№ 25–26 (4130–4131)
июль 2005

Образование

Глобальные процессы педагогического образования

В декабре 2004 года факультет педагогического образования Московского государственного университета стал факультетом глобальных процессов.

XXI век будет веком, когда человечеству все чаще придется решать принципиально новые проблемы планетарного масштаба.

Сам характер современных глобализационных процессов и явлений заставляет научную мысль интенсивно нарабатывать новые, нестандартные подходы и представления. Например, в экономической теории глобализационные представления уже прошли путь от категории «мировая экономика» через категории «глобальная экономика» и «геоэкономика» к категории «постэкономика». Ученые-социологи всерьез заняты разработкой проблем развития человеческой цивилизации при переходе к постиндустриальному, информационному обществу. Политологи отмечают возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения, значительного расширения масштабов межкультурного взаимодействия, воспитания коммуникабельности и толерантности. Среди глобальных проблем особое значение сегодня приобретает разработка мер по сохранению мира, безопасности, борьбе с терроризмом, рациональному использованию сырья, природных, энергетических ресурсов и продовольствия, по преодолению бедности, социальной несправедливости и охране прав человека.

Нельзя не упомянуть и еще одну глобальную проблему. Возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80 процентов национального богатства, во всем мире обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения, а значит, и разработку принципиально нового содержания образовательного процесса по любой специальности, принципиально новых методик обучения (особенно – использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе), новых форм подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. Образование становится важнейшей формой национального богатства страны, составной частью гарантий национальной безопасности.

Ввиду необходимости осознания и решения задач глобальной образовательной революции все содержательное и методическое обеспечение образовательных программ, накопленное на факультете педагогического образования, будет сохранено и расширено в рамках соответствующего отделения факультета глобальных процессов Московского университета им. М.В. Ломоносова.

Будучи студентами, магистрантами и аспирантами семнадцати факультетов МГУ, слушатели отделения педагогического образования постигают особенности психолого-педагогической и методической подготовки будущего преподавателя, основ управленческой и организаторской работы в образовательной среде. В условиях информационной революции престиж образовательной деятельности резко возрастает. Расширяется сеть дистанционного обучения, а подготовка и переподготовка по разнообразным профилям прочно вошла в жизнь каждого человека. Усилились и требования к уровню профессиональных навыков и умений начинающего преподавателя. К этому нужно быть готовыми.

Современный преподаватель – это не только отличный специалист в своей области знаний. Его отличают общая культура и высокая коммуникативная компетенция, подкрепленная хорошей психологической подготовкой. Искусство преподавания требует артистизма, а ремесло преподавателя обеспечивается методами дидактики и педагогическими технологиями. Преподаватель организовывает образовательное пространство в соответствии с новыми технологиями обучения, в том числе и информационными.

Необходимый учебный минимум психолого-педагогической и специально-методической подготовки, достаточный для присвоения преподавательской квалификации, в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки РФ реализуется учебными планами факультета, организованного в 1997 году в соответствии с решением Ученого совета МГУ по инициативе ректора В.А. Садовничего.

Для получения педагогических квалификаций слушатели выполняют образовательную программу, состоящую из психолого-педагогической, специально-методической, общеобразовательной частей, а также педагогической практики и итоговой квалификационной работы. Названия читаемых на факультете курсов говорят сами за себя: «Педагогика», «Психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Методология и технология обучения», «История и методология (предмета)», «Методика преподавания (предмета)», «Научные основы школьного курса (предмета)» и т. д.

На отделение педагогического образования ФГП в качестве обучающихся принимаются студенты, магистранты и аспиранты любых факультетов МГУ, обучение для которых является бесплатным. Слушатели из других учебных заведений, а также контрактники принимаются на платной основе. Слушатели, не освоившие, в силу разных причин, всего объема учебного плана, получают справку о прослушанных на ФГП курсах.

2005 год будет годом шестого выпуска нашего факультета. Дипломные работы успешно готовят 50 слушателей. Ежегодно на отделении педагогического образования факультета глобальных проблем обучается свыше 500 студентов университета, ежегодный набор составляет более 100 человек. По завершении обучения слушателю выдается диплом государственного образца о присвоении педагогических квалификаций «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы», а также магистерской квалификации «Менеджер в области образования». Наши выпускники нам особенно дороги. Потому, что они приходят к нам уже самостоятельными яркими личностями, готовыми к непростой учебной и исследовательской работе. И потому, что они всегда приходят с желанием не только научиться самим, но научить и воспитать других. Для нынешнего состояния общественных отношений это немаловажно. Хочется посвятить нашим слушателям отрывок из «Оды выпускникам отделения педагогического образования»:

Студент наш – истинный мыслитель,
Он в тайну главную проник –
И пусть гордится им учитель,
И пусть полюбит ученик!

Студент у нас есть муж почтенный,
Он не мальчишка, не балбес.
Имеет опыт он отменный
И взгляд особый, просвещенный,
К образованью интерес.

Вам педагогика поможет
Таланты в детях разглядеть.
А психология умножит
Способность верить и терпеть.

Студентов много есть на свете,
Но кто же лучший, где такой?
В Московском университете,
Что над Москвою, над рекой.

Занятия на отделении педагогического образования факультета глобальных процессов традиционно начинаются с середины сентября, но заявления принимаются уже сейчас. Для допуска к участию в образовательных программах для получения квалификаций «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» достаточно написать заявление установленного образца в учебной части факультета, которая расположена в аудитории 5-а (второй этаж II Учебного корпуса, северный вход), заполнить анкету и принести 2 фотографии. Телефон для справок: 939–42–76.

Приглашаем всех желающих!

Лев Попов, Марина Пшеничнюк,
Юрий Селиверстов,
факультет глобальных процессов

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Повестка дня

Поздравляем

Наши выпускники

Образование

Конкурс «Студент-корреспондент»

Поэты МГУ

Мнение

Студентка

Новости науки

Новости Москвы

На главную страницу