№ 8 (4113)
февраль 2005

Биоинженерия и биоинформатика:
новые дисциплины на стыке наук

Факультет биоинженерии и биоинформатики в МГУ является одним из самых молодых. Он был создан всего несколько лет назад, но с первого же года своего существования стал необычайно популярен среди абитуриентов. Об этом и о многом другом нам рассказал его декан, академик Владимир Петрович Скулачев, за несколько дней до своего 70-летнего юбилея, который он отмечал 21 февраля 2005 года.

Владимир Петрович
Скулачев

– Владимир Петрович, расскажите, с чем было связано появление нового факультета и что стало его основой?
– Идея создания факультета принадлежит В.А. Садовничему. В конце августа 2001 года он был в командировке в Леверморской лаборатории в США, которая всегда занималась ядерными проблемами. По возвращении в МГУ Виктор Антонович позвонил мне и сказал, что каждый третий там сейчас занимается вовсе не тяжелой ядерной физикой, а биоинженерией. А в МГУ такого до сих пор нет. В связи с этим он решил создать новый факультет и предложил мне его возглавить. Я отказался, т.к. к тому моменту принял решение после 65 лет не возлагать на себя новых обязанностей. Он посмеялся, но попросил меня все же зайти к нему на следующий день для более подробной беседы.
Разговор был в пятницу, в субботу я пришел к нему обсудить предложенную идею. За ночь я изменил свое решение, т.к. понял, что это уникальный шанс для Института физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского, директором которого я являюсь, получить второе дыхание. Дело в том, что поначалу, созданный в 1965 году, институт был очень «молодым». В результате политики А.Н. Белозерского средний возраст заведующих отделами составлял 33 года. Но со временем состав института стал стареть. Несмотря на то, что большинство сотрудников преподает и у нас есть студенты-старшекурсники и аспиранты, их число достаточно невелико. Это, как говорится, крохи с барского стола, т.к. лучшие кадры отбирают факультеты.
Тогда я решил, что организация маленького элитного факультета, некоего «института-факультета», привлечет к нам молодые кадры, которых мы сможем изначально обучать нашему ремеслу. Виктор Антонович поддержал мое предложение, и такой факультет был создан. У нас даже в уставе записано, что директор Института им. А.Н. Белозерского является деканом факультета, заместители – заместителями декана, а бухгалтерия – общая.
Кстати, факультет был создан за три дня. В пятницу позвонил Виктор Антонович, в субботу мы с ним поговорили и я дал согласие, в понедельник утром я собрал Ученый совет института, а в 15 часов было заседание Ученого совета университета, где было принято решение о создании факультета. Хочется отметить, что когда была выдвинута эта идея, в институте не нашлось ни одного возражающего, никто не выступил против.
– Почему же было выбрано такое название?
– Известно, что особенно плодотворно наука развивается на стыках различных ее областей. На рубеже ХХ–ХХI веков случилось примечательное событие – научились читать генетический код. Благодаря этому и другим большим открытиям, оказалось возможным «сынженерить» живую систему, т.е. составить план и по нему создать новую невиданную систему. Так возникло совершенно новое направление в биологии – биоинженерия. Для этих исследований стали крайне необходимы информационные подходы. Та часть математики, которая является информатикой, оказалась чрезвычайно востребованной. Поэтому, когда был создан факультет, его назвали не просто факультетом биоинженерии, как планировалось сначала, а факультетом биоинженерии и биоинформатики, чтобы подчеркнуть связь наших методов исследования с математическими аспектами биологии.
– Расскажите, пожалуйста, об одной из задач, над которой сейчас работает ваш факультет и институт.
– Сегодня мы много занимаемся такой практической задачей, как попытка отмены старения. Мы полагаем, что оно есть программа. Это гипотеза, причем она разделяется очень небольшим числом геронтологов. Большинство из них считают, что мы стареем, как автомобиль: постепенно разрушаются отдельные части организма. Может, это действительно так. Но с другой стороны, в последние годы накапливается информация о том, что в человеке заложена программа старения. Чтобы ее отменить, надо узнать свойства системы, попытаться ликвидировать тот хронометр, который отсчитывает время, либо, что проще, прервать передачу сигнала.
– А сложно ли стать студентом факультета биоинженерии и биоинформатики?
– Мы набираем всего 40 человек. У нас большой конкурс. В первый год поступления было 24 человека на место. В таких условиях поступление все больше похоже на лотерею: повезло – не повезло. Поэтому до последнего года у нас существовала система, когда можно было участвовать в двух олимпиадах, и их результаты учитывались при поступлении. Если ты проваливался на первой, то можно было пойти на вторую. Если и там не повезло – можно попытаться на общем конкурсе летом. Опять не получилось – поступить на платное отделение. Таким образом, фактически, у человека есть четыре шанса стать студентом. Но если везде провалился, то виноват уже ты сам, а не случай. Такой подход давал нам возможность подбирать очень сильный контингент студентов.
– Каков профессорско-преподавательский состав факультета?
– Практически всю работу со студентами ведут сотрудники института (316 человек, из них 210 – научные сотрудники). Штат факультета насчитывает всего несколько человек. Кстати, когда у нас будут все пять курсов (пока их только три), общее число студентов станет практически равно числу научных сотрудников. Именно поэтому мы смогли ввести систему тъюторов, принятую в лучших западных университетах. Там на каждого студента приходится один преподаватель. Тьютор – это не просто учитель: он наставник, друг. Мы претендуем на то, что это человек, который отвечает за становление студента как личности.
Уже во втором семестре I курса каждый студент включается в настоящую научную работу в области биоинформатики. Для этого им нужны некоторые знания информатики, элементы молекулярной биологии и генетики, которые им дают в первом семестре. Мы подпускаем студентов к науке как можно раньше, и тъютор дает ему настоящую научную задачу. Студент начинает понимать, что никто в мире еще не знает ответа на поставленный вопрос. Так что он сам должен его искать при помощи операций с базами данных последовательностей генов и белков.
– Есть ли на факультете какие-нибудь программы для абитуриентов?
– Мы плотно работаем с лучшими математическими школами Москвы. Создали кружки, биологический класс в Школе-интернате имени академика А.Н. Колмогорова для иногородних слушателей. Наша цель – приобщить студентов к науке уже в старших классах. Их учат, что математика очень важна для их будущей биологической специальности. Она же является отсеивающим вступительным экзаменом. Еще очень важно знать английский язык, т.к. на нем вся научная литература и нужно будет самому писать и выступать с докладами по-английски и слушать тех, кто тоже говорит на этом языке. Принимая во внимание проблемы школьного образования в области биологии, мы на вступительных экзаменах предоставляем абитуриентам право выбирать, какой экзамен сдавать – физику или биологию. Делается это для того, чтобы спасти школьников, которым последнюю плохо преподавали. Им все равно придется узнать биологию за годы учебы.
– А какова перспектива студентов после окончания факультета?
– В свое время мы предложили, а Виктор Антонович поддержал, систему, которая за границей называется постдоками. Она уже введена и позволяет выпускникам аспирантуры сразу же поступать в докторантуру и еще три года работать на факультете. Сейчас по этой программе обучается несколько человек, а впоследствии, я думаю, их будет несколько десятков.
В идеале у нас получается чуть ли не тринадцатилетний цикл обучения: 2 года в школе, в кружках, 5 – студентами, 3 – аспирантами, 3 – докторантами. За это время, когда тебя как следует учат, можно узнать все, что надо. Наша наука столь сложна, что сюда нельзя допускать халтурщиков, поэтому образование должно быть долгим и всесторонним. Я думаю, что наш факультет должен готовить научную элиту. Те возможности, которые дает МГУ, уникальны, и грех ограничиваться только лишь пятью годами.
– Каковы ваши планы на будущее?
– В ближайшее время собираюсь организовать семинар, где бы я мог встречаться со студентами не ради обучения каким-то конкретным проблемам, а для бесед на научные темы. Например, покажу ребятам фильм про жизнь насекомых, снятый французами.
Еще мы сейчас собираемся ввести курс биоэтики, для того чтобы привить студентам гуманное отношение к экспериментальным животным.
– Оправдываются ли ваши надежды на омоложение института – те, что стали толчком к созданию факультета?
– Да, безусловно. Я очень люблю свой факультет. Я не ощущаю себя деканом, я по-прежнему директор института. Но только с каждым годом я вижу все больше молодых лиц в коридорах. Сейчас у нас ими занимаются уже почти 120 тъюторов, а дальше будет больше. Потом пойдут курсовые работы и дипломы. Мы уже создали свой отдел аспирантуры, есть докторанты. Это не может не омолодить институт!

Беседовала Ольга Конотоп

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресc-служба

Вести МГУ

Актуальное интервью

Поздравляем

Памятные даты

Взгляд на мир

Новости Москвы

Новости науки

Конкурс "Студент-корреспондент"

Будни и праздники МГУ

Спорт

Флюс

На главную страницу