март 2004

Мир новостей

Канат из нанотрубок

Как сообщает сайт cnews.ru со ссылкой на журналы Nature и Science, учёные из Кембриджского университета разработали способ формирования пряжи из длинных волокон, которые состоят из нанотрубок - одного из наиболее прочных материалов.

Нанотрубка представляет собой пустотелый цилиндр, состоящий из атомов углерода. Диаметр цилиндра - около 30 нанометров, или в 5000 раз меньше толщины волоса. Алан Уиндл (Alan Windle) и его коллеги из Кембриджа для изготовления пряжи использовали свежеприготовленные нанотрубки. Их обрабатывают этанолом, который в дальнейшем служит источником углерода, затем добавляют катализатор (ферроцен) и ещё один реагент - тиофен. Смесь загружают в горячую печь, куда постоянно подают водород. Продукт получают в форме спутанных волокон, по виду похожих на сахарную вату. Затем эти волокна наматывают на вращающиеся стержни, в итоге получаются скрученные волокна.

Учёные признают, что создан лишь прототип новой технологии. Да и прочность полученного волокна пока не впечатляет - она не сильно отличается от прочности традиционных волокон. Однако уже видны различные пути увеличения прочности, например, за счёт ориентирования углеродных трубок в одном направлении. Если прочность удастся повысить в 10 раз, то это значение приблизится к прочности углеродных волокон, а само производство волокна при этом может оказаться более дешёвым за счет использования более дешёвых компонентов. Пока не ясно, можно ли этим способом создать такой канат, который по устойчивости к разрыву будет сопоставим с прочностью самих нанотрубок. Если это удастся сделать, можно ожидать появления (точнее, реанимирования) фантастических проектов вроде космического лифта, который будет доставлять на орбитальную станцию пассажиров и различные грузы.

На помощь приходят космические лучи

Специальный мюонный детектор, установленный под пирамидой Солнца, поможет выявить скрытые помещения этого загадочного сооружения двухтысячелетней давности, расположенного в центре Теотихуакана - столицы исчезнувшей американской цивилизации. Профессор Артуро Менчака (Arturo Menchaca), глава института физики Национального автономного университета Мексики (National Autonomous University of Mexico) пояснил, что в случае обнаружения пустот археологи, вероятно, пробьют к ним туннель в надежде обнаружить погребальную камеру и разгадать загадку - кто управлял Теотихуаканом. Аппарат установят в пещере глубоко под сооружением. Эта пещера использовалась для религиозных церемоний и связана с внешней стороной пирамиды узким туннелем, в котором одномоментно может находиться только один человек.

Мюоны рождаются, когда высокоэнергетические частицы космического излучения бомбардируют тропосферу Земли. Когда они проходят мимо датчика, то ионизируют газ между двумя пластинами. Возникает электрический ток, который может быть измерен. Метод более точен, более дёшев и более универсален, чем рентген, но развитие получил только в последние десятилетия вслед за прогрессом субатомной физики.

Новости ректората