№ 30 (4135)
сентябрь 2005

Летняя практика на историческом факультете

С 11 по 23 августа у студентов II курса исторического факультета состоялась поездка в Санкт-Петербург, проходившая в рамках летних практических занятий под руководством С.С. Ванеяна. Небольшие организационные трудности, связанные с недостаточным финансированием, были окуплены теми впечатлениями, которые получили студенты от общения с великолепными произведениями архитектуры, скульптуры и живописи. Использовав удачную возможность, связанную с расселением в общежитии артистов цирка, которое находится в историческом центре города, буквально в «двух шагах» от Михайловского замка и Русского музея, мы могли изучать памятники архитектуры, не тратя время на транспортные переезды. А их, как известно, в столице Петра не мало. Первые два дня знакомились с творениями прославленных мастеров: В.И Баженова, К.И. Росси, Б. Растрелли, Монферана и многих других. Весь исторический центр был изучен буквально «ногами». Это было тяжелое испытание для курса, состоящего практически из одних девушек. Но период адаптации к длинным пешим переходам, длившимся часто по 6–8 часов, прошел быстро, тем более, что скучать не приходилось. Особенно запомнилась встреча с главным хранителем Отдела гравюр Эрмитажа Р.Г. Григорьевым, превратившаяся в увлекательное и захватывающее занятие. Сама возможность попасть в «святая святых», подержать в руках гравюры Рембрандта, Рубенса, Дюрера, узнать особенности творчества великих мастеров, увидеть уникальные, редко, а порой и вовсе не опубликованные работы, буквально заворожила всех студентов. А если еще и знать, что ты держишь в руках не просто шедевр, а творение, аналог которого на последнем аукционе Sotheby’s стоил 1 млн. 200 тысяч долларов, то невольно проникаешься уважением к работникам музея, которые по-настоящему, искренне преданы своему делу. Огромные впечатления были получены от посещения Отдела реставрации, где были показаны все этапы реставрации и восстановления живописных произведений, Отдела рисунков, а также богатейших запасников Эрмитажа. Было интересно узнать, что в стенах музея постоянно экспонируется около 4 тыс. произведений живописи, тогда как еще 8 тыс. работ хранятся в запасниках. В связи с этим главный хранитель Эрмитажа А.С. Аникин высказал несколько мыслей об основной экспозиции, которая определяет «лицо» музея, и о судьбе тех шедевров, для которых, к сожалению, не хватает места. После такого ознакомления с собраниями Эрмитажа деятельность музея предстала похожей на жизнь отгороженного от внешнего мира самостоятельного государства, которое живет по своим законам и где полноправными хозяевами являются не посетители, а произведения искусства.

Знакомство с памятниками не ограничилось территорией одного города. Состоялись поездки в пригороды Петербурга – Гатчину, Петергоф, Царское село, Павловск. В каждой из резиденций русских царей и цариц были организованы экскурсии с подробным рассказом и описанием их сложной исторической судьбы. Многие дворцы были разграблены и частично уничтожены фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. Их восстановление еще не закончено и идет до сих пор. Поражает огромная работа реставраторов, которые сумели воссоздать по сохранившимся рисункам и чертежам великолепные здания и уникальные интерьеры. Обретенные заново, они демонстрируют не только чистоту стиля, богатство внешней и внутренней отделки, но и величие и мощь русских царей и Российской империи.

Из-за того, что программа была сильно перегружена, оставалось мало времени для самостоятельного, «неформального» знакомства с городом, где одним из главных пунктов был развод мостов на Неве. Приятно удивили цены на букинистические издания книг по истории искусства, которые на порядок ниже, чем в столице. Проблема питания, острота которой возрастала к концу каждого дня, снималась в многочисленных и достаточно недорогих кафе, которыми перенасыщен центр города. Посетив практически все значительные памятники искусства северной столицы, хочется надеяться, что знакомство с ними будет не только приятным воспоминанием, но и послужит более успешному и глубокому усвоению курса русского искусства.

Константин Ещеркин, исторический факультет

Первая полоса

Поздравляем

Вести МГУ

Пресс-служба

Мир науки

Наши юбиляры

К 60-летию Великой Победы

Взгляд на мир

Наука и практика

Неравнодушный взгляд

Отдых

Студентка

Новости науки

Новости Москвы

Флюс

На главную страницу