№ 19 (4210)
июнь 2007

Будущие темы рубрики:

1. Корпоративные университеты МГУ: за и против. Все ли понимают их цели и задачи?

2. Специфика факультета: философский факультет МГУ.

Уважаемые читатели, если вас заинтересовали данные темы, пишите.
Важно именно ваше личное мнение.

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Специфика факультета: географический факультет МГУ

Продолжение. Начало рубрики в № 18

1. Выбор геофака МГУ в моем случае вполне логичен. Здесь находится лучшая научная школа геоморфологии.
2. Нравится увлеченность преподавателей наукой и работой со студентами. Здесь на этом все держится. В качестве проблемы назову теоретизированность образования. Фундаментальность образования МГУ должна, конечно, сохранятся, но в практичности тоже есть смысл.
3. Самый курьезный случай, пожалуй, это процедура заселения в общежитие. Многочасовое взятие штурмом Управления общежитиями. Не забуду свое 176-ое место в очереди к паспортисту с полуторачасовым режимом приема. Просто аттракцион на удачу и смекалку! Было весело, в общем-то.
4. Если честно, не обладаю достаточно полной информацией. Все зависит от качества нового здания. Если факультет получит много места, новое оборудование и возможности расширяться, то это плюс, и немалый. Тем не менее, в том, что геофак находится в Главном здании, есть какая-то знаковость. Это не элитарность, ни в коем случае. Это, скорее, особый настрой преподавателей, студентов, научных сотрудников на продолжение славных традиций географической науки в великих стенах. Поэтому считаю, что геофак должен остаться в ГЗ. Пусть переедут лаборатории, центры и все те, для кого места недостаточно.
5. Факультету хочу пожелать сил и возможности идти своим путем в отечественном образовании. И чтобы поменьше приходилось лишний раз доказывать свою значимость и необходимость, будучи загнанными в очередные бюрократические рамки.
Евгений Голубев, 2 г/о в аспирантуре

1-5. Почему географический, я и сам до конца не знаю. Помог, скорее всего, метод исключения. Географический факультет необходим тем, кто никак не может определиться со своим местом в этой жизни. Не секрет, что в 18 лет далеко не все точно знают, кем хотят быть во взрослой жизни, но даже если и знают, то не всегда до конца осознают все плюсы и минусы своего выбора. Географический факультет дает еще пять лет на размышления. Это не означает, что все курсы пройдут в безделье и будет бесконечное количество свободного времени, чтобы строить планы на будущее. Специфика преподавания и практик заключается в том, что студент во время обучения очень «плотно» знакомится с жизнью своей собственной страны, а не только с ее географическими составляющими. И, выходя из МГУ с дипломом, человек знает о жизни и о стране на порядок больше многих своих сверстников, а ведь этот опыт иногда важнее академических знаний.
Проблема востребованности выпускников, конечно, стоит очень остро. Еще до поступления на факультет мамы и папы ломают голову над тем, кем же станут их дети. Сейчас ситуация чуть лучше, но лет десять назад кому нужны были в России страноведы или биогеографы? Из этого можно сделать вывод, что поступление на факультет редко связано с какими-либо серьезными планами на будущее. Лишь единицы точно знают, что останутся в науке или будут работать четко по специальности. Сюда идут за мечтой о дальних странах, о невиданных красотах и о нехоженых землях. Географический факультет — один из последних оплотов романтики в МГУ. Путешествия, дикая природа — эти слова составляют ассоциативный противовес материальным ценностям повседневной жизни. В этом, наверное, и заключается основная специфика географического факультета: сюда приводит не ум, а сердце. Первыми в списке романтических особенностей факультета, конечно, стоят летние практики. После месяца или двух беспрерывного перемещения очень трудно остановиться, и многие, лишь только вернувшись домой, уезжают снова уже по собственной инициативе. Практика — это очень мощный психологический и физический тренинг, который проходят не все. После практик, как правило, появляется «здоровый пофигизм»: нежелание конфликтовать по мелочам, более спокойное и легкое отношение к жизни.
Сохранению романтического облика факультета во многом также способствует система преподавания. Сухие цифры статистики идут вперемешку со множеством лирических отступлений, примеров из жизни. Все это делает учебный процесс безумно интересным. Во многом, правда, пробуждение интереса к предмету зависит от ораторского искусства лектора, хотя и тут есть свои подводные камни. Все преподаватели балансируют между информативностью и зрелищностью. Так, к примеру, на лекции Н.Н. Дроздова всегда собирается аншлаг, и не зря. Ведь это нечто феерическое и незабываемое, это нельзя передать словами, это можно только видеть. Есть только один минус подобных лекций: за Николаем Николаевичем невозможно записывать, каждую секунду ты боишься пропустить что-либо интересное, поэтому не опускаешь глаз к тетради.
Сейчас географический факультет стоит на пороге серьезного испытания: возможного переезда в новое здание. Дело в том, что ГЗ МГУ действительно обладает специфической аурой, это я могу утверждать на правах человека, прожившего здесь треть своей жизни, да и любой преподаватель это подтвердит. Вы когда-нибудь пробовали есть одно и то же блюдо из фамильного сервиза и из пластиковой тарелки? Дело даже не в удобстве, а в ритуале. Я искренне надеюсь, что если переезд все-таки состоится, то вместе с материальными ценностями в новое здание переедет и духовная составляющая факультета.
Кирилл Пузанов, 4 курс

1. В МГУ хотелось учиться всегда. Это было, с одной стороны, недосягаемой мечтой, с другой — фактом, который даже не обсуждается. Почему геофак? Это более сложный вопрос. Я с детства слушала Ивасей (дуэт выпускников факультета Иващенко и Васильева). Точнее, их слушали родители, а я, видимо, настолько это впитала, что других вариантов в выборе факультета вообще не было. Дело не в том, что они поют про путешествия и учебу; их творчество пропитано духом геофака, той непостижимой аурой, ради которой стоит сюда идти.
2. Нравится применять полученные знания на полевых практиках, где начинаешь действительно понимать и любить свою специальность. Не нравится нынешняя система обучения. Хотелось бы больше современных предметов. Стоит, думаю, корректировать курсы, учитывая сложившуюся ситуацию на рынке труда и в науке.
3. Курьезных случаев много, чаще всего они случаются на экзаменах и на практиках. Вообще жизнь студента полна курьезов.
4. Я лично категорически против. В стенах ГЗ есть определенный дух, сила. Именно здесь сложился современный геофак со своими привычками и традициями, в новом здании это потеряется. Учиться в ГЗ просто престижно, а еще более престижно быть самым высоким географическим факультетом в мире.
5. Факультету, безусловно, желаю процветания. Страна сейчас на таком этапе развития, когда знания географов становятся все более необходимыми и актуальными. Поэтому хочется пожелать начать всем вместе продвигать любимую науку вперед. Кроме того, хочется увидеть в глазах преподавателей заинтересованность в нашем общем деле и нашем общем будущем.
Руководству университета — проводить побольше интересных, всеобщих конференций, мероприятий. Хотя их и так много, за что огромное спасибо.
Анна Булочникова, 4 курс

1. География интересна мне еще со школьных лет. В старших классах удалось выиграть три областные олимпиады по географии и дважды стать призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Благодаря этому меня зачислили на географический факультет МГУ без экзаменов.
2. Процесс обучения поставлен очень даже неплохо. Читаемые курсы подобраны в целом прагматично, но все-таки у экономгеографов слишком много, на мой взгляд, дисциплин, связанных с физической географией. Хотелось бы также, чтобы расписание экзаменов и зачетов вывешивалось пораньше, чтобы студенты из регионов смогли с наименьшими затратами добираться летом домой (особенно это актуально для студентов из Сибири и Дальнего Востока). Из всех положительных сторон хочется отметить наличие достаточного количества свободного времени на старших курсах, что позволяет определиться с будущим местом работы.
3. Можно даже без комментариев — празднование 250-летия МГУ.
4. На мой взгляд, переезд в новое здание отрицательно скажется на функционировании географического факультета. Конечно, новое здание, не требующее ремонта, и современная инфраструктура, безусловно, являются положительным моментом. Однако, насколько мне известно, площади, которые планируется передать факультету, меньше нынешних, занимаемых в ГЗ. Если даже этих площадей недостаточно, то в новом здании этот дефицит еще более возрастет. Тем более под существующие на факультете лаборатории нужны специальные помещения, которые в новом корпусе не предусмотрены. Наконец, возникнет масса сложностей с переносом оборудования и прочего инвентаря.
5. Продолжать наметившееся в последнее время улучшение обеспечения студентов, как в материальном, так и в интеллектуальном отношениях.
Сергей Томин, 3 курс

1. Собственно говоря, никакого выбора не было. Просто в 7 классе меня направили на городскую олимпиаду по географии. Потом были зональные, краевые… В 11 классе я попал в число призеров Всероссийской олимпиады. Поскольку с самого детства география была одним из моих любимых предметов, я воспользовался возможностью поступать на географический факультет МГУ.
2. На этом курсе мне очень понравилась гидромеханика, во многом благодаря лектору, Е.И. Свешниковой. Интерес к предметам напрямую зависит от уровня преподавания. Не нравится невероятная загруженность студентов в первом семестре первого курса. На втором курсе учиться стало гораздо легче. Летняя полевая практика в Сатино была очень длинной.
3. Курьезный случай? Я в затруднении…
4. Плюсы: близость к метро, легкость эвакуации из здания в случае пожара и т. д. Минусы: трудоемкость переезда, необустроенность новых помещений, удаленность от Музея землеведения, геологического, физического и химического факультетов.
5. Пожелать хочу держать высокую марку обучения в МГУ, а также новых талантливых студентов.
Михаил Никитин, 2 курс

1. Это была самая реальная (можно даже сказать, единственная) возможность учиться в Москве. К тому же я активно интересовался географией, участвовал в олимпиадах для школьников и творческих конкурсах.
2. Нравится гибкое расписание на старших курсах, возможность получить знания по интересующим меня дисциплинам, активно участвовать в жизни кафедры и факультета и т. д. Не нравится неопределенность с расписанием зачетов и экзаменов, обилие непрофильных предметов, слишком большая продолжительность практик.
3. Наиболее запомнились практики. На первом курсе — скорее негативом, на втором — сплошным позитивом, хотя и были некоторые сложности в организации.
4. Ни в коем случае (если решение об этом будет принято, объявлю бессрочную голодовку!) Плюс вижу только один — в новом здании будут современная инфраструктура и ремонт. Минусов много больше. Ухудшится транспортная доступность. Тем более, с современным местом пребывания факультета связано множество традиций. Географическому факультету необходимо существенное увеличение площадей, специально оборудованные лабораторные помещения, которых в новом корпусе не будет (по существующему проекту, в нем разместятся три факультета).
5. Жду политики, направленной на максимальное удовлетворение интересов студентов. В этом направлении есть безусловные успехи, но останавливаться на достигнутом нельзя!
Александр Черников, 3 курс

1. Факультет выбрал потому, что хотелось много путешествовать. Думал, это самый простой способ ездить по стране бесплатно. На деле оказалось, конечно, не совсем так, однако то, что довелось пережить, превзошло все мои ожидания.
2. Специфика обучения в том, что оно в целом не так напрягает, как можно было ожидать. Часто говорят, что в МГУ учат учиться. Это так. Но, по правде говоря, мне кажется, что студентов для этого не сильно стимулируют.
3. Много было, но до сих пор помню, как на первом курсе над моей нелепой фразой смеялось человек тридцать…
4. Можно и переехать — тоже приключение. К тому же это станет очередной ступенью в развитии факультета. Думаю, переезжать в худшие условия геофаку никто не даст. Однако беспокоит то, что сделают с Главным зданием.
5. Факультет будет развиваться, и пожелать можно только укрепления географических баз, развития возможностей для интересной и продуктивной студенческой жизни.
Григорий Голиков, 4 курс

Жизнь географического факультета динамична и увлекательна. Трудно спорить, что главной особенностью учебного процесса являются полевые практики и экспедиции. Как отметила студентка философского факультета МГУ Диана Тяпкина: «Я считаю, что многим студентам с неполевых факультетов также было бы полезно видеть наглядное применение своих знаний, что, к сожалению, почти не практикуется. Поэтому геофак в этом плане находится в выгодном положении. Студенты с первых курсов могут непосредственно “вжиться” в свою профессию. Иногда завидую географам, их всеобщей факультетской дружбе, которая практически нереальна на большинстве других факультетов, когда студенты иногда своих одногруппников не всех помнят в лицо». Экспедиции — это порой не столько источник необходимого рабочего материала, сколько бесценного жизненного опыта, уроков выживания в самых разнообразных условиях, умения удивляться и улыбаться. Вот что вспоминает, к примеру, участник экспедиции 2005-го года: «Мы работали на Толбачике (Камчатка). Дров полно, комаров почти не было. Правда, медведь ходил, ждал, облизывался. Он съел все масло, брусок колбасы. Когда этого не стало, а не стало в первую же ночь, наше меню определилось точно — макароны. Продукты надо держать в ста метрах от лагеря, чтобы медведь без помех мог лопать... И кассовый аппарат рядом поставить».

Что ж, географический факультет неустанно развивается: организуются экспедиции, создаются исследовательские базы, совершаются новые открытия, а порой и существенные научные прорывы. Кто-то с ужасом вспоминает уже далекое время вступительных экзаменов, кто-то негодует на преподавателей, искренне не понимая многих решений. Тем не менее, географический факультет остается для учащихся родным и любимым. Пожелаем факультету новых открытий, проектов и увлеченных студентов!

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Твоя жизнь, студент!

Инновационный университет

На пользу науке

Взгляд на мир

Образование

Неравнодушный взгляд

Мир творчества

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу