№ 21 (4212)
июль 2007

Родом из МГУ

Космическая современность

Встреча с воспитанником МГУ космонавтом Сергеем Рязанским

С.Рязанский и Н.Пупышева, наш корр.
«Это СОЮЗовский тренажер, наш корабль, который наряду с шаттлом является основным средством доставки космонавтов на орбиту. Он состоит из трех отсеков», — начал свой рассказ о буднях и праздниках Центра подготовки космонавтов выпускник биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН, кандидат биологических наук, космонавт-исследователь, наконец, просто открытый и добрый человек Сергей Рязанский.

Расположенный в Звездном городке, Центр подготовки космонавтов (ЦПК) является главным фундаментом становления «специалистов, совершающих полет в космическом пространстве», как прозаично окрестил профессию космонавтов в своем словаре С.И. Ожегов. Хотя даже получаса общения с представителем этого столь романтического, космического, сообщества достаточно для понимания, что профессии космонавта не существует. Космонавт — не профессия, это полная взлетов и падений, переживаний и юмора жизнь, целью которой, по сути, является полет. Но если человека после многих лет подготовки все-таки не берут в состав экипажей? «Это достаточно больной вопрос для космонавтов нелетавших, — поделился С. Рязанский. — Кто-то остается работать инструктором, помогая в подготовке молодому поколению. Кто-то уходит в совершенно другие сферы деятельности. Конечно, несостоявшийся полет является для человека трагедией. Тем более, когда потрачено столько сил и времени на стремление к достойной цели… Но есть четкая статистика, что 50% космонавтов летают. Очень многое зависит от “внешних” обстоятельств».

Заметим, что внешние обстоятельства для российской космонавтики, наконец, начали меняться в лучшую сторону. Посудите сами: с момента первого полета в космос прошло уже более пятидесяти лет. В девяностые годы космонавтика в России переживала трудные времена, когда замораживались многие проекты, отменялись запуски. Сейчас же космонавтика признана одним из приоритетных государственных научных направлений, в 2006 году даже принята Федеральная космическая программа.

Однако ситуация выглядит оптимистично пока лишь на бумаге. На вопрос, чувствуется ли, что космонавтика стала приоритетом для страны, Сергей Рязанский констатировал: «К сожалению, пока нет. Есть, конечно, изменения к лучшему. Но у нас недостаточно ресурсов и обеспечения национальной научной программы в российском сегменте МКС. Не хватает финансирования, государственной поддержки образовательных проектов. Недостаточно внимания уделяется проработке длительной космической стратегии, перспективам развития».

Дорогого стоит хотя бы неопределенность, под чьей юрисдикцией (Минобороны или Роскосмоса) находится ЦПК. «Сейчас же все переводится на гражданские рельсы, и ЦПК, по идее, с 2008 года должен перейти под юрисдикцию Роскосмоса. В этом случае многие наши военные инструкторские кадры уйдут. А они буквально ребята-супермены: водолазы, парашютисты, инструктора на невесомость, по выживанию», — комментирует С. Рязанский…

Существует два наиболее важных критерия отбора космонавтов: хорошее здоровье и высокий профессиональный уровень, будь то пилот, инженер или ученый. Кроме того, необходимо пройти полный цикл обучения, и это лишь первый этап. К примеру, Сергей Рязанский, зачисленный в отряд космонавтов в 2003 году, сдал за два года 160 (!) зачетов и экзаменов, имея в своем активе уже 400 прыжков с парашютом. Стоит отметить, что космонавт должен знать буквально все. С. Рязанский рассказал: «У нас проводится фото- и видеоподготовка. Мы все проходили операторское кадрирование. Преподавали даже этикет, введенный, кстати, с нашего набора. Я так понял, мы, видимо, были самые необразованные» (смеется).

Возможности сотрудничества представителей космической отрасли с вузами, школами широки. «Среди российского отряда космонавтов часто обсуждается идея привлечения ученых, аспирантов, студентов к созданию уроков из космоса. Космонавты с удовольствием бы занялись этим проектом, даже в ущерб своему личному времени», — резюмировал С. Рязанский.

Напомним, что МГУ им. М.В. Ломоносова, понимая всю важность и востребованность космических разработок, исследований, активно сотрудничает с Роскосмосом. Так, в конце апреля ректор МГУ академик В.А. Садовничий и руководитель Федерального космического агентства А.Н. Перминов подписали соглашение о совместной научно-исследовательской, образовательной и опытно-конструкторской деятельности. Запуск студенческого научного спутника «Татьяна-2», возможно, станет первым совместным проектом МГУ и Роскосмоса. Кроме того, вполне вероятно появление в Московском университете отдельного факультета, готовящего кадры для космической отрасли. Сергей Рязанский, курирующий школьные программы, поделился: «Я принимал участие в конкурсе “Эксперимент в космосе”, который проводился при кураторстве МГУ им. М.В. Ломоносова и корпорации “Энергия” в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества. В конкурсе отбирались различные эксперименты, которые возможно поставить на борту космической станции. Параллельно возникла идея некоторым номинантам помочь, поскольку их эксперименты действительно возможно поставить на спутнике “Фотон–М”, который будет запущен в сентябре 2007 года. Таким образом, мы сможем дать шанс ребятам создать своими руками научный эксперимент. У нас есть немало задумок для дальнейших этапов этого проекта: возможное участие с детскими экспериментами на борту МКС, участие в новых спутниковых программах, наземные испытания, которые также возможно проводить в моделируемой невесомости».

На вопрос возможно ли сотрудничество с МГУ в рамках таких проектов, Сергей, не задумываясь, ответил: «Участие университета в различных проектах может быть достаточно широким. Научное кураторство преподавательского состава, студентов и аспирантов МГУ было бы крайне полезно для проектов, ориентированных на школьников. К примеру, студенческие коллективы могут принимать активное участие в проектах на биоспутнике, работать даже со своими разработками на МКС. С другой стороны, такого рода проекты достаточно сложны и комплексны. Если бы была официальная образовательная программа, сотрудничество с конкретными лабораториями, имеющими собственные научные эксперименты, поставленные на борту станции, полноценная взаимовыгодная работа стала бы гораздо проще. Но уже в проекте биоспутника, который я курирую, будут принимать участие ребята из лицея СУНЦ при МГУ…»

Возможности, как и планы, огромны. Не вызывает сомнений, что пока реализация образовательных проектов находится в руках столь увлеченных и активных людей, интеграция космических исследований / экспериментов и образования не заставит себя долго ждать.

P. S. Полноформатное интервью с С. Рязанским читайте в сентябрьском номере газеты «Московский университет». Вы узнаете всю правду о жизни космонавтов, в частности, о прохождении центрифуги, о существовании белой мышки в сурдокамере (где космонавты, тренируясь, не спят три дня и две ночи), о двухмиллиметровой толщине стенок станции «Мир», о душевной доброте инструкторов и многом другом. Наибольший же интерес представляет рассказ Сергея о жизненном пути выпускника Московского университета, являющегося активным космонавтом и одним из наиболее вероятных кандидатов в состав экипажа нашумевшего проекта «Марс–500».

Что ж, до сентября. Приятного вам лета.

Надежда Пупышева, наш корр.

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Память

Родом из МГУ

Конференции

Инновационный университет

На пользу науке

К 80-летию газеты "Московский университет"

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу