№ 15 (4205)
май 2007

Переработка отходов с помощью биотехнологии

В данной статье речь пойдет о научном сотрудничестве Международного биотехнологического центра МГУ с фермерским хозяйством, расположенном в пос. Новогуровский Тульской области (руководитель хозяйства —Е.Н. Гранкина), по утилизации всевозможных отходов. Эта казалось бы, простая, на первый взгляд, работа позволяет перерабатывать огромное количество отходов животноводческих хозяйств; при этом получать биогумус и биомассу червей.

Не секрет, что вокруг многих животноводческих хозяйств бывает все настолько загажено, что ни пройти, ни проехать, а «амбре» такое, что не продохнешь. Утилизация навоза домашних животных — это большая проблема. Чаще всего все это скапливается в непосредственной близости от животноводческих ферм, являясь рассадником для мух и других неприятных насекомых. При весеннем половодье залежи навоза вызывают экологические катастрофы местного масштаба. Вывоз отходов на поля для многих хозяйств (тем более в современных условиях) — непосильная задача.

Однако использование биотехнологических подходов, в частности, вермикультуры, позволяет «зло» превращать во благо. Вермикультура — это интенсивная биотехнология, ориентированная на производство биомассы червей и биогумуса на основе разведения почвенных червей. Последние в дальнейшем используются для откорма сельскохозяйственных животных и птицы, а биогумус является ценнейшим микробиологическим удобрением для растений. Копролиты, которые выделяет червь, содержат до 10 млрд. бактерий на 1 грамм. Биогумус в комбинации с небольшим количеством минеральных удобрений и микроэлементов увеличивает свои положительные свойства во много раз.

Вермикультура — это достаточно рентабельный способ получения продукции; из 1 т навоза можно получить до 100 кг червей и 600 кг биогумуса. На рынке стоимость 1 кг червя достигает 150 рублей, что значительно выше, чем закупочная цена свинины и куриного мяса. А рыночная стоимость биогумуса составляет 3–5 рублей за 1 кг. Для выращивания червей годятся любые растительные отходы, которые используются в смеси с навозом. Использование биотехнологических подходов позволяет улучшать экологическую обстановку в хозяйстве, причем с большой для себя выгодой.

Использование вермикультуры резко сокращает затраты на вывоз навоза и мусора, применение химических удобрений и пестицидов. Опять же это связано с тем, что при таком способе переработки навоза резко сокращается в нем количество семян сорных растений, болезнетворных бактерий, гельминтов и пр.

За рубежом для этих целей используется красный калифорнийский червь, который представляет собой продукт длительной селекции в условиях вермикультуры обычного навозного червя. «Одомашненный» червь по продуктивности более чем в сто раз превосходит диких сородичей и не боится «агрессивной» среды (небольших количеств свежего навоза). Он откладывает коконы чуть ли не через неделю, тогда как «дикие» сородичи не чаще одного раза в месяц. В коконе содержится до 20 зародышей, что опять же значительно выше, чем у червей, не прошедших через руки селекционеров. При благоприятных условиях потомство одной пары червей может составить до трех тысяч особей в год.

Однако у калифорнийского червя есть один большой минус. Оптимальная для него температура колеблется в пределах 20°С. Уже при температуре 14°С черви перестают размножаться, а при 10°С впадают в анабиоз. Поэтому в наших климатических условиях данный вид червя «работает» всего 2–3 месяца в году, что не позволяет говорить о какой-либо рентабельности.

В наших климатических условиях хозяйства используют местные гибриды червей, которые хотя менее продуктивны по сравнению с заокеанским собратом, однако более устойчивы к низким температурам. Фермерское хозяйство Е.Н. Гранкиной, с которым сотрудничает МБЦ МГУ, использует для выращивания червей заброшенное овощехранилище, что позволяет перерабатывать отходы животноводства круглогодично. В этом году хозяйство планирует получить до 2 тысяч тонн биогумуса. Чтобы прокормить такое количество червей хозяйству приходится использовать не только навоз животных, но и солому, отходы растениеводства, сухой валежник в лесу и многоедругое. Оказалось, что выгода от использования овощехранилища в качестве «фермы» для червей значительно выше, чем при его использовании по прямому назначению.

А.П. Садчиков, профессор, зам. директора МБЦ МГУ

 

Как пройти интервью с работодателем

Семинар «Как пройти интервью с работодателем», организованный компанией «Крэйн» и отделом профориентации и трудоустройства МГУ, состоялся 9 апреля. Семинар вела партнер компании FutureToday Екатерина Шуберт.

В ходе семинара студенты смогли узнать о стратегии и тактике поиска работы.

Начинать нужно с определения приоритетов (следует прояснить свои ценности и жизненные цели, найти свой талант, создать свое видение будущего и идти к нему, при этом не теряя баланса между карьерой и жизнью). У студентов должен соблюдаться баланс между работой и учебой. Работа в студенческие годы хороша, если она связана с будущей специальностью, а не является подработкой на карманные расходы. Работа мешает учебе, поэтому важно достичь компромисса между ними.

Далее начинается поиск возможностей. Первый этап — это сбор информации о рынке труда (источники: деловая и «работная» пресса; Интернет-сайты компаний и дни открытых дверей, семинары, ярмарки вакансий; работающие друзья). Необходимо исследовать возможности, требования и ограничения в выбранной области и рассмотреть альтернативы (например, решить, что выбрать: небольшую, стремительно растущую компанию или большую и стабильную).

Последующий этап подразумевает формирование списка компаний; составление и рассылку резюме и мотивационных писем; прохождение интервью и других форм отбора; переговоры и принятие решения.

Многое зависит от правильно составленного резюме. Резюме должно иметь в качестве названия имя и фамилию соискателя, а не называться «резюме.doc». Если есть знание двух языков, резюме должно быть на обоих. Структура резюме такова: ФИО, личные данные, цель, опыт работы, основные выполняемые обязанности и результаты, образование (в т. ч. дополнительное), личные качества и навыки, компьютерные навыки и знание иностранных языков, дополнительная информация.

Под «личными данными» подразумеваются дата рождения, контакты (мобильный телефон, презентабельно звучащий e-mail), адрес, удобное время связи, если это важно. Отсутствие контактных данных — самая серьезная ошибка, которую может допустить соискатель.

Цель может быть сформулирована как соискание руководящей позиции в компании, получение некой конкретной должности, участие в программе по работе с молодыми специалистами и т. п., однако она не должна быть сформулирована слишком обще.

В графе «Опыт работы/образование» нужно указать время и место работы/учебы (месяц, год, название учреждения/факультет); занимаемую должность; тип занятости/форма обучения; обязанности и достижения.

Среди личных качеств можно назвать способность работать в команде, ответственность, лидерские качества, хорошие навыки коммуникаций, желание и способность учиться и развиваться, стрессоустойчивость, лояльность по отношению к компании.

Компьютерные навыки и языки — это знание программных продуктов MS Office, e-views, SAP и т. д., а также знание иностранных языков. Оценку можно дать своими словами или с проведением уровня (например, TOEFL), баллов и т. п.

В качестве «дополнительной информации» могут выступать такие данные как семейное положение, наличие а/м, имеющиеся публикации, разрешение на работу, активная деятельность в профкоме факультета или на кафедре.

Такие ошибки как плохая структура, слишком большой или слишком маленький объем информации, описание мест работы без перечисления выполняемых обязанностей и достигнутых результатов, повествовательное (а не официально-деловое) изложение данных могут отрицательно сказаться на решении работодателя. Для достижения наилучшего результата и проверки того, насколько полно и правильно все сказано, стоит дать прочитать свое резюме нескольким людям.

Среди форм отбора выделяют тестирование, решение кейсов, ассессменцентр, интервью. Тестирование бывает психологическим и профессиональным. Первая форма выявляет умение держаться, справляться со сложными ситуациями — здесь важно быть самим собой. Профессиональное тестирование проверяет знания.

При решении кейсов требуется принятие решения по предложенной ситуации.

Ассессменцентр — это решение кейса в группе. При решении присутствуют психологи, которые смотрят, как потенциальные работники проявляют себя, провоцируют ли конфликты, какую позицию занимают в коллективе, выявляются ли их лидерские качества и умение работать в группе. На ассессментцентре проверяются те качества, которые были заявлены в резюме.

Интервью — самая распространенная форма отбора. Структурированное интервью проходит по четко определенным вопросам, направленным на уточнение данных, указанных в резюме.

Глубинное интервью — это более подробное выяснение написанного, более тщательное проникновение в суть соискателя. Интервью по компетенциям — это выявление знаний и умений. На интервью по компетенциям могут предложить рассказать о ситуации, в которой соискатель, например, проявил лидерские качества (нужно вкратце обрисовать ситуацию, описать свои действия). К подобным вопросам лучше подготовиться заранее, вспомнить несколько выигрышных ситуаций.

Индивидуальное интервью проходит непосредственно с представителем компании. Групповое интервью — это беседа либо нескольких представителей с одним кандидатом, либо нескольких претендентов с одним представителем (применяется, когда кандидатов очень много, и нужно быстро выяснить, кто чего стоит).

Стресс-интервью включает неожиданные вопросы, задаваемые кандидату, жесткую формулировку вопроса и т. п. На стресс-интервью понадобятся уверенность в себе (но без гонора) и проявление лояльности к прежнему месту работы. Нужно быть самим собой и уж во всяком случае не врать. В любом случае, важен не ответ, а реакция.

На первом интервью можно спросить о графике работы, принципе построения карьерной лестницы (т. е. каких высот можно достичь, например, через два года). У руководителя компании можно спросить, какую придется выполнять работу, каких заданий ожидать.

Вопросы работодателя могут быть направлены на выявление личных качеств, уровня знаний. Перспективные вопросы — это нечто из серии «кем вы видите себя в компании через 10 лет». Провокационные вопросы обычно задают на стресс-интервью. Кстати, провокационным может стать вопрос о слабых сторонах вашего характера. На него лучше ответить честно, но потом добавить что-нибудь вроде «это побуждает меня лучше работать».

Мария Сальникова, наш корр.

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Твоя жизнь, студент!

Наука и практика

Крупным планом

Мир творчества

В гостях у Мельпомены

Будем знакомы

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу