№ 16 (4207)
май 2007

Университет в лицах

Императив Виктора Дувакина

«Три толстяка» Ю.К. Олеши начинаются словами: «Время волшебников прошло. По всей видимости, их никогда и не было на самом деле». И все-таки волшебники были, и не где-нибудь, а в МГУ. Один из них — Виктор Дмитриевич Дувакин, филолог, маяковист, властитель дум студентов очень популярного в 1960-е годы на филфаке МГУ семинара, создатель уникального аудиособрания воспоминаний о русской культуре, науке и повседневности первой трети XX века. Время у него, как у настоящего волшебника, говорит на разных языках — детства, отрочества, зрелости, любви, понимания и прощения.

Кумиром Дувакина был Маяковский. В феврале 1931 года Виктор Дмитриевич участвовал в создании выставки, посвященной Маяковскому, в Литературном музее при Ленинской библиотеке, позже — в подготовке трех полных собраний сочинений Маяковского. В разных аудиториях и на семинарах он вдохновенно и артистично, «во весь голос», читал стихи Маяковского и других поэтов.

Так бы и остался, наверное, Дувакин в памяти современников известным маяковистом и любимым учителем филологов, но жизнь распорядилась иначе. Не зря философ Вл. Соловьев писал: «Есть нечто, называемое судьбой, предмет хотя не материальный, но, тем не менее, вполне действительный».

8 сентября 1965 года на троллейбусной остановке у Никитских ворот по дороге на лекцию в школу-студию МХАТ был арестован Андрей Синявский, дипломник дувакинского семинара выпуска 1949 года. Под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак Андрей Синявский и его друг Юлий Даниэль печатали на Западе свою прозу.

Дувакин не читал литературных произведений Абрама Терца, не входил в диссидентский круг общения его семьи, но Андрей был его учеником, и учитель стал единственным свидетелем защиты в деле Синявского–Даниэля.

Приказ об увольнении подписан 3 мая 1966 года: ученый совет филологического факультета тайным голосованием отстранил Дувакина от педагогической работы — после 27 лет безупречной службы Московскому университету. На имя тогдашнего ректора И.Г. Петровского стали поступать письма и телеграммы в защиту непокорного Дувакина. За него вступились писатели В.А. Каверин, И.Г. Эренбург, филологи В.В. Иванов, З.С. Паперный, ученые И.М. Гельфанд, В.А. Марков, М.А. Леонтович и многие другие. В президиум XXIII Съезда КПСС поступила телеграмма с просьбой срочно вмешаться, предотвратить увольнение Дувакина. И тогда И.Г. Петровский предложил «изгою» вместо преподавательской работы должность старшего научного сотрудника на межфакультетской кафедре научной информации.

В начале 1967 года Дувакин получил портативный магнитофон «Репортер-3» и сделал первую запись — рассказ чтеца Н.А. Голубенцева о Маяковском. Вторым стал поэт-акмеист Михаил Зенкевич, который говорил о Николае Гумилеве, Вячеславе Иванове и Андрее Белом.

Театр 1920–1930-х годов, русский художественный авангард, русское зарубежье первой волны эмиграции — далеко не полный перечень тем, которые интересовали Виктора Дмитриевича. Живые голоса из прошлого предлагают другую точку отсчета для сегодняшней жизни, иную систему ценностей.

За пятнадцать лет работы Дувакин зафиксировал воспоминания почти трехсот человек, и, конечно, в первую очередь людей из окружения Маяковского. Это Вероника Витольдовна Полонская, последняя, с кем разговаривал Маяковский. Это Лиля Юрьевна Брик, любовь к которой сыграла невероятную роль в жизни поэта: И в пролет не брошусь,
И не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.
Надо мной, кроме твоего взгляда,
Не властно лезвие ни одного ножа.

Л.Ю. Брик — женщина-легенда. Она переводила пьесы, писала литературоведческие статьи, вместе с Жемчужным была режиссером фильма «Стеклянный глаз», но главный ее талант, наверное, в том, что она вдохновляла поэтов. М.И. Цветаева была уверена, что «внушать стихи — больше, чем писать стихи, больший дар Божий».

И у Виктора Дмитриевича был особый дар — дар легкого общения с самыми разными людьми. Ему было интересно в собеседнике все: праздники и будни, счастье и горести, работа и раздумья. А в нем самом всегда чувствовалось то ядро нравственного совершенства, которое вызывало доверие, без стремления к которому невозможна нормальная человеческая жизнь.

В.Д. Дувакина не стало в 1982 году. Вскоре кафедра научной информации была расформирована, коллекцию уникальных фонодокументов хранить было негде. Ученица Дувакина, заместитель директора Научной библиотеки МГУ А.Ф. Панца предложила разместить записи в библиотеке. Ее поддержал директор библиотеки В.В. Мосягин, и живые голоса зазвучали снова. Родился отдел фонодокументов, который сегодня получил название отдела устной истории. Дело Дувакина продолжили его ученицы, выпускницы филфака МГУ В.Ф. Тейдер, М.В. Радзишевская и В.Б. Кузнецова. В начале 1990-х годов они начали расшифровывать и готовить к изданию материалы фонотеки, в которой сейчас около 1 200 кассет.

Гордость отдела — записи когда-то опального биолога Н.В. Тимофеева-Ресовского. В.Д. Дувакин и М.В. Радзишевская в течение нескольких лет специально ездили в Обнинск с магнитофоном, и Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский рассказывал разные истории из своей жизни. Позже эти истории сложились в книгу воспоминаний легендарного Зубра, героя повести Д.А. Гранина, великого русского ученого, стоявшего у истоков нескольких областей современной биологии: биофизики, молекулярной биологии, радиационной генетики, радиобиологии, экологии биосферы.

Легендарный философ М.М. Бахтин не писал воспоминаний, но в беседах с В.Д. Дувакиным рассказывал о Вячеславе Иванове, Мережковском, Гиппиус, Блоке, Маяковском, Пастернаке. Бахтин — один из тех мыслителей, кто своей трагической судьбой, несмотря ни на что, заглядывал в зрачки «века-зверя», склеивал «двух столетий позвонки». В беседах звучат его мысли о духовной ответственности художника и человека, о вине и покаянии. Много раз во время записи, вспоминая разных поэтов, собеседники, иногда даже хором, читают стихи.

Бахтинская концепция «кризиса авторства», возникшая в рамках исследования искусства прошлых лет, в сущности, нацелена на современность. И для Дувакина «ближайшая задача — спасти то, что еще можно спасти, сохранить для будущего живую атмосферу уходящей эпохи».

Дувакинские материалы регулярно появлялись в журнале «Человек» Российской Академии наук, легли в основу книги «Осип и Надежда в рассказах современников», из рассказов 22 авторов составлен сборник «Анна Ахматова в записях Дувакина». За последние 15 лет по материалам фонда В.Д. Дувакина опубликовано более 60 работ.

Записи в Отделе устной истории продолжаются. О своих родителях, профессорах Московского государственного университета, рассказали Т.И. Галкина, Н.А. Формозов, К.Д. Сабинин, Н.Б. Делоне, М.Н. Томашевская. Последняя вспоминала своего дедушку — известного ученого Б.В. Томашевского, литературоведа и писателя.

Историков науки всегда привлекали трагические судьбы замечательных русских ученых, братьев Николая Ивановича и Сергея Ивановича Вавиловых. Н.И. Вавилов всю жизнь работал, чтобы накормить человечество, и умер в тюрьме от голода. Каждое свидетельство людей, знавших их лично, бесценно. Много нового об этой семье рассказала нам Лидия Васильевна Курносова, вдова старшего сына Н.И. Вавилова Олега Николаевича, который молодым погиб на Кавказе при невыясненных обстоятельствах.

К 250-летию МГУ была издана книга «Математики рассказывают», вступительную статью к которой написал нынешний ректор университета В.А. Садовничий. В книге — беседы Дувакина с выдающимися представителями московской математической школы: П.С. Александровым, Б.Н. Делоне, О.А. Олейник, Б.В. Гнеденко, Л.А. Люстерником, Д.Е. Меньшовым, Л.И. Седовым.

Математики и сегодня рассказывают и не только о своих научных открытиях. В фонде хранится уникальная запись — академик В.А. Ильин читает стихи Игоря Северянина.

От Виктора Дмитриевича передалась сотрудникам отдела любовь к поэтам и поэзии. Несколько вечеров подряд шла запись «исповеди дочери века», поэта Д. Терещенко. Трагическая судьба сына, сострадание, радость любви и боли земной жизни — все вошло в ее стихи. Поэтесса П. Рожнова с благодарностью вспоминала своих педагогов, профессоров Литературного института, а также известных поэтов — Л. Ошанина, П. Антокольского.

Ранним утром на лавочке в уютном дворе Литинститута выпускник Московского государственного университета, поэт В. Костров радостно и весело рассказывал о литературной студии МГУ 60-х годов прошлого века. Его главная тема: кто мы? откуда мы родом? не сбились ли с пути?

Полон взгляд тихой боли и страха.
Что тебе я могу обещать?
На пространстве всеобщего краха
Обещаю любить и прощать.
Всей судьбою своей окаянной
Обещаю не прятать лица.
Обещаю любить постоянно,
Обещаю прощать до конца.

Поэт Евгений Рейн — мастер сюжетного стиха, авгур и заклинатель, постакмеист, друг Иосифа Бродского — совсем недавно поведал о годах своей учебы. Выпускник филологического факультета МГУ, писатель Сергей Есин более десяти лет был ректором Литинститута. Он не побоялся рассказать о себе то, что другие не решились бы. Излюбленная коллизия: предательство в среде творческой интеллигенции и его генеалогия. Имитатор-литератор Сергей Есин, по-моему, был честным и искренним.

Очень ценны воспоминания выдающегося ученого, директора Института почвоведения МГУ и Российской Академии наук, заслуженного профессора Московского университета Г.В. Добровольского.

Заветная мечта В.Д. Дувакина — институт звуковой документации современности. Института пока нет, но есть Отдел устной истории при Научной библиотеке МГУ. Его основатель смотрел на мир через призму живой истории, сделанные им записи насыщены временем. Настоящее чудо, когда перед слушателем открываются былые радости и печали замечательных людей.

Может быть, никто не вбирал в себя прошлое с такой полнотой, как Дувакин, подлинный интеллигент, переживавший чужую боль как свою. Таков был его императив, нравственный закон: уважать прошлое, ценить и любить настоящее, работать для будущего, «светить всегда, светить везде», до последнего вздоха.

Каждая новая запись — событие не только нашего отдела, это открытие еще одной странички из жизни современников. Надо ли говорить, как вовремя пришли к нам эти записи, голоса из XX века, которые звучат сегодня.

Из окон отдела видно Главное здание университета. В любую погоду, в любое время суток оно светится, светится изнутри талантом людей, которые служили и служат Отечеству верой и правдой.

Ежегодно 13 марта, в День рождения Виктора Дмитриевича, в отдел приходят его ученики: В. Зайцев, З. Новлянская, А. Панца, В. Радзишевский, В. Тейдер, О. Чирухина и многие другие. Ученик Дувакина, литературовед, музейщик и издатель С.С. Лесневский готовит к изданию книгу, написанную учениками о своем учителе. А в новой, специально оборудованной современной техникой студии по-прежнему звучат голоса ученых, поэтов, режиссеров, художников, и, конечно, действует нравственный закон Дувакина.

Н. Бонч-Осмоловская,
сотрудник Отдела устной истории Научной библиотеки МГУ

Первая полоса

Пресс-служба

Родом из МГУ

Всем, всем, всем!

К 80-летию газеты "Московский университет"

Университет в лицах

Актуальный репортаж

Спорт

Крупным планом

Мир творчества

"01"

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу