№ 25 (4216)
сентябрь 2007

Твоя жизнь, студент

Студенческая археология

Поступая на исторический факультет, его абитуриент, вероятно, не отнесет свой факультет к полевым — тем самым, которые перечислены под таким заголовком на стендах в поликлинике. Однако и историк на две недели становится полевым работником — летом после первого курса, когда он собирается вместе с однокурсниками в одну из постоянных археологических экспедиций для практического знакомства с загадками археологии, прослушанной в объеме курса «Основы археологии» еще в самом первом своем студенческом семестре в стенах истфака МГУ.

Вдохновленные этим первым погружением в практическую археологию либо едут в экспедицию снова, либо идут в дальнейшем на кафедру археологии, чтобы связать с этой отраслью исторической науки свою будущую специализацию на факультете. Конечно, кто-то оказывается недовольным археологической практикой — кому-то она не подходит по складу характера, кто-то, возможно, не стремится в этом новом для себя явлении найти положительные и интересные стороны. Я слышал самые разные отзывы об этой практике, положительные и отрицательные. Но, в целом, немало студентов с интересом вспоминает свою поездку с археологической экспедицией на раскопки.

Когда я учился на первом курсе, постоянных археологических экспедиций, куда возили на практику студентов, было четыре: Новгородская (многие хотели в нее попасть, считается одной из лучших) (г. Великий Новгород), Смоленская (довольно популярна; в частности, в эту экспедицию едут слушатели археологического кружка) (дер. Гнездово, недалеко от Смоленска), Крымская (в которой был я, к примеру; практикой я доволен, ожидал, кстати, менее интересную поездку) (городище Чайка около г. Евпатория), Ростовская (в районе г. Ростов-на-Дону). В последние годы прибавилась также Ставропольская экспедиция.

В 2005 году, когда я проходил археологическую практику, студенческие экспедиции в Евпаторию разбили на целых три смены. Часть моей группы, включая меня (остальные проходили практику в других местах), отправилась в первую — жаркий июль (практика началась 3 июля), крымский зной, организация лагеря, сооружение кухни и установка палаток, поездки за водой с тележкой и бидонами и разбор инвентаря для раскопок — звучит неромантично, если вчитываться в этот перечень слов отстраненно. На деле же это было очень весело, и первый день практики был завершен на прекрасной ноте — купанием в Черном море на отличном пляже. Море находится от лагеря всего в 7 минутах ходьбы пешком (без преувеличения).

Вскоре обнаружились и другие преимущества — центр Евпатории был в 20-минутной досягаемости на автобусе, распорядок дня составлен вполне удобно и логично: подъем в 6 утра (звучит страшновато, но не для Евпатории, где после 8 утра в палатке уже невозможно находиться), работа с 6.30 до 8.30 (с перерывом в 5 минут), завтрак с 8.30 до 9, работа с 9 до 12 (каждый час — перерыв на 5 минут), большой перерыв с 12 до 14 часов, нацеленный на купание и различные спортивные игры (что и осуществлялось, хотя любой мог провести это время как угодно), обеденный перерыв, как в советском магазине, — с 14 до 16.30 (ели меньше, остальное время тратилось на волейбол, шахматы, слушание песен, еще что-нибудь занятное), работа с 16.30 до 18.30 (с перерывом на 5 минут). И, наконец, радующий всех возглас «шабаш, ужин», произносимый в 18.30, означал переход к третьему по графику приему пищи и свободному вечернему времени. Кстати, ограничений на отход ко сну не было, однако с условием, что человек нормально просыпается в 6 утра и начинает в 6.30 работу.

Поскольку мы ездили в первую смену, то на наши мужественные плечи легла как задача по обустройству территории лагеря, так и задача «прополки», элементарной в плане интеллектуальной деятельности, но значительной с точки зрения применения физической силы, и подразумевающей обработку раскопанного городища, на котором к новому сезону нарастают разнообразные растения. Что же касается самих археологических раскопок, то это дело — в той степени, в какой с ним можно ознакомиться на археологической практике в течение двух недель, — с одной стороны, интересное, а с другой — обременительное. Наградой начинающему археологу явится любование отрытой им и его товарищами частью стены (а порой и просто грудой камней), а также лежащим рядом с его квадратом раскопа ящиком с мелкими по размеру (по сравнению со стеной) находками (на «Чайке» это — керамика, кости, иногда керамические клейма), который потом будет разобран и переписан под руководством начальников экспедиции. Бременем начинающего археолога будут носилки с камнями, перекидывание земли в отвал, длительное копание лопатой для находок.

Лекция об истории исследования «Чайки» и экскурсия по городищу была призвана предоставить нам информацию об этом археологическом явлении, которая потом должна была быть хотя бы раз продублирована в собственной словесной обработке для групп детей из оздоровительных лагерей, которых неподалеку было немало: мы вели собственные экскурсии по городищу. Эта информация также должна была быть озвучена студентами на зачете по археологической практике.

Свободное время мы проводили интересно. Играли в волейбол на пляже, купались в Черном море. Были и различные настольные игры, например, шахматы, даже целый чемпионат по шахматам среди студентов смены, в котором участвовало 8 человек! Почти каждый вечер мы ездили в Евпаторию. В выходные (выходными были вторая половина субботы и воскресенье) большинство осуществляло и более масштабные поездки: мы с товарищами ездили в Бахчисарай, кто-то поехал в Ялту, кто-то — в другие города Крыма. Вечерами часто устраивались посиделки с гитарой и фонариками — на окраине городища и на пляже, и прогулки на ночном морском ветру. И если верно, что романтика идет рука об руку с работой, то археологическая практика — то нечто, что может с успехом совместить эти две стихии.

Илья Родин, исторический факультет, 4 курс

Первая полоса

Поздравление

Пресс-служба

Родом из МГУ

Наука и практика

Студентка

Инновационный университет

Память

Твоя жизнь, студент

Внимание!

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу