№ 34 (4225)
ноябрь 2007

Инновационный университет

«Космические» достижения

Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ

Директор НИИЯФ профессор М.И. Панасюк
Работники ракетно-космической отрасли в последние 2–3 года с нескрываемой радостью отмечают явное улучшение ситуации в данной сфере: появляется все большее число крупных проектов, увеличивается финансирование. Жаль, конечно, что будучи не так давно мировым космическим (в прямом смысле этого слова) лидером, наша страна сдала позиции. Теперь наконец-то ситуация стала исправляться. Что из этого получится, пока не ясно, однако налицо не только пресловутый нанотехнологический, но и космический бум. Отрадно, что 50-летняя годовщина запуска первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 года) стала настоящим плодотворным праздником для всех работников ракетно-космической отрасли. Проведены тематические конференции и симпозиумы, сессии, выставки и т. д. Однако злободневна и потребность ракетно-космической отрасли в более квалифицированных работниках, точнее в обучении собственных кадров новым методам, технологиям, предоставлении им самой свежей информации из области наук о космосе.

Пока космический бум набирает обороты, в МГУ имени М.В. Ломоносова в 2006 году на базе НИИЯФ им. Д.В. Скобельцына в рамках приоритетного Национального проекта «Образование» создан Инновационный научно-образовательный центр коллективного пользования «Космические технологии и образование». Космические исследования в НИИЯФ МГУ ведутся уже на протяжении 50-ти лет. А в течение последних 15 лет директором института и одновременно заведующим отделом космофизических исследований НИИЯФ (с 1990 г.), заведующим отделением ядерной физики физического факультета МГУ (с 1992 г.), заведующим кафедрой физики космоса (с 2005 года) является профессор М.И. Панасюк, прикладывающий немалые усилия не только для расширения деятельности института, но и для его качественного развития. Отметим, что НИИЯФ является отдельной структурой Московского университета, где на сегодняшний день работает 950 человек. Причем около 250 сотрудников института работают в области физики космоса.

Михаил Игоревич подробно рассказал об истории космических исследований в НИИЯФ, о ходе реализации инновационного проекта, в том числе о структуре и задачах центра «Космические технологии и образование», руководителем которого он и является.

— Михаил Игоревич, расскажите об истории космических исследований в НИИЯФ.

— НИИЯФ был первым в мире институтом, который установил первый научный прибор (для исследования космических лучей) на борт третьего искусственного спутника Земли. Мы принимали участие в работе на многих космических аппаратах: разрабатывали, изготавливали аппаратуру, ставили ее на борт искусственных спутников Земли, межпланетных станций, которые летали и к Венере, и к Луне, и к Марсу. Если говорить более конкретно, мы занимаемся изучением радиационных условий в космической среде, исследованием Солнца, космических лучей, частиц высоких энергий. Несмотря на то, что мы — научно-исследовательский институт, НИИЯФ непосредственно связан с физическим факультетом МГУ, в структуре которого есть кафедра, ранее называвшаяся кафедрой космических лучей, а теперь это кафедра физики космоса, которой я руковожу уже второй год.

— Как родилась идея создания центра «Космические технологии и образование»?
— Года три назад мы непосредственно задумались над тем, в каком направлении стоит развиваться. С одной стороны, есть кафедра, в работе которой активно участвуют сотрудники НИИЯФ. С другой стороны, мы проводим собственные научные исследования. Именно в этот момент в Московском университете появился инновационный грант, в рамках которого В.А. Садовничий поручил, в том числе и нашему институту, развивать «космическое» направление. Кроме нас в области космических исследований работают Институт механики, ГАИШ, физический, механико-математический, биологический, географический факультеты, факультет фундаментальной медицины, Институт землеведения.
В результате решили создать Инновационный научно-образовательный центр коллективного пользования «Космические технологии и образование». Ведь исследования Солнца, космических лучей, частиц сверхвысокой энергии — это в основном фундаментальная наука, которая к практике на сегодняшний день прямого отношения не имеет. Однако в НИИЯФ еще 50 лет назад зародилось направление «космическое материаловедение», что подразумевает изучение свойств материалов под воздействием неблагоприятных факторов внешней среды, в данном случае космоса. Космос — это не пустота. Во-первых, это вакуум, радиация. Во-вторых, микрометеориты, пыль, огромный диапазон температур. А материалы космических аппаратов все эти воздействия должны выдерживать. НИИЯФ, как, впрочем, и вся космическая промышленность страны, 45 лет назад столкнулся с этими проблемами. Когда стали запускать в космос солнечные батареи, которые дают электрический ток спутнику или космической станции, было обнаружено, что они очень быстро выходят из строя. Поработают месяц-два и все… Почему? Догадались быстро — в связи с существованием в космосе радиации, которая губительным образом воздействует на полупроводниковые материалы. НИИЯФ был одним из основных институтов, которые занимались данной проблемой. Решение, конечно, нашли. Солнечные батареи покрыли тонким слоем стекла, и они стали дольше жить, так как сквозь стекло солнечный свет проходит, а радиация — нет.

— Институт с каждым годом принимает все более активное участие в запуске различных спутников…
— Лет 30 назад начался запуск геостационарных спутников. Их местоположение строго фиксировано в пространстве. Допустим, мы запустили спутник так, чтобы он находился над Фундаментальной библиотекой. Всю оставшуюся жизнь он и будет над ней «висеть». Однако спустя некоторое время после начала запуска геостационарных спутников было замечено, что они поживут, а потом начинают происходить непонятные вещи: временный выход из строя, то есть прекращение трансляции сигнала на какой-то временной промежуток. Были случаи и полного выхода спутника из строя. Оказалось, что причина — во взаимодействии спутника с окружающей его плазмой. Плазма — это крайне низкоэнергичные частицы, которые населяют окружающий нас космос. Плазма вызывает электрический разряд, и на спутнике начинают проскакивать настоящие молнии, которые выводят из строя аппаратуру. В институте были разработаны модели формирования таких молний. Как результат, научились с ними бороться. Хотя до сих пор проблема электризации космических аппаратов стоит очень остро.
В связи с этим, такое направление как космическое материаловедение, оказалось очень востребованным. Поэтому мы взглянули на работу НИИЯФ с несколько иной стороны. Есть кафедра, готовящая студентов, есть фундаментальная наука, есть конкретные приложения — космическое материаловедение, космические технологии. Существует и еще неподнятый пласт: остро стоит проблема переподготовки кадров. В стране же огромная ракетно-космическая промышленность, созданная за 50 лет, где работает очень много людей, заканчивавших в свое время различные вузы. Наука и техника уходят вперед, а кто будет переобучать, давать новые знания работникам ракетно-космической промышленности? Это стало еще одной причиной организации Центра «Космические технологии и образование». В нем будет осуществляться необходимая переподготовка кадров на базе наших знаний, которые довольно широки (фундаментальная космическая физика, физика космоса, космическое материаловедение).
В структуре Центра четыре секции: образовательных технологий, технологий космических материалов, космической информации и малых студенческих космических аппаратов. Переподготовка специалистов, о чем уже сказано, будет реализовываться в секции образовательных технологий.

— Центр является отдельной штатной структурой?
— Нет, Центр — это внеструктурное подразделение, грубо говоря, виртуальное. Существует приказ о его создании. Конечно, работникам Центра что-то доплачивается, но все они практически являются сотрудниками НИИЯФ, физического факультета и других подразделений МГУ.

— То есть отдельного помещения, кабинетов, лабораторий нет?
— Помещения есть. В НИИЯФе отведено несколько лабораторий непосредственно под нужды Центра. Нет лишь штатного расписания, так скажем, должности сотрудника данного Центра.

— Новый Центр — это четыре секции. В чем заключаются их задачи?
— Задача секции образовательных технологий — переподготовка кадров. Для этого мы создали новые программы дополнительного образования, утвердили их в Ученом совете МГУ, создали новые краткосрочные курсы обучения, магистерские программы для специалистов космической отрасли. Причем Роскосмос пошел нам навстречу. Еще в октябре прошлого года под председательством В.А. Садовничего было проведено совместное совещание МГУ—Роскосмос, где и обсуждался вопрос о переподготовке специалистов. Конечно, мы не можем обучать всему спектру специальностей, необходимых ракетно-космической промышленности. К примеру, сопромату (сопротивление материалов — «МУ») мы не научим. А вот электронные технологии, поведение электроники в космосе, космические наноматериалы — все это в нашей компетенции. Благодаря содействию Роскосмоса уже поступили отклики от различных предприятий. Сейчас мы набираем первую группу. Создать крупную одну или несколько групп мы не можем, потому что пока заявок немного. Идет период «раскрутки». Надеюсь, что с января 2008 года мы приступим непосредственно к обучению.

— Какие программы, курсы, судя по поступившим заявкам, оказались на данном этапе более востребованными?
— Есть заявки на обучение по космической электронике — изучению сигнальных процессоров, применяемых при конструировании космических аппаратов. У нас есть тематический практикум для студентов физического факультета, который недавно переоснастили, также благодаря инновационному гранту. На основе данных практических занятий и будут проводиться соответствующие курсы дополнительного образования.
Интерес вызывает и большой курс по космическому материаловедению. В университете мы возобновили его для преподавания студентам физфака. А сейчас адаптированный, в более кратком варианте, курс разработан для слушателей-работников космической отрасли.

— От каких учреждений уже поступили заявки?
— Это НПО им. С.А. Лавочкина, РКК «Энергия», ВНИИЭМ и др.

— Предполагается ли развитие дистанционного обучения в рамках Центра? — В секции образовательных технологий стоит еще нереализованная задача обучения студентов других вузов, в частности, Ульяновского государственного, Костромского университетов, с которыми мы достаточно давно сотрудничаем. Следующий этап — развитие дистанционного обучения, которое сейчас находится на стадии решения технических проблем, но я уверен, примерно через полгода оно уже заработает.

— На школьников ориентированы ваши программы?
— Да. Одна из задач секции образовательных технологий и заключается в работе со школьниками, популяризации космической науки. Мы очень плотно работаем с Московским городским дворцом детского творчества, где есть космическая секция. Вместе с ними сейчас планируем проведение нескольких экспериментов на борту Международной космической станции. Программа данных космических экспериментов уже готова, осталось ее осуществить.

— Для ее осуществления, видимо, нужен специальный космический практикум? Насколько мне известно, в рамках физфака он создан еще 2–2,5 года назад.
— Действительно, два с половиной года назад был запущен студенческий спутник «Университетский–Татьяна–1». Мы постарались адаптировать этот эксперимент в космосе под обучение студентов. В итоге был создан космический практикум, где студенты могут работать непосредственно с той информацией, которая поступает из космоса в реальном времени. Ульяновский университет нам помогал, принимая участие в создании космического практикума. Его сотрудники разработали задачи по динамике движения спутников. Кроме того, сделана и «бумажная версия» практикума, которая сейчас распространяется среди других университетов.

— С 15 по 20 октября в Ульяновске при участии НИИЯФ прошла научная школа-семинар «Космос: наука и образование». Какие конференции и симпозиумы организуете вы?
— Каждый год мы проводим конференции по малым спутникам. В рамках первого эксперимента с «Татьяной» родилась идея проведения международных конференций UniverSat (University satellite) по университетским спутникам. Первая конференция прошла как раз в МГУ в 2006 году. В 2007 году — на Тайване, потому что Тайванский университет крайне активно интересуется запуском университетских спутников. В 2008 году конференция, предположительно, пройдет в Самаре. Кроме этого, мы проводим наши внутренние конференции по малым спутникам в содружестве с коллегами из Ульяновского университета. Третья такая конференция состоялась в октябре 2007 года. Безусловно, проведение и участие в конференциях способствуют налаживанию связей Московского университета с другими вузами, пропаганде космических знаний, развитию новых направлений в исследовании космоса.

Надежда Пупышева, наш корр.

Окончание беседы читайте в следующем номере «МУ»

Первая полоса

Вести МГУ

Новости ректората

Пресс-служба

Эхо фестиваля

Лекторий МГУ

Инновационный университет

Память

Студентка

Мир творчества

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу