сентябрь 2005

Телескоп-гигант в Европе

На встрече британского астрономического общества в Бирмингеме объявлено о начале реализации европейского проекта по строительству сверхбольшого телескопа. Этот телескоп будет в 10 раз больше самого крупного из ныне существующих и проникать в глубины космоса в 40 раз дальше, чем самый «зоркий» на сегодня телескоп «Hubble».

Строительство гигантских телескопов (или ELT – по аббревиатуре их английского названия Extremely Large Telescope) необходимо, чтобы сохранять нынешние темпы развития астрономии. Новые проекты рассматриваются сразу в нескольких странах: США и Канада планируют создание телескопа с 30-метровым зеркалом; европейцы же хотят построить собственный телескоп под названием «Сова».

Размеры главного сферического зеркала этого телескопа могут достигать 100 м. Зеркало такого диаметра будет крайне чувствительно к малейшим дуновениям ветра, поэтому перед инженерами стоит сложная задача наладки компьютеров, которые будут компенсировать деформации зеркала, состоящего из множества отдельных шестиугольных фрагментов.

В качестве более дешевой альтернативы европейские астрономы рассматривают возможность постройки телескопа не столь гигантских размеров, с диаметром параболического зеркала «всего» 50 м (Euro50).

Если все сложности будут преодолены, астрономы с помощью «Совы» смогут заниматься поисками планет, по масштабам сравнимых с Землей, в системах других звезд. Поиски таких планет и, соответственно, жизни во Вселенной, станет важнейшей задачей ELT, и ученые уверены, что именно в этой области будет наблюдаться особый прогресс благодаря новым телескопам.

Астрономы уже обнаружили около 150 планет, схожих по орбите и размерам с Землей. Открытия эти сделаны при помощи опосредованного наблюдения, когда существование планеты было вычислено через гравитационное влияние на звезду, находящуюся в центре орбиты.

Кроме того, недавно группы исследователей обнародовали снимки, на которых, как они утверждают, непосредственно изображены далекие миры других звездных систем. Многие астрономы восприняли это скептически: по их мнению, все планеты, обнаруженные до сих пор, вряд ли сравнимы по условиям с Землей. Об этом сообщает компания ВВС.

Поздравляем