№ 25 (4216)
сентябрь 2007

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Будущие темы рубрики:

1. ЕГЭ в МГУ: за и против.

Уважаемые читатели, если вас заинтересовали данные темы, пишите.
Важно именно ваше личное мнение.

Жемчужина Крыма — ЧФ МГУ

«МГУ им. М.В. Ломоносова, Черноморский филиал, 180 м» — гласит указатель среди дорожных знаков на улице Героев Севастополя в одноименном городе. ЧФ МГУ — это три белоснежных здания (общежитие, лабораторный и учебный корпуса) с малиновыми черепичными крышами, приютившихся на обрывистом берегу близ Корабельной бухты Черного моря. Кипарисы, платаны, голубые ели на территории студгородка, мерцающая гладь моря, стоящие на рейде корабли и подлодки — это вид из окон аудиторий ЧФ МГУ. Напоминает уютный южный пансионат, но с присущей университету фундаментальностью. ЧФ МГУ в Севастополе открыт еще в 1999 году по решению Правительства РФ. Развитие российско-украинских отношений, восстановление единого культурно-информационного поля на всем постсоветском пространстве, защита прав русской диаспоры в ближнем зарубежье (получение качественного образования на русском языке) — такова концепция открытия Черноморского филиала МГУ.

Для подготовки специалистов организовано пять факультетов: компьютерной математики, естественных наук, экономики и управления, историко-филологический, психологии. В 2002 г. открыта также платная образовательная программа «Социальная экология и туризм».

В настоящее время за деятельностью ЧФ МГУ чутко следит его директор — профессор Владимир Алексеевич Трифонов. «Нам очень повезло с директором. Он очень мягкий, внимательный, радеющий за успешную работу ЧФ человек», — вспоминает выпускница 2006 года факультета психологии Е. Заруднева. Что ж, познакомимся с ЧФ МГУ еще ближе и поговорим с выпускниками филиала:


1. О себе: почему выбрали при поступлении именно этот факультет, кем работаете сейчас, были ли трудности с трудоустройством?
2. В чем специфика обучения в МГУ в Севастополе? В чем отличие местных преподавателей от приезжающих из Москвы?
3. Нужно ли что-то менять в системе обучения?
4. Что наиболее ярко запомнилось из студенческой жизни?
5. Что бы хотели сказать / пожелать МГУ (в частности, филиалу в Севастополе), профессорско-преподавательскому составу, студентам?

1. В школе мне были интересны уроки биологии, анатомии человека, генетики; захотелось знать больше о человеке, об особенностях его характера, типах личностей, возможностях человеческой психики, о склонностях и способностях, понять закономерности развития личности. Вообще был интересен человек, его природа. Потому после школы решила поступать либо в медицинский университет, либо на факультет психологии. Как раз в нашем городе открыли филиал МГУ, куда я и поступила.
После окончания университета я устроилась работать в агентство недвижимости. Трудностей с трудоустройством особо не возникло, потому что мое психологическое образование очень обрадовало моего будущего директора. Также я попробовала себя и в роли преподавателя — читала лекции для четвертого курса факультета психологии ЧФ МГУ. Тема курса была выбрана по моему диплому. Используя знания по педагогике и методике преподавания психологии, я составила методичку, план занятий, практические задания; постаралась сделать курс увлекательным и заинтересовать студентов. В итоге все студенты успешно справились с экзаменационным заданием и получили хорошие оценки.
2. Основным и самым главным отличием обучения в филиале по сравнению с Москвой является то, что преподаватели приезжают на определенный период времени (приблизительно недели на три). За это время они вычитывают свой курс и принимают зачет или экзамен. В Москве такой курс может быть растянут на весь семестр. Плюсом такого способа подачи информации является то, что студент на время полностью погружен в изучаемый курс, так как в день у него по три-четыре пары одного и того же предмета. Это позволяет не отвлекаться на другие предметы. Минусом вахтового метода, на мой взгляд, является то, что преподаватель не всегда может читать полную лекцию по три-четыре пары в день и устает. В результате не успевает дать некоторую информацию, которая бывает порой очень важной и интересной. В таких случаях преподаватели оставляют некоторый материал для самостоятельного изучения (как в печатном, так и в электронном виде).
В Москве преподаватель в самом начале курса предлагает список литературы, которую необходимо или желательно изучить для более полного понимания изучаемого курса. Лекции по данному предмету читаются один или два раза в неделю по одной паре. Материал подается порционно, и есть время для его осмысления, проработки во внеурочное время. А минусом можно назвать забывание части материала, если не повторять его очень часто и не работать с дополнительной литературой по теме курса. В итоге те, кто не очень старался в течение всего семестра и не учил материал по частям, судорожно делают копии с конспектов одногруппников, чтобы к экзамену у них был хоть какой-то материал.
Отличием преподавателей из Москвы от севастопольских, я считаю, является их большая осведомленность в мире психологических исследований, научных экспериментов, участие в конференциях, семинарах и тренингах, которые не посещают их коллеги из Севастополя. Также для москвичей более доступны материалы из библиотек университета. Севастопольские преподаватели же вынуждены пользоваться печатными материалами неспециализированных городских библиотек и материалами из сети Интернет (да и то не на работе или в библиотеке филиала, а у себя дома или в Интернет-кафе).
3. Основные изменения в системе обучения в филиале, на мой взгляд, должны коснуться возможности доступа к имеющимся учебным ресурсам, к информации, к библиотечным книгам (часто бывает так, что один учебник или другая необходимая книга приходится на двух-трех-четырех и более студентов), к специализированным программам, которые есть в Москве и которых нет в Севастополе. Также необходимо сделать доступ в Интернет не по часам и по записи с ограничениями в доступе, а свободным и с хорошей скоростью. Это поможет сделать и курсовые и дипломные работы более интересными и полезными, а научные исследования емкими и информативными. Также свободный доступ к сети Интернет позволит более результативному диалогу между студентами и преподавателями из Москвы в случае, когда у севастопольских студентов научными руководителями являются московские педагоги.
Также особое внимание стоит уделить составлению учебных программ для филиала. В основном преподаватели приезжают из Москвы и привозят программы своих курсов. Часто бывает так, что курс в Москве и в Севастополе не совпадает по часам. Это приводит к тому, что убираются некоторые темы курса, семинары, практические занятия. На мой взгляд, это не очень справедливо, так как студенты из Москвы в таком случае получают больше информации, чем севастопольцы.
4. Так как наша группа дважды была в командировке в Москве (на третьем и пятом курсах), то жизнь в общежитии можно назвать яркой и запоминающейся. Можно даже сказать, что эти поездки сплотили наш коллектив, сделали дружнее. Мы стали понятнее друг для друга. Мы, одногруппники, были единственными знакомыми людьми друг для друга в чужом городе. Конечно, мы подружились со многими другими студентами из МГУ, и эта дружба длится до сих пор, мы ездим друг к другу в гости и переписываемся.
В общежитии мы отмечали все праздники и дни рождения. Удивляли «несевастопольцев», когда все как один были переодеты в маскарадные костюмы на вечеринке по случаю старого Нового года. К экзаменам мы тоже готовились дружно и организованно: помогали друг другу, проверяли, объясняли, ловили «шару» (халяву — «МУ») в полночь и переживали, если что-то не получалось на экзамене. Бывало, устраивали общие обеды и ужины, на которых собиралась почти вся группа. Пели, играли на гитарах. Также запоминающимся был и отдых в зимнем спортивном лагере для студентов МГУ. Студенческая жизнь в Севастополе тоже полна запоминающихся событий. Это и дискотеки, и вылазки на природу, и спортивные соревнования. Многие нашли в университетских стенах свою судьбу — любимых, будущих супругов. Я не исключение. Пять лет я и мой теперешний муж учились в одном здании, ходили по одним и тем же лестницам, наверняка встречались не раз в коридорах и буфете. И только на выпускном вечере, который наш психологический факультет отмечал вместе с факультетами прикладной математики и географии, мы встретились. А 30 августа у нас родилась чудесная умничка-доченька.
5. Пожелать хочется всем МГУшникам оставаться такой же дружной семьей, которой мы и являемся. Преподавателям — терпения, а студентам стремления, настойчивости и также терпения.
Мария Шаповалова (Белохвостова), факультет психологии, выпуск 2006 г.

1. Я выбрал факультет компьютерной математики, потому что на момент поступления считал и уверен до сих пор, что компьютеры — наше будущее и обучение для меня будет интересным и познавательным. На 3 курсе я понял, что это не мое, но сама математика была интересна, поэтому я учился до конца. Математика же — это царица всех наук и гимнастика для ума. Сейчас я работаю совершенно в другом направлении, являясь частным предпринимателем.
2. Специфика обучения в вахтовом методе: начитка курсов производится зачастую в совершенно жутком режиме. В ЧФ МГУ очень чувствуется некий московский дух. На 1–2 курсах было приятно просто ходить по университету: студентов тогда было еще совсем немного и по сути все были знакомы друг с другом. Ощущение, что ты находишься буквально в семейном кругу. К сожалению, за пять лет обучения я не увидел, что местные преподаватели приобрели должные навыки. Уровень московских преподавателей на порядок выше.
3. Мне кажется, что стоит вводить студенческое самоуправление. Студсоветы, к примеру. Они, конечно, есть, но подконтрольны ректорату и по сути ничего не решают. Ограничивается даже возможность заниматься в театральных группах, участвовать в играх КВН, хотя ребята действительно хорошо выступают.
4. Помню многих преподавателей из Москвы, не придти к которым на пару было просто невозможно, потому что они были не только грамотными лекторами, но и интересными людьми.
5. В последнее время в ЧФ сильно сократилось число московских преподавателей. Хотелось бы, чтобы их визиты, наоборот, стали более частыми. Студентам могу пожелать не тратить время попусту. Я, к примеру, сейчас жалею, что не занимался должным образом английским и спортом, когда было свободное время.
Иван Черкас, факультет компьютерной математики, выпуск 2006 г.

Читайте продолжение темы в следующем номере:
Лазаревские казармы, или учебный корпус ЧФ МГУ; тайны лабораторного корпуса; запреты общежития и стеклянный гигант ЧФ МГУ.

Первая полоса

Поздравление

Пресс-служба

Родом из МГУ

Наука и практика

Студентка

Инновационный университет

Память

Твоя жизнь, студент

Внимание!

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу