№ 31 (4222)
октябрь 2007

Уроки нелюбви к России

Будем откровенны.
Чему нас учат в школах, университетах? Кроме общеобразовательных дисциплин: математики, физики, географии и прочих — нас учат не любить нашу Родину. Почему? Зачем? Кому это выгодно? Думаю, разум сможет ответить на эти вопросы, но сердце — никогда. Моему любящему свою Родину сердцу не понять этого. На экономической географии и регионоведении нам рассказывают, что из страны догоняющего развития нам присвоили статус лишь развивающегося государства, а в ближайшей перспективе Россия может вообще превратиться в экономическую пустыню. Количество часов преподавания иностранных языков увеличивается, а русского пропорционально уменьшается. История — едва ли не единственный предмет, на котором нам рассказывали о мощи России, о ее силе. Наша история пока остается нам верна — но надолго ли? Сейчас исторические события трактуются настолько свободно, а количество учебников, на страницах которых Второй мировой войне уделяют порой всего три–четыре страницы, растет такими темпами, что начинаешь задумываться и над этим вопросом.

Будем откровенны.
По Фрейду люди — это масса, нуждающаяся в лидере, авторитете, готовая слушаться его во всем и, порой, бездумно соглашаться со всем. Для ученика же авторитет — это учитель. Именно учитель — один из тех, кто открывает ему этот мир, расставляет приоритеты.

Почему в США каждый первоклассник считает, что именно его страна самая лучшая? Почему выпускники уверены, что именно Америка спасла мир от чумы XX века — фашизма? На домах у них висит звездно-полосатое полотно, а в графе «национальность», красуется гордое «американец» («кто это?» — спросили бы еще каких-то 500 лет назад). Я уверена, что на лекциях в университетах студентам не вбивают в голову то, что США — самый крупный должник в мире. А еще больше уверена в том, что если бы кто и сказал им такое, — они бы просто не поверили.

Будем откровенны.
Что же происходит у нас в стране?
Мы все ищем какую-то национальную идею, а между тем, каждый пятый мой знакомый хочет жить и работать за границей. Недавно я стояла в очереди к банкомату. Впереди меня — молодой человек в футболке с надписью «I love NewYork», из его наушников доносилась иностранная речь, сопровождаемая какими-то звуками, напоминающими музыку, а лицо излучало позитив. Позади меня стояла обычная, ничем не примечательная пожилая дама, видимо, со своей подругой. Сначала они пристально оглядывали мальчика в наушниках, потом переключились на меня, затем начали ругать всю эту длинную и нескончаемую очередь, утверждать, что на Западе таких уж точно не бывает («Откуда вам знать, что там бывает, а что нет?» — подумалось мне). А потом эта дама сказала своей собеседнице: «Ну, что поделаешь, нужно терпеть, раз мы родились в России, значит, Бог нам послал за что-то наказание. Теперь уж до смерти тут жить». Все тот же мальчик в наушниках этого не слышал — ему повезло. А вот мне — нет: я-то, я-то это слышала! Я повернулась к ним, посмотрела в глаза и хотела так много сказать, переубедить, доказать. Но язык меня не послушался, а потом и мозг сказал: «Все бессмысленно». Я просто развернулась и ушла.

Мой мозг тогда ошибся — это не бессмысленно. Мы еще можем все изменить, мы еще можем освоить искусство любить, любить свою Родину, свою Россию. Именно поэтому я пишу это. Я научилась любить Россию сама. Я научилась этому в своей семье. Школа и университет, к сожалению, не уделяют этой науке особого внимания.

Преподаватели! Учите нас любить Россию! Учите нас любить ее на мировой экономике. Учите обожать ее на правоведении. Учите верить в нее на политологии. Учите понимать ее на философии. Прошу вас, учите нас этому. А мы, будьте уверены, поверим вам, пойдем за вами и обязательно научимся.

Ольга Юдина, факультет глобальных процессов

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Дела профсоюзные

Мир науки

Образование

Мир творчества

Студентка

Неравнодушный взгляд

Твое здоровье

На пользу науке

Твоя жизнь, студент!

Будни и праздники университета

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу