№35 (4266)
ноябрь 2008

Наука и техника

Рубрика Петра Федченкова

Москва, Россия

В ближайшем будущем на базе МГУ будет создан центр нанотехнологий. К такой договоренности пришли 19 ноября ректор Московского университета В.А. Садовничий и гендиректор госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс. Руководство «Роснано» посетило МГУ, где ознакомилось с достижениями ученых университета в области нанотехнологий. Не исключено, что окончательно соглашение будет подписано на Первом Международном форуме по нанотехнологиям, который пройдет в Москве в декабре этого года.

Мельбурн, Австралия

Человек и кенгуру имели общего предка. К такому открытию пришли исследователи из австралийского Центра по изучению геномики кенгуру после того, как им удалось полностью расшифровать генетический код животного. Оказывается, кенгуру генетически очень похожи на людей. «Мы думали, они совершенно отличаются, но это не так. Есть большие куски генома человека, которые “сидят” в геноме кенгуру», — отмечает Дженни Грейвс, директор центра. Как установили ученые, человек и кенгуру имели последнего общего предка около 150 млн. лет назад. Впервые кенгуру появились в Китае, а затем распространились по территории Северной и Южной Америки, дойдя до Австралии. По словам Грейвс, «кенгуру демонстрируют, какими примерно мы могли быть 150 млн. лет назад».

МКС, околоземная орбита

Один из пауков, доставленных на МКС на борту космического челнока «Endeavour» для экспериментов в состоянии невесомости, бесследно исчез. Об этом сообщает НАСА. Два паука должны были участвовать в исследовании Университета Колорадо с целью выяснить, насколько влияет невесомость на способность пуков плести паутину. «Я уверен, что мы найдем его плетущим где-нибудь паутину через несколько дней», — говорит Кирк Ширман, руководитель программы МКС в НАСА. Тем временем второй паук полностью оплел свой контейнер паутиной, пытаясь справиться с нежелательными эффектами невесомости. Пропавшее членистоногое не ядовито и опасности для экипажа станции не представляет.

Европейский Союз

Грандиозный проект ЕС по созданию бесплатной интернет-библиотеки, посвященной искусству и гуманитарным наукам, постепенно обретает форму. Полностью некоммерческий проект предназначен для обеспечения он-лайн доступа к миллионам экспонатов музеев, галерей и национальных библиотек по всей Европе. Книги, картины, музыка, карты доступны для изучения в цифровом формате на сайте www.europeana.eu. Темы варьируются от традиционных рецептов французской кухни до жизнеописания Моцарта. Хосе Мануэль Баррозу, глава Еврокомиссии, частично финансирующей проект, отметил: «Только представьте, какие возможности он-лайн доступа, комбинирования и поиска культурных сокровищ всех стран-членов ЕС открываются перед студентами и любителями искусств». «Европеана» была торжественно открыта для веб-посетителей 20 ноября этого года. На сайте уже представлено более трех миллионов экспонатов, и их число будет расширено до 10 млн. к 2010 году.

Гавайи, США

Ученым впервые удалось получить изображения планет находящихся вне пределов Солнечной системы. Инфракрасные снимки трех планет, вращающихся вокруг звезды, были сделаны в обсерватории Гемини, расположенной на Гавайских островах. Система под названием HR 8799 находится в 130 световых годах от Земли. Для наблюдателя с Земли сама звезда еле различима невооруженным глазом. Еще никогда астрономам не удавалось получить столь четких изображений планет. Тем более удивительно, что удалось получить изображения сразу трех планет. Интересно, что планеты находятся от своей звезды на расстоянии, в 25 раз превышающем расстояние от Земли до Солнца. Ученые считают, что это первый шаг на пути к обнаружению планет с условиями, близкими к земным.

Материал подготовлен по сообщениям российских и зарубежных информагентств