№
10 (4071)
март 2004 |
У
истоков ренессанса 600 лет со дня рождения Леона Баттиста Альберти (1404-1472)
В феврале 2004 года минуло ровно шесть веков со дня рождения Леона Баттиста Альберти – итальянского архитектора, скульптора, художника, литератора, музыканта, математика, спортсмена. Современники считали его идеалом «гармонической личности». Его полотна и скульптуры почти не сохранились – шестьсот лет прошло. Его портрета найти мне тоже не посчастливилось, зато архитектурные шедевры и литературные трактаты дошли до наших дней. Над трудом «О зодчестве» Альберти работал до конца жизни. Этот научный трактат, изданный посмертно в 1485 г., стал первой печатной книгой об архитектуре. Как теоретик искусства Альберти отказался от средневекового видения мира и искренне восхищался античной классикой, а как архитектор тяготел к смелым решениям. Таким образом, итальянский зодчий Альберти был не только крупнейшим архитектором XV века, но и первым энциклопедистом-теоретиком в итальянском искусстве. Огромная заслуга Альберти-архитектора заключается в том, что его постоянные новаторские искания подготовили почву для возникновения и расцвета монументального стиля Высокого Возрождения.
Церковь Сант Андреа в Мантуе
Если считать Дворец Ручеллаи во Флоренции (1446–1451) наиболее законченным творением Альберти в области светской архитектуры, то одним из главных культовых его сооружений является церковь Сан Франческо в Римини. Это было величественное купольное сооружение – мавзолей для тирана Римини Сиджие-мондо Малатесы, его родственников и сподвижников. Замысел архитектора, приёмы композиции и формы вполне отвечали мемориальному значению этого здания. Альберти первым кладёт в основу композиции церковного здания форму равностороннего греческого креста.
Строительная деятельность Альберти в Мантуе характеризуется ещё одной наиболее зрелой последовательной попыткой создания нового церковного здания и церковного фасада, отвечающей светским идеалам эпохи Возрождения. Речь идёт о церкви Сант Андреа в Мантуе (1472) – по своим размерам и замыслу она представляется самым значительным произведением архитектора Альберти. В данном случае архитектурная композиция, представляющая в плане форму латинского креста, впервые в истории архитектуры получила здесь новую пространственную трактовку.
Церковь Сант Андреа в Мантуе. План
Наши читатели имеют уникальную возможность увидеть не только план церкви Сант Андреа в Мантуе, но и фасад, а также внутренний интерьер церкви.
Можно сказать, что достоинство, как выражение величия, было девизом Альберти и самой характерной чертой его архитектурных произведений.
Литературное наследство Леона Баттиста Альберти весьма разнопланово – это целый ряд трактатов: «О преимуществах и тяготах занятия науками», четыре книги диалогов «О семье», трактаты «О статуе» и «О живописи»; гораздо позже были созданы «Десять книг о зодчестве», далее появились трактаты «О праве», «Первосвященник», «Жертвоприношения св. Потита», «Теодженио» и «О спокойствии души»; после написан аллегорический трактат «Мом, или о государе», и «Математические забавы»; к наиболее значительным произведениям последующих лет относятся «Застольные беседы» и «Домострой».
Церковь Сант Андреа в Мантуе. Внутри
Несмотря на то, что большую часть жизни Альберти провёл в Риме и других городах Италии, он постоянно находился под воздействием той культурной и художественной среды, которая раз и навсегда привлекла его во Флоренции. Именно благодаря этой среде постепенно складывалось его мировоззрение, всё больше и больше расширялся круг его занятий и увлечений. Известный архитектор и литератор, он занимался живописью, ваянием и другими видами искусства, причём не только изобразительного. Он хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл на органе. Альберти обнаружил большие познания в математике, оптике, механике. Безмерным трудолюбием и упорством он добивался необыкновенных успехов в физической подготовке и воинских упражнениях; в совершенстве усваивал любую отрасль науки и искусства, формировал свой внутренний облик. Уже для своих современников он стал человеком-легендой. Давайте же и мы представим Альберти таким, каким он запечатлён в биографии 15 века и сохраним его образ в одном из уголков нашей загадочной памяти.
Т.Кайсарова, сотрудник
Центра СМИ МГУ
|