№ 21 (4212)
июль 2007

Будущие темы рубрики:

1. Корпоративные университеты МГУ: за и против. Все ли понимают их цели и задачи?

2. Специфика факультета: философский факультет МГУ.

Уважаемые читатели, если вас заинтересовали данные темы, пишите.
Важно именно ваше личное мнение.

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Россия. ВТО. Образование

Продолжение. Начало в № 20.

1. Что, на ваш взгляд, кардинально изменилось во внешней политике России за последние годы?
2. Членство России в ВТО: плюсы и минусы. Что изменится после вступления России в ВТО?
3. Как скажется членство России в ВТО на российском образовании?
4. Каковы, по-вашему, главные плюсы и минусы современной образовательной системы России?

1. В настоящее время позиции России в мировой экономике и политике гораздо слабее, чем были у СССР в период «холодной войны». В действительности, Россия уже давно потеряла статус великой державы и в настоящее время не может соперничать с США. «Прохладная война», как окрестили многие геополитики современный этап раздела сфер влияния, свидетельствует лишь о ностальгии по былому могуществу. Если во времена Советского Союза наша страна была одним из крупнейших производителей продукции тяжелой промышленности, то в настоящее время роль России на мировом рынке сводится, в основном, к поставке сырья. На мой взгляд, выбранное направление современной внешней политики не вызывает одобрения.
2. Я не специалист в данном вопросе, поэтому все мои суждения будут на уровне обывательских и, наверное, повсеместно распространенных.
Главный плюс от вступления в ВТО заключается в том, что российская продукция получит доступ на иностранные рынки на общих условиях, что исключит возможность дискриминации наших товаров. Также Россия получит доступ к международному механизму разрешения торговых споров. Приведение законодательной системы России в соответствии с нормами ВТО создаст более благоприятный климат для иностранных инвестиций. Помимо уже названных положительных эффектов, вступление России в ВТО улучшит имидж страны.
Главным «минусом», на мой взгляд, является то, что из-за снижения таможенных пошлин многие виды российской продукции станут неконкурентоспособными на внутреннем рынке. Это значительно ударит по промышленности (в первую очередь, по автомобилестроению) и сельскому хозяйству. Кроме того, после вступления в ВТО Россия уже не сможет устанавливать цены на свои нефть и газ, а значит, утратит рычаг политического и экономического воздействия.
3. Если честно, не понимаю, каким образом вступление в ВТО может повлиять на образование. В первую очередь, это торговая организация, в функции которой не входит установление единых требований к высшему образованию. Единственный вопрос, который попадает в сферу компетенции ВТО — это контроль над соблюдением прав на интеллектуальную собственность.
4. Одна из основных проблем образования — сильная разница в уровне, в первую очередь, школьной подготовки в зависимости от региона страны. По правде говоря, даже внутри одной только Москвы эти различия огромны.
Во-вторых, немаловажен «разрыв» между материалом, который преподают в школах и который требуется для поступления в вуз. Поэтому практически всем абитуриентам приходится дополнительно заниматься с преподавателями, что значительно снижает возможности поступления в престижный вуз детей из малоимущих семей.
Российская система образования имеет прочный фундамент, который создавался в течение не одного десятилетия. До сих пор следуют тем же принципам преподавания, что и во времена Советского Союза. Стабильность, с одной стороны, поддерживает имидж российского образования в мировом сообществе. С другой стороны, инертность системы становится препятствием на пути к модернизации. На мой взгляд, самым главным минусом нашего высшего образования (могу только говорить о географическом факультете МГУ) является отсутствие факультативных предметов. Поэтому студентам приходится прослушивать огромное количество обязательных курсов, часть которых им, мягко говоря, не пригодится. Вместо того, чтобы посещать факультативы на своем факультете, приходится подбирать подходящие курсы на других факультетах.
Анна Захарова, 4 курс,
географический факультет

1. В последние годы внешняя политика нашей страны стала носить осознанный характер. Сформировались политические интересы, которые в основном направлены на участие нашей страны в качестве полноправного члена в ряде ключевых международных организаций. Информационная политика России на международной арене стала более продумана: вместо того, чтобы умалчивать факты и события, мы стали их интерпретировать в свою пользу.
2. Минусы от вступления России в ВТО заключаются в установлении еще большего отраслевого дисбаланса в экономике, так как отстающие отрасли не получат возможности развития и будут уничтожены крупными корпорациями или странами-производителями. В противовес этому наша тяжелая и добывающая промышленности получат огромные прибыли от продаж своей продукции с более низкими пошлинами ввоза.
Для государства членство в ВТО — не самая лучшая перспектива (я говорю о ситуации практического уничтожения стратегических отраслей, таких, например, как сельское хозяйство; находясь в зависимости от состояния таких отраслей, государство не может проводить действительно независимую внешнюю политику). Для простых обывателей вступление России в ВТО скорее будет плюсом: люди получат более выгодное соотношение цены и качества, появится возможность выбора из большего числа производителей. К плюсам можно отнести и возможность развития экономики за счет инвестиций стран-участниц ВТО.
3. Напрямую членство в ВТО не влияет на российское образование. Со вступлением в данную организацию связано включение России в Болонский процесс (просто большая часть участников ВТО является организаторами Болонского процесса). Это тоже интеграция России в международную систему, только не экономики, а образования. Встречаются люди, которые считают образование исключительно платной услугой, то есть относящейся к области только экономики (отношения купли-продажи). Для них, безусловно, следует, что вступление России в ВТО будет напрямую влиять на качество образования, в том числе в МГУ, других престижных вузах страны. Но я считаю, что образование — это скорее духовная сфера, в которой отражается культура нации. При внесении каких-либо изменений (идя на уступки) необходимо сохранить «дух образования» (систему общения преподавателей и студентов, открытость образования, доступность каждому желающему, направленность на получение истинного знания), а также форму и содержание преподавания фундаментальных дисциплин.
4. Главными плюсами современной российской системы образования являются: общедоступность, фундаментальность, наличие связей с зарубежными странами (олимпиады, российские школы в различных странах). К минусам можно отнести некую архаичность системы, отсталость от жизни некоторых научных направлений, несогласованность действий органов власти и собственно людей, занимающихся преподаванием. Гигантским минусом нашего образования является и слабая социальная поддержка преподавателей среднего уровня системы (школьные учителя), и слабая техническая оснащенность школ, отсутствие их связи друг с другом на уровне страны (соединение сетью).
Артур Большаков, 2 курс,
философский факультет (политология)


Рассуждать на тему — хорошо или плохо будет стране от вступления в пресловутую ВТО — можно долго. Что, собственно, и делается уже на протяжении четырнадцати лет. Отрадно, что на многие уступки Россия так и не пошла. Если взять за основу дальнейших решений не вызывающую споров аксиому «будущее — за молодежью», то она легко трансформируется в «будущее — за образованием». Ведь современная доступность высшего образования является лишь одной стороной медали. Неслучайно говорят: «Вместо того, чтобы дать человеку рыбу — лучше научите ее ловить».

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Память

Родом из МГУ

Конференции

Инновационный университет

На пользу науке

К 80-летию газеты "Московский университет"

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу