студенты.

В 1972 году руководимый Никитиным коллектив стал лауреатом III Международного фестиваля политической песни в Берлине. С 1974 года Татьяна и Сергей Никитины начали петь дуэтом и долгое время совмещали музыкальную деятельность с научной работой. С 1987 года Сергей Никитин несколько лет работал заведующим музыкальной частью в театре Олега Табакова («Табакерка»).

Всего, по собственному признанию Сергея Никитина, им создано, в том числе для кино, телевидения, театра, более 300 песен: на стихи российских и зарубежных поэтов – Д.Сухарева, Ю.Мориц, Ю.Левитанского, Б.Пастернака, В.Шекспира, Б.Окуджавы, Г.Шпаликова, Д.Самойлова и других. Наиболее популярные песни Сергея Никитина – «Пони», «Резиновый ежик», «Когда мы были молодые», «Диалог у новогодней ёлки», «Александра», «Переведи меня через майдан», «Брич-Мулла», «Под музыку Вивальди».

Им создана музыка к песням, звучащих в кинофильмах «Москва слезам не верит», «Забытая мелодия для флейты», «Почти смешная история», «Старый новый год», к мультфильмам («Большой секрет для маленькой компании»), а также ко многим спектаклям.

За создание и исполнение песен в 1978 году Сергею Никитину была присуждена премия Московского комсомола в области литературы и искусства, а в 1997 году за многолетнюю преданность русской поэзии Сергей и Татьяна Никитины получили одну из самых почётных наград поэтического мира России – Царскосельскую художественную премию.

Это всё – награды официальные. Они, конечно, важны, но ещё важнее – та любовь и преданность слушателей – и больших, и маленьких,– которая сопровождает Сергея Никитина и его друзей на протяжении всего их творческого пути. А поскольку любят они одно и то же, то вот подарок и тем, и другим – песни.

Е.Евтушенко

«Нет лет, нет лет, нет лет»-
Вот что кузнечики стрекочут нам в ответ,
На наши страхи постаренья;
И пьют росу до исступленья.
Вися на стеблях, на весу,
С алмазинками на носу,
И каждый – крохотный зелёненький поэт:
«Нет лет, нет лет, нет лет»
Вот что гремит, как будто пригоршня монет,
В кармане космоса дырявом горсть планет, Вот что гремят, не унывая, все недобитые трамваи,
Вот что ребячий прутик пишет на песке.
Вот что, как синяя пружиночка,
Чуть-чуть настукивает жилочка
У засыпающей любимой на виске:
«Нет лет, нет лет, нет лет»
И превращается закат опять в рассвет.
Мы все, впадая сдуру в стадность
Себе придумываем старость –
Копни любого старика,
Ты в нём найдешь озорника.
Ну что за жизнь, когда она самозапрет?
А женщины немолодые –
Все это девочки седые.
Их седина чиста, как яблоневый цвет.
«Нет лет, нет лет, нет лет» –
Нет лет для всех Ромео и Джульет.
В любви полмига – полстолетия,
Полюбите – не постареете.
Вот всех зелёненьких кузнечиков совет.
Любить – быть вечным во мгновении,
Все те, кто любят, это – гении,
Нет лет – вот гениев секрет.
Вот что гремят, не унывая,
Все недобитые трамваи,
Вот что ребячий прутик пишет на песке.
Вот что, как синяя пружиночка,
Чуть-чуть настукивает жилочка
У засыпающей любимой на виске:
«Нет лет, нет лет, нет лет,
Нет лет, нет лет, нет лет»
В любви полмига – полстолетия,
Полюбите – не постареете.
Вот всех зелёненьких кузнечков секрет.
Нет лет, нет лет....не сплю,
Хотя давно погдас в квартире свет,
И лишь наскрипывает дряхлый табурет:
«Нет лет, нет лет, нет лет,
Нет лет, нет лет, нет лет,
Нет лет, нет лет, нет лет,
Нет лет, нет лет, нет лет».

 

Ю.Левитанский

Один и тот же сон мне повторяться стал:
Мне снится, будто я от поезда отстал.
Один, в пути, зимой, на станцию ушёл,
А скорый поезд мой пошёл, пошёл, пошёл,
И я хочу бежать за ним – и не могу,
И чувствую сквозь сон, что всё-таки бегу,
И в замкнутом кругу сплетающихся трасс
Вращение Земли перемещает нас –
Вращение Земли, вращение полей,
Вращение вдали берёз и тополей,
Столбов и проводов, разъездов и мостов,
Попутных поездов и встречных поездов.
Но в том ещё беда, и, видно, неспроста,
Что не годятся мне другие поезда.
Мне нужен только тот, что мною был обжит.
Там мой настольный свет от скорости дрожит.
Там любят лечь – так лечь, а рубят – так сплеча.
Там речь гудит, как печь, красна и горяча.
Мне нужен только он, азарт его и пыл.
Я знаю тот вагон, я номер не забыл.
Он снегом занесен, он в угле и в дыму,
И я приговорён пожизненно к нему.
Мне нужен этот снег. Мне сладок этот дым,
Встающий высоко над всем пережитым!
И я хочу бежать за ним – и не могу,
И чувствую сквозь сон, что всё-таки бегу,
И в замкнутом кругу сплетающихся трасс
Вращение Земли перемещает нас.

 

Ю.Мориц

По роще калиновой,
По роще осиновой
На именины к щенку
В шляпе малиновой
Шёл ежик резиновый
С дырочкой в правом боку.
Были у ёжика
Зонтик от дождика,
Шляпа и пара галош.
Божьей коровке,
Цветочной головке
Ласково кланялся ёж.
– Здравствуйте, ёлки!
На что вам иголки?
Разве мы волки вокруг?
Как вам не стыдно!
Это обидно,
Когда ощетинился друг.
Небо лучистое,
Облако чистое.
На именины к щенку
Ёжик резиновый
Шёл и насвистывал
Дырочкой в правом боку.
– Милая птица,
Извольте спуститься –
Вы потеряли перо.
На красной аллее,
Где клёны алеют,
Ждёт вас находка в бюро.
Небо лучистое,
Облако чистое.
На именины к щенку
Ёжик резиновый
Шёл и насвистывал
Дырочкой в правом боку.
Много дорожек
Прошёл этот ежик.
А что подарил он дружку?
Об этом он Ване
Насвистывал в ванне
Дырочкой в правом боку.

Елена Ерова

 

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Повестка дня

Новости ректората

Вести МГУ

Навстречу выборам

Мир науки

Новости науки

Будни и праздники МГУ

Взгляд на мир

Мир творчества

Отдых

Флюс

Наш календарь

На главную страницу