№ 34 (4225)
ноябрь 2007

Международная конференция по проблемам терроризма

Первый заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористический комитета России Е.П. Ильин
В МГУ, 25 октября, открылась 3 Международная конференция по проблемам безопасности и противодействия терроризму. Конференция проходила три дня, в ее программу вошли семь тематических секций и два круглых стола, один из которых был посвящен интернет-технологиям, другой — политологическим и психологическим проблемам противодействия терроризму.

Открыл конференцию докладом о научных проблемах безопасности и противодействии терроризму первый заместитель секретаря Совета безопасности РФ В.П. Шерстюк.

В первую очередь он указал на то, что те планетарные масштабы, которые ныне приобрел терроризм, требуют комплексного подхода. Существенной его составляющей должен стать социологический и политический анализ этого сложнейшего явления. Поэтому научная составляющая противодействия терроризму поставлена на первое место. В МГУ создан совет из 17 факультетов, который наметил разработку самых разнообразных направлений, начиная философскими и социально-психологическими аспектами терроризма и заканчивая технологиями обнаружения отравляющих и взрывчатых веществ. Исследования в последней из этих областей увенчались, по словам В.П. Шерстюка, небывалым успехом. С другой стороны, глобализационные процессы выдвигают на одно из первых мест проблему защиты информации. Противодействие кибертерроризму нуждается в разработках в области криптографии, чему была посвящена международая конференция, прошедшая в сентябре 2007 года в санатории МГУ под Звенигородом.

Первый заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета России Е.П. Ильин рассказал о предыстории и современной деятельности этой организации. Развитие международного терроризма потребовало ответных мер, и в 1997 г. была создана межведомственная комиссия по противодействию терроризму. Она, однако, не была постоянной структурой. Затем, в 1998 г. возникла Антитеррористическая комиссия, но деятельность ее была плохо регламентирована, ей недоставало комплексного подхода. Создатели НАК, образованного в 2006 г., стремились преодолеть эти недостатки, и нынешние результаты свидетельствуют об эффективности деятельности комитета. Так, предотвращено уже 330 терактов, осуждено 896 человек, запрещена деятельность 17 террористических организаций. Особое внимание теперь уделено координации работы различных служб и совершенству информационного обеспечения.

Деятельность НАК одобрена многими зарубежными партнерами. Со своей стороны Россия подписала все 13 пунктов универсальной конвенции по борьбе с терроризмом и предложила сформировать международный банк данных, взявшись обеспечить его техническую разработку.

Борьба с пропагандой терроризма (в том числе, через Интернет) — одно из приоритетных направлений деятельности НАК. Благодаря этой борьбе уже закрыто 100 сайтов. В связи с этим проявляется необходимость создания при НАК координационно-экспертного совета.

Система НАК, конечно, нуждается в развитии и совершенствовании, и данная конференция, сказал Е.П. Ильин, несомненно будет этому способствовать.

Следующий доклад «О стратегии развития науки и образования в России при построении информационного общества» прочел только что вернувшийся с совещания в Кремле В.А. Садовничий.

«Совершенство системы образования в России — одно из условий социальной стабильности», — заявил ректор МГУ. Вместе с тем — это залог сохранения высокого научного потенциала, без которого невозможно успешно разрабатывать и применять инструменты обеспечения общественной безопасности. Угрозы потери научных школ нет. Резкий спад прекратился к 1999 г., а сейчас можно заметить даже подъем. Проблема «утечки мозгов» тоже перестала быть актуальной.

Усилиями МГУ создан сектор по информационной безопасности, сформирован и координирующий его совет. Мы быстро наладили международное сотрудничество, а год назад группа разработчиков получила государственную премию.

Затем ректор МГУ рассказал о непростой истории вычислительных центров в нашей стране. Мы упустили возможность развития своих технологий и сейчас пользуемся плодами чужих разработок. В любом случае, работа систем информационной безопасности требует очень больших вычислительных мощностей, и в скором времени — уже в декабре этого года — в МГУ будет создан вычислительный центр мощностью 24 триллиона операций в секунду, а когда к началу 2008 г. он будет модернизирован до 600 т. о./с., мы окажемся на 10 месте в мире. При этом развитие удаленных технологий позволяет пользоваться возможностями центра независимо от местонахождения.

В завершении доклада, вспомнив об успешном запуске спутника «Татьяна», В.А. Садовничий рассказал о новом телескопе, установленном в Кавказских горах, и о трех новых спутниках, первый из которых окажется на орбите уже в декабре этого года.

На этом вступительная часть конференции закончилась, и последовали доклады, такие же разнообразные, как и природа исследуемой проблемы.

Кирилл Менчинский, наш корр.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
круглого стола Российского союза ректоров и Российского общественного совета по развитию образования «Перспективы формирования нового образовательного законодательства»
Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 24 октября 2007 г.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, а также поступившие в ходе обсуждения предложения и замечания по концептуальным вопросам формирования нового образовательного законодательства и повышения эффективности правового регулирования образовательной сферы, участники круглого стола отмечают, что несмотря на значительную активизацию в последние годы нормотворческой деятельности, в целом современное федеральное законодательство об образовании не соответствует перспективным задачам государства по развитию системы образования в направлении повышения его качественных характеристик, инновационной направленности и конкурентоспособности.

Следствием внесения в федеральное законодательство об образовании многочисленных правок стала внутренняя противоречивость, чрезмерная гипертрофированность и непоследовательность системы подзаконных нормативных актов. В законах об образовании отсутствует единый понятийный аппарат — образовательный глоссарий, учитывающий современные подходы и требования к системе образования.

Многочисленность, отчасти бессистемность и противоречивость сложившейся системы источников образовательного права снижают эффективность государственного регулирования образовательных отношений, приводят к искажению наиболее значимых целей образовательной деятельности, к утрате единства образовательной системы и ослаблению государственного влияния на процессы, происходящие в сфере образования.

Вместе с тем, основа перспективного развития системы образования видится в совершенствовании образовательных технологий, построенных на принципах инновационного обучения; поддержке перспективных направлений фундаментальных и прикладных исследований, проводимых вузами как самостоятельно, так и совместно с академическими институтами; инновационных проектов и программ; координации совместной работы вузов и работодателей по подготовке высококвалифицированных, практико-ориентированных кадров.

Значимость образовательных отношений в современном обществе, высокий и многоплановый уровень их развития в России выдвинули модернизацию сферы образования в число приоритетных национальных проектов, осуществление которых должно сопровождаться необходимым законодательным обеспечением, построенным на основе гармоничного сочетания публичных и частных начал в правовом регулировании этой области.

Участники круглого стола считают целесообразным разработку и принятие нового кодифицированного федерального законодательного акта, интегрирующего законодательство по всем уровням системы образования.

Такой закон призван объединить и систематизировать юридические нормы разных отраслей права, не вступая в противоречие с идеологией и концепциями Бюджетного, Налогового, Трудового, Гражданского кодексов, создать правовые условия для решения следующих перспективных задач, стоящих перед системой образования на современном этапе:

1. Обеспечение устойчивых связей образования и общества посредством:
— повышения прозрачности деятельности учебных заведений (установление публичной отчетности образовательных учреждений, а также муниципальных и региональных образовательных систем и др.);
— развития форм взаимодействия с институтами гражданского общества в целях повышения открытости ведения образовательной деятельности (попечительские советы, родительские комитеты, шефство, общественная экспертиза качества подготовки и др.);
— развития форм взаимодействия с работодателями, институтами бизнес-сообщества в целях определения перспективных потребностей рынка труда в профессиональных кадрах (формирование образовательных стандартов в увязке с профессиональными стандартами, введение профессионального экзамена и др.).

2. Повышение доступности образования для граждан Российской Федерации, в особенности для малообеспеченных граждан, жителей сельской местности и малых городов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (государственная поддержка образовательного кредитования, новая адресная система стипендиального обеспечения, требования к условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и др.);
3. Повышение качества и конкурентоспособности российского образования, в первую очередь посредством укрепления социального статуса педагогических работников, эффективного контракта с преподавателем, усиления интеграционных связей образования, науки и инновационно-ориентированного производства (законодательное закрепление статуса «исследовательский университет» и др.).

Участники круглого стола считают необходимым включение в проект Кодекса специальной статьи, содержащей определение основных используемых в нем понятий (образовательный глоссарий), а также включение положений, предусматривающих подтверждение статуса образовательной организации как некоммерческой; сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования сферы образования; социальные гарантии профессиональной деятельности педагогов, учителей и воспитателей; гарантии обучающимся в получении образования, в том числе при отзыве лицензии, принудительной ликвидации образовательной организации. Целесообразно выделение дополнительного и послевузовского образования в качестве отдельных разделов кодекса.

Участники круглого стола рекомендуют научно-педагогическому сообществу обсудить возможность:
— введения юридического статуса диплома вуза и отказа от статуса диплома государственного образца;
— предоставления вузам права самостоятельно формировать советы по защите диссертаций, присваивать ученые степени и звания;
— перехода от государственной к государственно-общественной аккредитации учебных заведений;
— введения законодательного ограничения (до полного запрета) на работу педагогов по внешнему совместительству;
— перехода к оценке индивидуальной педагогической деятельности (репетиторства, как некоммерческой, с освобождением педагогов от обязательной государственной регистрации в качестве предпринимателей и установлением соответствующих налоговых преференций.

Участники круглого стола рекомендуют Российскому союзу ректоров и Российскому общественному совету по развитию образования учесть настоящие рекомендации, предложения и замечания, высказанные в ходе заседания, а также представленные материалы в совместной работе над новым кодифицированным федеральным законодательным актом об образовании и обращаются к руководству Министерства образования и науки Российской Федерации с просьбой о содействии в его подготовке.

В.А. Садовничий, академик РАН, президент Российского союза ректоров, Я.И. Кузьминов, сопредседатель Российского общественного совета по развитию образования

Первая полоса

Вести МГУ

Новости ректората

Пресс-служба

Эхо фестиваля

Лекторий МГУ

Инновационный университет

Память

Студентка

Мир творчества

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу