сентябрь 2007

Родом из МГУ

Звезды Звездного городка

В предыдущем номере была опубликована первая часть интервью с выпускником биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, старшим научным сотрудником Института медико-биологических проблем РАН, куратором школьных космических проектов, космонавтом набора 2003 года Сергеем Рязанским. Он рассказал нашему корреспонденту о «космической» современности, о жизни Центра подготовки космонавтов…

Окончание.
Начало в №23–24.2007

«МУ»: Каковы ваши научные интересы в ИМБП?
С.Р.: Изначально я занимался физиологией человека и животных. Диссертация была связана больше с физиологией животных, потому что эксперименты проводились на биоспутнике «Бион-11», где летали макаки-резусы. После закрытия проекта «Бион» занимался работами по сопровождению полетов на станции, по физиологии человека, то есть по поддержанию должного уровня физической тренированности и здоровья космонавтов на борту. Вопросы поддержания здоровья и тренированности экипажа становятся все более актуальными, потому что все активнее рассматриваются проекты длительных космических полетов (марсианский, Лунная база). В таких полетах на поверхности другого планетного тела хорошая физическая форма человека является необходимым условием.

«МУ»: Вы являлись ответственным исполнителем эксперимента «Иммерсия», завершившемся в 2002 году. В чем специфика эксперимента? Каковы его результаты?
С.Р.: «Иммерсия» является одной из моделей, которую мы используем на Земле для физиологической имитации факторов космического полета. Мы не можем смоделировать условия невесомости, но способны воссоздать ее физиологические эффекты: перераспределение крови, атрофия мышц, некоторые вестибулярные расстройства. Подобные эксперименты проводятся постоянно. Интерес к ним велик во всем мире, потому что методика проведения данных экспериментов есть лишь в России. В 2002 году просто состоялся первый проект после долгого перерыва. Тогда были опробованы новые тренировочные средства, часть из которых уже на борту, часть находится на доработке. Эксперимент в тот год был достаточно успешный, и работы в этом направлении еще ведутся.

«МУ»: Нашумевший проект «Марс-500» планировалось начать сначала в конце 2006 года, затем старт перенесли на четвертый квартал 2007-го. Теперь же начало реализации проекта запланировано на конец 2008 года. Почему сроки постоянно отодвигаются?
С.Р.: «Марс-500» является комплексным, очень большим экспериментом, который проводится совместно с Европейским космическим агентством (ЕКА). Проблема на самом деле заключается в том, что проект крайне масштабен, а его финансирование, к сожалению, было недостаточным. Сейчас мы наконец-то вышли на должный уровень финансирования, работы идут очень активно. Первый экипаж будет запущен уже в конце этого года.
В дальнейшем, я надеюсь, к нашим технологиям и методикам подключатся и другие заинтересованные агентства и организации. Ведь, по сути, создается прекрасный плацдарм для отработки реальных технологий жизнеобеспечения на космической станции, перспективных систем для Лунной базы, марсианского полета. Главная особенность длительных космических полетов заключается в полной автономности работы экипажа. К примеру, задержка в сигнале при полете на Марс достигает сорока минут.

«МУ»: Каковы главные задачи проекта «Марс-500»?
С.Р.: Спектр задач проекта «Марс-500» достаточно широк: это отработка медицинских технологий, психологических качеств каждого члена экипажа, методики проведения эксперимента, методики коммуникации между ЦУПом и экипажем.

«МУ»: Утвержден ли состав экипажа проекта «Марс-500»? Сейчас известно лишь, что в него войдут шесть человек, двое из которых будут представителями Европейского космического агентства.
С.Р.: Действительно, в составе экипажа будет четыре представителя России и два представителя Европы. Поименного утверждения еще не было, отбор продолжается. Есть примерное представление о российских кандидатах, хотя до сих пор проводится медицинский отбор. Отсев будет идти и дальше, потому что ясно, что на этапе подготовки не все будут справляться в должной степени. Достаточно серьезной является проблема отбора людей, которые в течение полутора лет смогут реализовывать непростую научную программу, будут психологически, морально и идеологически подготовлены к выполнению данной работы. Конечно, это не полет в космос, эксперимент проводится на Земле, но условия все равно достаточно жесткие. По проекту часть экипажа останется как бы на орбите, другая часть высадится на планету. При этом экипаж, который высадится, планируется поместить в условия гипокинезии, то есть реально смоделировать определенные физиологические эффекты продолжительного пребывания в условиях невесомости.

«МУ»: Вы являетесь одним из наиболее вероятных кандидатов в состав экипажа. По крайней мере, судя по той информации, которая проходит в СМИ. Какова ваша роль в этом эксперименте?
С.Р.: Несомненно, я буду принимать участие в проекте, хотя на сегодняшний день не знаю, будет ли это в составе основного экипажа или нет. Это зависит от решения руководства, от планов по подготовке к реальному космическому полету. Пока что я занимаюсь в рамках данного эксперимента подготовкой экипажа. Для меня все-таки наиболее интересной была бы не работа в модулях в течение 550 суток, а именно участие в одном из первых экипажей, на котором будут отрабатываться все внештатные ситуации, который будет инсталлировать и разворачивать в модуле научную аппаратуру, две оранжереи, большой медицинский комплекс с системой телемедицины, которую мы никак не можем поставить на борт.

«МУ»: Перед основным запуском проекта проведут двухнедельный и 105-дневный эксперименты. Каковы их роли?
С.Р.: Двухнедельный проект — это технологический экипаж, который пойдет на борт уже в этом году. Это инженеры и разработчики модулей. Экипаж, пребывание которого в эксперименте займет 105 суток, будет как раз разворачивать всю аппаратуру, настраивать эксперименты, отрабатывать методику.

«МУ»: Планируется ли учитывать возможность метеоритных дождей, которая возрастает при выходе из области действия земной гравитации? Тем более на Марсе все-таки гравитация в три раза меньше земной, да и средняя температура в приповерхностном слое составляет примерно -600С.
С.Р.: Такие условия будут воспроизведены если не в абсолютной точности, то инженерно имитация их будет сделана. Какие конкретно условия станут воспроизводить — решать специальной комиссии.

«МУ»: Все модули и блоки для проекта «Марс-500» уже построены?
С.Р.: Нет, работа еще ведется. Готов жилой модуль с каютами и кухней. Идет строительство и оснащение медицинского модуля. Завершено строительство, проводится оснащение модуля, где будет размещаться спортзал, хранилище всех припасов и ресурсов, оранжерея.

«МУ»: Почему обшивку жилого модуля сделали дубовую?
С.Р.: Там применяется, по-моему, не дуб, а ясень. Как мне объясняли инженеры, разработавшие данную технологию, пространство не разделяется на стены, пол и потолок. То есть используются все поверхность и как рабочие места, и как места хранения грузов. Основная причина выбора деревянного покрытия заключается, на самом деле, в психолого-экологическом комфорте внутри модуля.

«МУ»: А марсианские ландшафты уже смоделированы?
С.Р.: Создание ландшафта является одним из заключительных этапов. Уже разработана компьютерная 3D-презентация.

«МУ»: Возможны ли реальные длительные пилотируемые космические полеты?
С.Р.: Хочется надеяться, что они состоятся еще при нашей жизни. Может быть, даже при нашем участии. Конечно, это довольно финансово-затратные проекты, которые вряд ли под силу осуществить одной отдельно взятой стране. Однако такие проекты очень важны. В них предоставляется уникальная возможность получения различных новых технологий. Ведь далеко не каждая научная работа заканчивается открытием, технической новинкой, но в основе любой технологии, предмета, который мы используем, лежит определенное научное открытие.
Помню, мне очень понравилось, когда Джордж Буш доказывал Конгрессу необходимость развития лунной программы. Он начал свою речь с банального перечисления того, что человечество получило от космоса: мобильные телефоны, липучки на кроссовках, памперсы, технологию проверки безопасности школьных автобусов, компьютерную томографию и многое другое. Перечисление длилось около сорока минут.
Космическая отрасль дает огромное количество важнейших технологических, методологических и научных открытий для нашей нормальной повседневной жизни. Лететь на Марс мы можем, конечно, просто для того, чтобы воткнуть флаг и сказать, что человечество цели достигло. Но подготовка к такому полету и его осуществление даст реальное развитие наземных технологий. Предположим, новая система очистки воды, защиты от радиации. Если у нас сейчас нет денег, чтобы отправить экспедицию на Марс, это не значит, что мы совсем не должны заниматься подобными проектами.

«МУ»: Сейчас космонавтика признана одним из приоритетных государственных научных направлений. Это чувствуется?
С.Р.: К сожалению, пока нет. Хочется надеяться, что космическое направление действительно станет приоритетным для страны. Есть, конечно, изменения к лучшему. Возрос интерес к программе ГЛОНАСС. Но у нас недостаточно ресурсов и обеспечения национальной научной программы в российском сегменте МКС. Также не хватает внимания, финансирования, государственной поддержки образовательных проектов. Недостаточно внимания уделяется проработке длительной космической стратегии, перспективы развития: построению кораблей, разработке новых двигателей.

«МУ»: Видимо, актуален и вопрос «космической» зарплаты?
С.Р.: Вопрос зарплаты больной, тяжелый и приватный.

«МУ»: Сергей, вы курируете школьные образовательные программы, работаете в ИМБП РАН, проходите подготовку и ведете различные работы в ЦПК. Вы хоть иногда отдыхаете? Хватает ли времени на друзей, семью?
С.Р.: Иногда время бывает (смеется). Конечно, его очень мало, нужно бы все-таки добавить еще 24 часа в сутки. Безусловно, я стараюсь выделить время на семью, друзей. На отпуск времени уже не остается. К примеру, за последние 11 лет у меня был один отпускной период. С другой стороны, мой отдых заключается в изменении стиля работы. Летом как отпуск воспринимаются месячные парашютные сборы. А про отпуск в привычном его понимании часто думаю: «еще успею».

«МУ»: Время летит крайне быстро. «Потом» может так и не наступить.
С.Р.: Отдохнуть я всегда успею, на самом деле. А вот пропустив какую-то интересную подготовку, важный проект, можно пострадать в профессиональном плане.

Беседа с Сергеем Рязанским оказалась эмоциональный и увлекательной. Что ж, в Звездном городке, пожалуй, хватит материала не на один полнометражный полижанровый фильм. В действительности, космонавты — те же люди, только радостнее и более позитивно относящиеся ко всему происходящему...

Пользуясь случаем, хочется также попросить либо начальство Сергея, либо его самого взять-таки полноформатный отпуск и слетать в Приморье и на Камчатку, куда его уже давно зовут друзья и где побывал каждый космонавт, совершивший полет.

Беседу вела Надежда Пупышева