№ 25–26 (4130–4131)
июль 2005

Повестка дня

Итоги и перспективы

Последнее в этом учебном году заседание Ученого совета МГУ состоялось в зале Ученого совета на седьмом этаже Фундаментальной библиотеки 14 июня 2005 года. Среди торжественных вопросов повестки дня было вручение государственных наград сотрудникам университета. На этот раз обладателями почетных званий и наград стали 11 человек. Предваряя их вручение, Виктор Антонович рассказал о том, что к 250-летию МГУ различные государственные награды к настоящему моменту получило уже 134 человека. На заседании Ученого совета прошла презентация только что вышедшей в свет книги «Профессора Московского университета. 1755–2004. Библиографический словарь».

Заседание Совета Ученых советов МГУ состоялось в Актовом зале Фундаментальной библиотеки 20 июня 2005 года. Его повестка дня содержала только один вопрос – доклад ректора МГУ академика В.А. Садовничего о деятельности МГУ в 2004/2005 учебном году «О состоянии и действиях Московского университета».

Ольга Конотоп, наш корр.

 

Съезд ректоров в МГУ

Двадцать четвертого июня в Главном здании МГУ состоялось Совместное заседание Экспертного Совета по профессиональному образованию комитета Государственной Думы по образованию и науке и Рабочей группы Российского Союза ректоров по подготовке нормативных правовых актов в области образования и науки.

На повестке дня стояли два главных вопроса: организация системы государственных возвратных субсидий на образование и проблема образовательного кредита.

Заседание открылось выступлением ректора Московского университета В.А. Садовничего, который предложил начать с обсуждения вопроса кредитования и рассказал, как выпускник МГУ О.В. Дерипаска предложил использовать кредит для оплаты обучения студентами-договорниками. Такая система была предложена компанией «Крейн», создавшей программу «Кредо». Ее суть состоит в следующем: абитуриенту, успешно сдавшему все вступительные экзамены, но не прошедшему по конкурсу, предоставляется кредит на оплату обучения. При этом в течение первых пяти лет (то есть в период обучения) студент может не платить ничего и начинает погашать кредит только после окончания высшего учебного заведения, когда найдет работу. В итоге получается, что этот кредит дается сроком на десять лет под 10% годовых, выдается без требования залога и поручителей, и самое главное – абитуриент сам составляет договор с компанией. Единственным условием служит достижение абитуриентом 18-летнего возраста. Таким образом, в программу «Кредо» заложена и социальная составляющая: на студента накладываются правовые и финансовые обязательства, что способствует формированию личности.

Сейчас с этой программой работают лишь 8 российских вузов: МГУ, СПбГУ, РЭА им. Г.В. Плеханова, МСХА им. К.А. Тимирязева, МЭИ, МАИ, МИСиС и МГГУ. Но планируется расширение этого списка.

Надо сказать, что кредит дается не только на дневную, но и на вечернюю форму обучения, а также студентам магистратуры. Выступавший на заседании представитель компании «Крейн» сообщил, что трудоустройство, естественно, всем студентам гарантировано быть не может, но компания регулярно устраивает встречи студентов с крупнейшими работодателями. О положительном опыте работы с программой «Кредо» рассказали присутствовавшие на заседании представители Санкт-Петербургского государственного университета. А Виктор Антонович Садовничий сообщил, что благодаря программе «Кредо» на кредитную форму оплаты обучения могут перейти не только первокурсники, но и студенты-контрактники старших курсов, которым по той или иной причине стало тяжело оплачивать учебу.

На заседании было принято решение о создании целевой рабочей группы по вопросу дальнейшей реализации данной программы.

Во время второй части заседания обсуждался вопрос системы государственных возвратных субсидий на образование. Выступили представители Саратовского государственного университета, которые считают необходимым заключение абитуриентом договора с вузом еще при поступлении. Согласно этому договору, абитуриент, который прошел по конкурсу и обучается на бюджетной основе, обязуется отработать по специальности определенное количество времени. Обсуждались и проблемы субсидий на расходы, связанные непосредственно с образованием: предоставление жилья, покупка литературы, одежды и др. Этот вопрос будет обсуждаться и в дальнейшем.

После заседания все присутствовавшие отправились на торжественную церемонию вручения дипломов выпускникам МГУ.

Анна Каминская, наш корр.

 

Традиционный концерт

По традиции после заседания Совета Ученых советов, где заслушивается отчетный доклад ректора МГУ за прошедший учебный год, организуется концертная программа. Таким образом, 20 июля в Актовом зале Интеллектуального центра – Фундаментальной библиотеки МГУ состоялся двойной концерт: концерт стипендиатов и гостей Международного Благотворительного фонда Владимира Спивакова и Академического хора МГУ. К сожалению, начало концерта было немного задержано, но в это время приглашенные имели возможность осмотреть новое здание библиотеки.

Концерт начался словами «Тепло, рожденное талантом, пребудет с вами!». Первая часть концерта (Благотворительного фонда) включала в себя исполнение произведений Ф. Шопена, А. Скрябина, Э. Мак-Доуэлла и других. Молодые дарования (А. Кудрешов, А. Савельева, И. Кобыльский, Р. Ефимов, Ш. Залян, Ю. Ванюшина, К. Тарабрина, Д. Кукушин) подарили зрителям виртуозное, прекрасное исполнение самых различных произведений музыкального мира.

Впечатления от творчества молодых дополнил своим выступлением Академический хор МГУ. В его исполнении прозвучали: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Вечер», «Коса», «Вдоль по улице метелица метет», «Многая лета».

 

 

 

Из доклада ректора МГУ академика В.А. Садовничего о деятельности МГУ в 2004/2005 учебном году на заседании Совета Ученых советов МГУ

Двадцатого июня 2005 года в Актовом зале Фундаментальной библиотеки состоялось заседание Совета Ученых советов. Главным вопросом повестки дня был отчетный доклад ректора В.А. Садовничего.

В начале своей речи Виктор Антонович отметил, что ежегодное заседание Совета Ученых советов МГУ в этом году – особое: члены Совета впервые в таком составе собрались в новом Актовом зале Интеллектуального центра – Фундаментальной библиотеки Московского университета, первого здания на новой территории. Он подчеркнул, что нынешний год особый, юбилейный, и что все мы были свидетелями и участниками подготовки к юбилею и самого грандиозного празднования.

Ректор МГУ В.А. Садовничий
Далее Виктор Антонович рассказал об истории празднования университетских юбилеев.

50-летие Московского университета торжественно отмечалось 30 июня 1805 года. В пожалованной по этому случаю от лица императора Александра I Высочайшей грамоте университет был официально провозглашен Первым в России Высшим Училищем. А по словам профессора Сохацкого, среди выпускников университета уже числились «достойные первосвященники, высокие министры, проницательные политики, мудрые градоправители, справедливые судьи, искусные врачи, отличные военнослужащие – честь и украшение государству!»

100-летие Московского университета отмечалось в Татьянин день – 12 января 1855 года. В празднествах, кроме официальных лиц – министра народного просвещения и попечителя московского учебного округа, принимала участие вся интеллектуальная элита России. Музыку для торжественного хора написал «университетский» композитор Верстовский, присутствовали архитекторы Быковский и Тюрин, живописец Тропинин, скульптор Рамазанов, актер Щепкин. Поскольку университетский юбилей был соединен с праздником славянской письменности, среди многочисленных подарков университету была частица мощей славянского просветителя святого Первоучителя Кирилла. Впервые университет обратился к своей истории, и профессор Московского университета Степан Петрович Шевырев подготовил двухтомный «Биографический словарь профессоров и преподавателей Московского университета».

Ректор отметил, что столетний юбилей университета пришелся на время Крымской войны. Студенты-медики проходили ускоренную подготовку и отправлялись на оборону Севастополя.

Поистине тревожной оказалась и следующая юбилейная дата – 150-летие университета, празднование которого было вообще запрещено правительством. Татьяниному дню 1905 года предшествовало кровавое воскресенье в Санкт-Петербурге, а 19 января Совет университета принял решение о временном закрытии университета, в связи с напряженной политической ситуацией.

Биографический словарь профессоров и преподавателей Московского университета 1855 г. и Биографический словарь профессоров Московского университета 2005 г.
175-летний юбилей университета отмечался вообще далеко от Москвы – в эмигрантской среде, а бывший ректор Михаил Михайлович Новиков слал поздравления из Праги своим бывшим коллегам на Моховую.

«Тогда, в 1930 году, нам было не до юбилеев: девятый вал социальных потрясений хлестал поверх бортов университетского корабля, и был даже выдвинут сакраментальный ультрареволюционный лозунг: “юбилейный год дряхлого старца-университета, универсально неповоротливого и ставшего ненужным в нашу эпоху, будет годом возникновения вузов новой формации на обломках МГУ”», – сказал Виктор Антонович.

«Однако, – отметил ректор, – мы-то с вами знаем, что университет, будучи выразителем глубинных национальных нужд и интересов, руководствуется не сиюминутными хлесткими лозунгами и конъюнктурными кампаниями. Он живет в своем, университетском времени. И поэтому его юбилеи не всегда совпадают с календарными датами».

По словам Виктора Антоновича, фактически этот очередной юбилей 1930 года был отсрочен на десять лет: в 1939 году принимается Университетский устав. 7 мая 1940 года университету присваивается имя М.В. Ломоносова. На следующий день, 8 мая, в Колонном зале Дома союзов состоялось торжественное заседание, посвященное 185-летию Московского университета. К этому времени был успешно преодолен кризис в образовании тридцатых годов. В университете обучалось уже 9000 человек, представляющих 50 национальностей СССР.

Биографический словарь профессоров и преподавателей Московского университета 1855 г. и Биографический словарь профессоров Московского университета 2005 г.
В опубликованном 21 июня 1941 года плане приема студентов в предстоящем учебном году предполагалось принять 930 человек, в том числе 120 биологов, 90 географов, 60 геологов и почвоведов, 180 историков, 210 математиков и механиков, 150 физиков, 120 химиков. На следующий день началась Великая Отечественная война...

В мае этого года отмечалось 60-летие Великой Победы. Преподаватели, сотрудники, студенты и аспиранты Московского университета внесли достойный вклад в обеспечение победы. «Мы всегда будем помнить их подвиг», – заверил В.А. Садовничий.

В сложнейших условиях послевоенного восстановления народного хозяйства фактически за 2 года до календарной даты университет был готов к своему очередному юбилею – масштабному новоселью 1 сентября 1953 года. В послевоенные годы, несмотря на все трудности, страна уже понимала значение науки для своей безопасности. На Ленинских горах был воздвигнут оснащенный самым современным оборудованием комплекс университетских зданий, равного которому не было в мире.

200-летие МГУ отмечалось 7 мая 1955 года – в День инаугурации университета. К этому времени многие факультеты уже переехали на Ленинские горы и обживали там новые корпуса. В юбилейных торжествах приняло участие более 20 стран мира.



Ремонт зданий на Моховой
Отметив иной масштаб 250-летних юбилейных торжеств, В.А. Садовничий продолжил свой доклад рассказом об основных этапах подготовки и празднования нынешнего юбилея.



МГУ – старейший университет России, с богатой историей, носитель славных традиций российского образования. Ученый-историк, выдающийся государственный и общественный деятель России Павел Николаевич Милюков писал: «История нашего университета – это одна из наиболее весомых частей истории России в целом, точнее, это львиная доля истории ее интеллектуального формирования».

Московский университет не был бы таким, если бы не развивался динамично, адекватно реагируя на требования времени, опираясь на свой уникальный потенциал.

Только за последние 10–15 лет в университете произошли масштабные изменения. Напомним некоторые из них. Кардинально преобразился как внешний облик МГУ, так и само содержание образовательной и научной деятельности. Создано одиннадцать новых факультетов, отвечающих актуальным потребностям развития науки и общества: факультет фундаментальной медицины, факультет наук о материалах, факультет государственного управления, факультет дополнительного образования, факультет искусств, факультет биоинженерии и биоинформатики, факультет глобальных процессов, Высшая школа бизнеса, факультет мировой политики, Московская школа экономики, Высшая школа перевода. Открыты филиалы МГУ в Пущино и Черноголовке, а также Черноморский филиал в Севастополе и Казахстанский филиал в Астане. Создано несколько научно-исследовательских институтов, включая Институт математических исследований сложных систем, Институт экологического почвоведения, Институт проблем информационной безопасности и ряд других.

Одна из новостроек
Введены в строй новые здания, корпус «Б», в котором разместился ряд новых факультетов и научных лабораторий, Архив, осуществлены масштабные ремонтные работы. Чего стоит только очистка фасада, замена коммуникаций, всей кровли над основными зданиями. Преобразился наш спортивный комплекс: к имеющимся спортивным площадкам добавился стадион с подтрибунными помещениями площадью около 1 тыс. кв. м, реконструирован манеж. Полностью отремонтирован и переоборудован комплекс университетских столовых. Отремонтировано две трети территории общежития, проведен ремонт практически всех основных аудиторий университета.

Успешно реализуются программы поддержки молодежи: программа ускорения профессионального роста молодых кандидатов и докторов наук «100+100»; которая сместила пик в возрастном распределении профессорско-преподавательских кадров с 65 до 50 лет. Шесть лет существует программа «100 стипендий для молодых талантливых преподавателей и научных сотрудников». Уже пять лет в качестве «постдоков» молодые талантливые ученые принимаются в докторантуру сразу после защиты кандидатской диссертации.

В.А. Садовничий рассказал о воплощении в жизнь крупной программы строительства жилья для сотрудников университета. Построены дома на проспекте Вернадского, Веерной улице. Уже более ста сотрудников получили новые квартиры, и среди них немало молодых специалистов, оставленных на работу по решению Ученого совета МГУ. Начато строительство двух жилых домов по Ломоносовскому проспекту, планируется строительство жилого дома на Красной Пресне.



Строительство нового учебного корпуса
Ректор подчеркнул, что Московский университет – самостоятельный бюджетополучатель, и это требует больших усилий по отстаиванию бюджета, необходимого для успешной работы университета. Благодаря нашим действиям, бюджет МГУ значительно возрастал год от года.



В 2004 году к бюджету, утвержденному законом о бюджете, университет получил дополнительные средства за предоставление образовательных услуг. Кроме того, в 2004 году дополнительно получены средства на покупку оборудования, реконструкцию зданий на Моховой и др. «Таким образом, дополнительно к бюджету университет заработал практически еще один бюджет», – отметил Виктор Антонович.

Сотрудники Московского университета напрямую ощущают это на себе. В 2004 году они получили 21 надбавку дополнительно к зарплате. В 2005 году за 5 месяцев выплачено 11 надбавок. Все студенты и аспиранты получали надбавку к стипендии.

С 1 сентября 2004 года выделяются дополнительные средства в размере 25% стипендиального фонда для особо нуждающихся студентов.

Важная часть социальной программы – финансирование спортивно-оздоровительных лагерей для студентов. В них отдохнули в 2004 году почти 2000 человек, а в 2005 году, с учетом планов летнего отдыха, – 2300.

Герб Московского университета
Значительная часть социальной программы, включая детский отдых, культурные мероприятия, материальную помощь и различные премии, финансируется из внебюджетных средств.

Но, главное в прошедшем году, по словам ректора, – это юбилей университета, который стал настоящим прорывом в будущее. 250-летие МГУ отмечено такими делами и событиями, каждое из которых по своей значимости соответствует масштабу юбилея.

Был издан специальный Указ Президента РФ о праздновании 250-летия МГУ, означавший, что юбилею университета придается государственное значение. Состоялось несколько заседаний Оргкомитета под руководством премьер-министра и министра образования и науки, были приняты 6 распоряжений Правительства РФ, которые утвердили программу подготовки к юбилею. В числе важнейших мер, отметивших это историческое событие, – установленное для Московского университета соотношение «один к четырем», позволившее МГУ решить важнейшую проблему сохранения имеющейся штатной численности преподавателей. Ведь штатный состав преподавателей университета всегда определялся исходя из количества студентов. Соотношение «один к десяти», обязательное для всех российских вузов, было заменено на «один к четырем» для МГУ.

«Самое впечатляющее событие, отметившее наш юбилей, – строительство великолепного здания Интеллектуального центра – Фундаментальной библиотеки МГУ», – отметил В.А. Садовничий. В нем разместились не только оборудованные по последнему слову техники читальные залы и книгохранилища на пять миллионов томов, но и впервые созданный в университете Музей истории МГУ с обширной и интересной экспозицией, Актовый зал, залы заседаний Ученого совета МГУ, конференц-залы.

«Этот дворец стал настоящим украшением Москвы, системообразующим зданием новой территории МГУ», – с удовлетворением заметил ректор. Следующий этап – уже начавшееся строительство университетского Медицинского центра и оснащение его новейшим медицинским оборудованием, а также новых учебных корпусов площадью более ста тысяч квадратных метров каждый, которые откроют для многих факультетов большие перспективы развития. Еще два корпуса строятся и на уже освоенной территории на Ленинских горах, рядом с первым и вторым учебными корпусами.

Победители проекта «Покори Воробьевы горы»
Правительство РФ выделило в этом году 43 миллиона долларов на реконструкцию комплекса зданий МГУ на Моховой, и работы уже начались. Значение этого трудно переоценить, особенно если учесть, что здание, построенное Казаковым, последний раз ремонтировалось, точнее, фактически полностью восстанавливалось, в 1819 году после пожара во время войны с Наполеоном. После реконструкции казаковская архитектура заиграет новыми красками, и историческое здание, помнящее голос Пушкина, заполнится новыми голосами, которые, возможно, тоже войдут в историю.

Университет оснащается новым научным оборудованием в невиданных масштабах. Уже закуплена и осваивается первая партия оборудования на 37 миллионов евро. К настоящему времени практически все оборудование введено в эксплуатацию и эффективно используется, как правило, совместно многими коллективами ученых. В.А. Садовничий привел несколько конкретных примеров того, какие возможности открывает это оборудование.

Например, с помощью новых электронных микроскопов (просвечивающего и сканирующего) впервые стало возможно проводить различные исследования, от изучения процессов самоорганизации вирусных частиц в живых клетках до создания новых материалов со специальными свойствами.

Благодаря новому спектрометрическому оборудованию в университете фактически действует целый аналитический комплекс для определения элементного и изотопного состава соединений, присутствующих, даже в незначительных концентрациях, в объектах окружающей среды.

Новая вычислительная техника позволила создать в Московском университете систему супервычислителей, которая по суммарной производительности выводит его в число лидеров этого направления в России.

Сейчас готовится закупка новой партии оборудования на 700 миллионов рублей.



Момент празднования 250-летия МГУ. Кубанский казачий хор
Ректор подчеркнул, что важным научным результатом стал запуск первого университетского юбилейного спутника «Татьяна». Этот спутник, изготовленный специалистами МГУ, выполняет обширную научную программу исследования физических процессов в космическом пространстве. Образовательная часть проекта открыта для участия любых российских учебных заведений и рассчитана на подготовку специалистов в различных областях физики, астрономии, наук о Земле.

В.А. Садовничий напомнил об интересном факте, а именно о том, что через несколько часов после выведения спутника на орбиту на Солнце произошла очень мощная вспышка. Она вывела из строя аппаратуру на многих спутниках, уже находящихся в космосе. Наш спутник «Татьяна» выдержал это испытание и зафиксировал это уникальное явление в космосе.



Рассказал ректор и о реализации к юбилею МГУ крупной издательской программы. Ее ядро – проект «Классический университетский учебник», который включает 250 лучших учебников, написанных ведущими учеными и преподавателями университета. Уже выпущено 170 учебников общим тиражом свыше 600 тысяч экземпляров. Вышли трехтомная «Летопись Московского университета», биографические словари «Ученые Московского университета – действительные члены и члены-корреспонденты РАН. 1755–2004» и «Профессора Московского университета. 1755–2004», факультетские энциклопедии и многие другие издания. Одно из этих изданий участники заседания получили в подарок. Это – продолжение блестящего замысла С.П. Шевырева, подготовившего к столетнему юбилею университета словарь, включающий 256 имен. В нынешнем издании их около четырех тысяч. В.А. Садовничий заверил, что выход в свет «Биографического словаря профессоров Московского университета» станет важным вкладом в дальнейшее изучение истории России.

Ректор с гордостью отметил, что у МГУ теперь есть гимн, флаг и герб – соответствующие установленным правилам геральдические знаки и важные статусные атрибуты. Выпущены серебряная монета, бронзовая медаль, марка с конвертом. Все это вместе взятое представляет уникальный набор юбилейных знаков – материальных свидетельств нашей истории и, безусловно, служит важному делу воспитания чувства любви к родному университету.

В течение года на факультетах и в институтах были проведены сотни научных мероприятий – научных конференций и симпозиумов, выставок научных достижений, конкурсов научных работ и т. д., ставших своего рода смотром достижений ученых МГУ. Проведен ряд юбилейных научных мероприятий и общеуниверситетского масштаба.

Далее В.А. Садовничий напомнил о наиболее крупных из них.

23 ноября 2004 г. в Актовом зале МГУ состоялось пленарное общеуниверситетское заседание Ломоносовских чтений.

Запуск университетского спутника «Татьяна»
2–3 декабря 2004 г. прошел первый в истории Московского университета Съезд выпускников, на котором была организована Ассоциация выпускников Московского университета.

14–15 декабря 2004 г. в течение двух дней в Актовом зале МГУ проходила совместная научная сессия Общего собрания Российской академии наук и Ученого совета Московского университета, посвященная 250-летию МГУ. Впервые за годы работы Академии наук пленарный доклад на ее Общем собрании был сделан университетом. В рамках этой сессии в подразделениях университета состоялись заседания круглых столов, на которых ученые МГУ и РАН обсудили наиболее актуальные проблемы современной науки, наметили пути интеграции науки и образования, включая конкретные совместные научные проекты научных коллективов МГУ и РАН.

24 января 2005 г. состоялась Международная научная конференция «250 лет Московскому государственному университету им. М.В. Ломоносова». В ее работе приняли участие более двухсот делегаций из-за рубежа, около четырехсот ректоров университетов России, всего – более 2000 человек.

На конференции была принята Московская декларация «О роли фундаментальной науки и образования в современном мире».

В этой декларации, в частности, говорится о том, что «необходимым условием успешного развития науки и образования является их полноценная государственная поддержка, включающая в себя решение вопросов финансирования, обновления научного оборудования, привлечения талантливой молодежи». Ректор отметил, что декларация получила большой положительный отклик у российской и мировой общественности.

25 января 2005 г. в новом здании Фундаментальной библиотеки МГУ состоялась важная встреча Президента РФ В.В. Путина со студентами и преподавателями Московского университета.

В Государственном историческом музее несколько месяцев работала выставка «Первый университет российский», которая представила историю Московского университета за 250 лет. Выставка, посвященная Московскому университету, впервые была проведена в таком крупном музее и, по отзывам специалистов, представляла собой несомненное достижение музейного дела. Важно, что основная часть этой выставки займет свое место в новом Музее истории МГУ. Различные выставки, посвященные юбилею МГУ, были организованы и за рубежом.



Празднование 250-летия МГУ. В. Пьявко и В.А. Садовничий
«И, конечно, все мы помним торжество с праздничным концертом в Государственном Кремлевском Дворце», – заключил В.А. Садовничий.

Празднование 250-летия МГУ подтвердило высокий международный авторитет Московского университета. В эти дни фактически состоялся мировой форум университетского сообщества. В юбилейных торжествах участвовало 563 гостя из 90 стран; представители 217 зарубежных учебных и научных центров и организаций, в том числе из 145 зарубежных университетов и высших учебных заведений. Наряду с поздравлениями от Президента, Правительства РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, университет получил поздравления с юбилеем от иностранных государств и их лидеров: Герхарда Шредера, Кондолизы Райс, Но Му Хена, Александра Квасьневского, Нурсултана Назарбаева, Александра Лукашенко, Ильхама Алиева, Михаила Саакашвили, Роберта Кочаряна и многих других высоких государственных и политических деятелей всего мира.

Как отметил ректор, юбилей особенно ярко высветил международный авторитет МГУ, который не просто стабильно высок, но продолжает расти. Только за последний год гостями Московского университета были президент Кореи Но Му Хен; президент Польши Александр Квасьневский; президент Индии Абдул Калам; принц Иордании, президент Римского клуба Аль Хассан бин Талал; министр экономики Франции Николя Саркози; бывший президент США Джордж Буш-старший, губернатор Колорадо Билл Оуэн и многие другие государственные деятели самого высокого ранга.



В.А. Садовничий с удовольствием рассказал о том, что гостями Московского университета были не только политические лидеры, но и выдающиеся деятели культуры. Лучшие музыканты страны, театральные деятели, мастера высочайшего мирового класса выступают на нашей сцене, причем эти выступления становятся традиционными. Уже не первый год приезжают Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Владислав Пьявко с «Парадом теноров», Ирина Архипова, Олег Табаков со своим театром. Их искусство находит живой благодарный отклик в сердцах и умах университетской публики. Музам всегда рады в храме науки.



Ректор выразил пожелание, чтобы как можно больше людей Московского университета восприняли юбилей МГУ и как свой личный праздник. Практически все наши сотрудники получили Благодарственное письмо ректора, студенты – юбилейный студенческий билет. К юбилею 6655 человек были награждены юбилейным нагрудным знаком «250 лет МГУ им. М.В. Ломоносова», 309 человек – нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, 504 человека – Почетной грамотой Министерства образования и науки. А 134 сотрудника МГУ награждены орденами, медалями и другими государственными наградами Российской Федерации.



Студенты возвращаются с акции «Огонь просвещения через века»
Ректор подчеркнул, что юбилей университета был главным событием прошедшего учебного года, отметив, что то, что сделано, поистине впечатляет. Но в этом году университет не только праздновал свой юбилей. Он, как всегда, учил, открывал новые специальности и образовательные программы, проводил научные исследования, совершал открытия, организовывал научные конференции, одним словом, занимался традиционным для университета делом. «И сделано за этот год немало», – заверил Виктор Антонович.

Далее ректор привел конкретные примеры, начав с образовательной деятельности.

Прежде всего, он рассказал о новых факультетах.

Набрала своих первых студентов Московская школа экономики МГУ. В этом году первый набор будет проводить факультет глобальных процессов. Несколько месяцев назад создана Высшая школа перевода, в этом году она примет первых студентов.

Стабильно высоким остается конкурс, который в среднем по университету превышает пять человек на место. Однако, по словам ректора, это не должно нас успокаивать. Сегодня, в условиях растущей конкуренции и попыток внедрить ЕГЭ как единственную форму приема, Московский университет делает ставку на самые разные способы поиска и привлечения талантливой молодежи. Наша задача, как отметил Виктор Антонович, – шире развернуть и возглавить олимпиадное движение в стране. Это и предметные олимпиады в рамках Всероссийской олимпиады школьников, и новые олимпиады – «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы». В олимпиаде «Ломоносов» (это олимпиада, которая проводилась Московским университетом практически по всем предметам) приняло участие почти 5000 человек, около 3000 дипломов вручены победителям по предметам, и они уже имеют высший балл по этому предмету. 317 человек победили по всем предметам, и они уже фактически наши студенты.

В этом году, при поддержке газеты «Московский комсомолец» университет провел по всей стране широкомасштабную акцию «Покори Воробьевы горы». Первый, заочный этап – сочинение на одну из четырех тем и блок предметных заданий по профилю факультета. В нем приняло участие 3900 человек. На второй, очный, тур было отобрано 105 человек. В результате 79 школьников «покорили свои Воробьевы горы» и станут студентами Московского университета.

Ректор напомнил и о том, что уже второй год в МГУ принимаются победители региональных олимпиад. Как показывает анализ успеваемости, эти ребята и во время учебы в университете демонстрируют результаты намного выше средних. В этом году заявления для поступления в МГУ подали почти 800 победителей региональных олимпиад – в полтора раза больше, чем в прошлом году. По словам В.А. Садовничего, это свидетельство того, что все больше школьников из российской глубинки не считают учебу в МГУ несбыточной мечтой.

Таким образом, по результатам олимпиад и творческих конкурсов поступать в МГУ было приглашено почти две тысячи человек, имеющих высший балл по крайней мере по одному предмету.



Действующая лицензия предполагает обучение в МГУ до 40 тысяч студентов очной формы обучения. В то же время потенциал университета позволяет увеличить контингент студентов до 100 тысяч человек, прежде всего за счет увеличения приема на контрактные формы обучения, а также за счет второго и дополнительного образования, повышения квалификации, стажировок и других образовательных услуг.

Но, как заметил ректор, количественный рост не самоцель. По его мнению, задача состоит в том, чтобы у каждого молодого человека, стремящегося в университете к фундаментальным знаниям, была возможность получить качественную подготовку, отвечающую современному уровню развития науки. При этом надо стремиться сохранить все преимущества вариативного, разностороннего и, самое главное, не «обезличенного» отбора абитуриентов. И, конечно, один из главных приоритетов – бесплатность образования, гарантированная нашей конституцией.

При расширении платного образования теперь можно ориентироваться не только на обеспеченные слои населения. В.А. Садовничий напомнил, что с прошлого года абитуриентам Московского университета была предоставлена возможность получить образовательный кредит на льготных условиях от компании «Базовый элемент». Эта программа, получившая название «Кредо», открыла многим дорогу к учебе в МГУ на договорной основе. Особенно важно в этой программе, что, взяв кредит, молодой человек должен его отдавать после окончания университета, когда он уже начнет самостоятельно зарабатывать деньги. Кроме того, кредит могут брать и контрактные студенты старших курсов, чтобы спокойно завершить свое образование.



Рассказал ректор и о такой сфере деятельности университета, как дополнительное образование. Именно здесь, по его словам, проявляется одна из важнейших его функций: университет для общества. Виктор Антонович привел конкретные цифры: более восьмисот преподавателей высших учебных заведений России прошли в МГУ переподготовку и повышение квалификации; среди наших заказчиков на повышение квалификации – аппарат Государственной Думы Федерального Собрания РФ; ежегодно в стенах университета обучается до 15 тысяч школьников – будущих абитуриентов; впереди – неосвоенное, но сулящее интересные перспективы поле дистанционного образования.



Далее в своем докладе В.А. Садовничий рассказал о научной деятельности университета.

Средства из бюджетного финансирования МГУ идут на оплату труда научных сотрудников университета. 60% из них работают в институтах МГУ и 40% – на факультетах. Кроме того, на факультетах работают также научные сотрудники и научно-вспомогательный персонал, финансируемые по разделу «Образование». И таких в университете – более трех с половиной тысяч.

В дополнение к бюджету ученые МГУ в 2004 году заработали значительные средства по грантам, программам, хоздоговорам из российских источников.

Кроме того, ученые Московского университета заработали в 2004 году значительную сумму по международным проектам, грантам и контрактам.

Если сравнить дополнительно заработанные учеными МГУ средства с бюджетным финансированием науки, то только из российских источников в 2004 году мы получили в 2 раза большую сумму. Если же учесть еще и средства из зарубежных источников, то получится более чем трехкратное превышение.

По словам ректора, этим, казалось бы, можно гордиться. Однако если внимательно проанализировать структуру зарплаты научных сотрудников, то обнаружится странный факт. Заработанные дополнительно в науке деньги слабо меняют среднюю зарплату сотрудника. И выплачивать значительную часть надбавок научным сотрудникам приходится за счет внебюджетных средств, заработанных в основном образовательной деятельностью университета. В.А. Садовничий привел цифры. В 2004 году работникам науки было дополнительно выплачено за счет внебюджетных источников почти в два раза больше, чем за счет бюджета.

Еще одна проблема, как отметил ректор, – финансирование научных штатов по разделу «Образование», что практически всеми проверками квалифицируется как грубое нарушение бюджетного законодательства. Конечно, эта категория научных сотрудников активно участвует в учебном процессе. И вообще, университетское образование немыслимо без науки. Однако необходимо привести наше штатное расписание в соответствие с требованиями закона. При этом нельзя потерять ни одного сотрудника или ущемить их интересы. Один из путей решения – преобразование научных штатов в педагогические. Но в то же время надо помнить о соблюдении установленного для МГУ соотношения числа преподавателей и студентов «один к четырем». Этот процесс требует индивидуального подхода, учета необходимых соотношений различных категорий и возрастных групп преподавателей на каждой кафедре. Конечно, его нельзя провести в одночасье, но и затягивать решение этого вопроса, по словам Виктора Антоновича, мы не имеем права.



Тема зарабатывания средств на науку последнее время звучит особенно актуально. Без создания собственного устойчивого бюджета существование науки в университете может оказаться под серьезной угрозой. Ведь политика в области ее финансирования в стране все больше связывается с конкурсной системой распределения бюджетных средств.

С этого года все конкурсное финансирование научных исследований Министерством образования и науки РФ распределяется по лотам в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники».

Ряд научных коллективов МГУ довольно успешно участвует в конкурсах по объявленным лотам, однако далеко не всем ученым университета удается вписаться в их тематику, которая вытекает из содержания принятых государством приоритетных направлений науки и технологий. Это – тоже серьезная проблема, которая проявится и при финансировании ведущих научных школ.

Конечно, Московский университет многое делает для поддержки науки, используя собственные средства. В течение уже пяти лет на конкурсной основе действует программа Междисциплинарных научных проектов, финансируемых из собственных внебюджетных средств МГУ. В 2004 году на приобретение научного оборудования для 35 междисциплинарных проектов и на издание подготовленной в их рамках учебно-научной литературы выделены немалые средства. Эта программа продолжается и в этом году, и уже определены победители.

Говоря о существе научной деятельности университета, В.А. Садовничий упомянул о нескольких принципиально новых научных результатах, имеющих в то же время практическую направленность.

Учеными биологического факультета на кафедрах физиологии человека и животных и высшей нервной деятельности впервые выявлен пептидный механизм ряда психических заболеваний и разработан иммунно-химический метод лечения депрессии.

На факультете фундаментальной медицины разработаны и внедряются в клиническую практику клеточные и генотерапевтические методы стимулирования направленного прорастания кровеносных сосудов в пораженные участки сердца и скелетных мышц, что позволяет уменьшить тяжесть перенесенных инфарктов, а также снизить степень поражения ног при ряде заболеваний.

На факультете наук о материалах впервые созданы новые магнитные композитные наноматериалы, представляющие собой высокоупорядоченные системы металлических нитей толщиной всего в несколько атомов, предназначенные для хранения больших объемов информации с плотностью записи, которая на порядок превосходит все, что существовало до сих пор.

На геологическом факультете открыт эффект самоконсервации газовых гидратов – кристаллических соединений воды и метана – и разработана технология добычи природного газа из газогидратных месторождений.

А вот еще один результат, который открывает новые, пока не объясненные существующей теорией, стороны такого явления, как сверхпроводимость. Сотрудники кафедры общей химии химического факультета, совместно с зарубежными коллегами, впервые синтезировали уникальное интерметаллическое соединение платины, церия и кремния, обладающее особыми низкотемпературными свойствами. Их статья, опубликованная в прошлом году в журнале «Physical Review Letters» имела наивысший индекс цитирования в мире в 2004 году.

Это – лишь некоторые примеры результатов работы наших ученых, которые в самом недалеком будущем могут сыграть революционную роль в создании новых технологий.

Как отметил В.А. Садовничий, мы должны понимать, что дальнейшая поддержка науки со стороны государства будет идти в рамках «Приоритетных направлений науки и технологий». И это поле необходимо осваивать. Именно здесь ожидается наиболее быстрый прорыв к созданию инновационных технологий.

Для любого современного университета, наряду с образовательной и научной, стала необходимой и третья задача – инновационная деятельность. Главное в ней, по словам ректора, – воспитание специалистов нового типа с ярко выраженной мотивацией: увидеть на рынке конкретные результаты своего труда. И, конечно, – создание новых высокотехнологичных рабочих мест для студентов, аспирантов, выпускников.

На физическом, химическом, геологическом и экономическом факультетах уже открыта подготовка специалистов и магистров в области инновационного менеджмента.

Научный парк МГУ и Центр трансфера технологий МГУ ведут большую работу по созданию и поддержке малых инновационных компаний.

Большое значение приобретает сотрудничество университета с российскими компаниями. Хороший пример – создание университетом совместно с компанией «Унихимтек» Института новых углеродных материалов и технологий.

Еще один пример, в котором проявил себя Центр трансфера технологий, – создание на химическом факультете совместно с компанией «РусАл» проблемной лаборатории с годовым бюджетом 1 млн. долларов.

Компания «Базовый элемент» выделила грант в несколько миллионов долларов на разработку новейших внутриклеточных технологий, направленных на обеззараживание ядовитых форм кислорода (так называемых свободных радикалов), локализующихся в митохондриях.

Как считает В.А. Садовничий, координация инновационной деятельности в университете должна быть расширена. При этом, по его словам, мы поступили бы по-государственному, если бы сконцентрировали усилия на развитии так называемых критических технологий в рамках приоритетных направлений науки и технологий. Очевидный пример – информационные технологии. В университете работает много специалистов в этой области. У нас есть факультеты ВМиК, мехмат, НИВЦ, Институт проблем информационной безопасности. Конечно, они выполняют свои научные задачи, но кому как не им работать над новыми, прорывными идеями в области информационных технологий.

Ректор задал риторический вопрос: а как вообще должна выглядеть информационная инфраструктура современного университета? По его мнению, университет должен обладать развитой системой супервычислительных центров, мощными хранилищами информации, скоростными линиями связи. Каждый студент должен иметь свободный доступ в Интернет. И, конечно, должна быть налажена интегрированная информационная система управления университетом. В этом направлении ведется большая работа совместно с институтами РАН, перед которыми стоят те же проблемы. Виктор Антонович выразил уверенность, что в ближайшее время мы решим эти задачи.

Современный университет – это университет, окруженный учебно-научными кластерами, создаваемыми совместно с ведущими компаниями мира. По оценкам ЮНЕСКО, активное развитие корпоративного образования связано с возрастанием роли интеллектуального капитала в современных компаниях. Квалификация персонала все более становится фактором стратегического преимущества. Корпоративные университеты представляют собой серьезные образовательные учреждения, чьи бюджеты измеряются сотнями миллионов долларов. Основная задача таких университетов – обучение персонала компании, учредившей его. По данным специалистов, число таких университетов за последние 10 лет увеличилось с 400 до 2000. Если сложившаяся тенденция сохранится, то к 2010 году корпоративных университетов станет больше, чем обычных.

По словам Виктора Антоновича, мы могли бы создать на новой территории, в сотрудничестве с ведущими российскими компаниями («Базовый элемент», АФК «Система» и др.) свой вариант корпоративного университета, готовящего специалистов по прорывным, новейшим технологиям на базе фундаментальной университетской подготовки.



Далее В.А. Садовничий сказал несколько слов о международной деятельности.

Современный университет – это университет, имеющий широкие международные связи и значительное число иностранных студентов. Например, по данным Института международного образования США, в Америке сейчас учатся 600 тысяч иностранных студентов. 60% обучающихся по инженерным специальностям – иностранцы. Средняя плата за обучение в университете – 27 тысяч долларов, при этом две трети студентов лично платят за обучение около 6 тысяч долларов. В США существует около двухсот источников стипендий для иностранных учащихся. Кстати, половина выдаваемых в США патентов принадлежит иностранным гражданам. Политика Америки состоит в максимальном использовании в своих интересах интеллектуального потенциала и квалифицированной рабочей силы других стран. На это направлена и ее система образования. У нас – свои реалии, но укреплять позиции на рынке образования необходимо и нам.

Виктор Антонович предложил посмотреть с этой точки зрения на ситуацию в Московском университете. То, что диплом Московского университета высоко ценится во всем мире, привлекает в МГУ молодежь из многих стран. Общая численность иностранных учащихся в МГУ по различным видам подготовки составляет 5260 человек, причем за последние пять лет их число удвоилось. В нынешнем учебном году в МГУ обучаются иностранные граждане из 93 стран, при этом основной вклад дают страны Азии – 55,5%. Среди иностранных учащихся 33,5% составляют граждане из стран СНГ.

Приведенные показатели, конечно, неплохие. Но, по мнению ректора, этого явно недостаточно, учитывая потенциал Московского университета. Число иностранных студентов может достигать четверти всех обучающихся. Виктор Антонович предложил ввести для некоторых групп обучение на английском языке по некоторым дисциплинам или даже в целом. Кроме того, он отметил необходимость учесть опыт и многих ведущих зарубежных университетов, которые делают ставку прежде всего на подготовку иностранных учащихся на высших ступенях образования – в магистратуре и аспирантуре.

Около полутора тысяч иностранных студентов приехало из стран СНГ. Ректор выразил пожелание о том, чтобы их было гораздо больше, учитывая высокий авторитет Московского университета в этих республиках, элита которых, в основном, обучалась в МГУ.



Далее ректор сказал несколько слов о филиалах и представительствах Московского университета за рубежом, отметив, что каждый из них имеет свои особенности. Черноморский филиал в Севастополе – полноценный университет с несколькими факультетами, в котором наши преподаватели ведут занятия по нашим учебным планам. Филиал в Астане финансируется полностью правительством Казахстана, там тоже работают наши преподаватели, но студенты частично обучаются в Москве. В Швейцарии представлено юридическое образование МГУ. С Пекинским университетом мы заключили договор о совместной аспирантуре. С университетом SUNY, где есть наше представительство, ряд факультетов ведет совместные программы с выдачей двойных дипломов. Всего в филиалах МГУ обучается более 1200 студентов.



Виктор Антонович отметил и другую сторону международного сотрудничества. По его мнению, мы не можем быть удовлетворены очень низкой академической мобильностью наших студентов, аспирантов и преподавателей. Надо на каждом факультете и в институте иметь продуманную и утвержденную Учеными советами систему зарубежных стажировок, подкрепленную соответствующим финансированием из внебюджетных средств, также утвержденным Учеными советами подразделений. И на это – на академическую мобильность студентов – не надо жалеть никаких средств.



Возвращаясь к страницам истории Московского университета, В.А. Садовничий напомнил, что в 1911 году группа профессоров Московского университета ушла в отставку в знак протеста против политики царского правительства. Среди них – В.П. Сербский, К.А. Тимирязев, Н.А. Умов, М.А. Мензбир, С.Н. Трубецкой, Н.Д. Зелинский, П.Н. Лебедев, В.И. Вернадский, С.А. Чаплыгин и другие выдающиеся деятели отечественной науки. В статье «К современному положению университета» профессор Московского университета Григорий Кожевников в те годы писал: «Между наукой и правительством в моем утопическом идеале должна бы существовать только одна форма взаимоотношений: правительство дает на нужды науки возможно большее количество денег, а затем – наука не касается правительства, а правительство не касается науки. Полная свобода науки и полная свобода от политики – вот истинный девиз университета, до сих пор не вполне признаваемый нашим обществом». Ректор выразил мнение, что мысли университетского профессора и сегодня звучат не менее актуально, чем в те трудные, переломные дни.

В.А. Садовничий с уверенностью заявил, что необходимо защитить науку и образование от попыток их развалить. Идеалом должен быть Архимед, который, склонившись над своими чертежами, сказал воину, занесшему над ним меч: «Не трогай моих кругов!».

Как справедливо напомнил ректор, система образования уже не первый год подвергается попыткам реформирования. Московскому университету пока удается не допустить недостаточно продуманных, опасных мер и сохранить основные завоевания отечественного образования.

В нынешних условиях возможность реализации этой задачи остро переживается университетским сообществом в связи с планами реорганизации всей российской системы образования. Университет должен не столько оппонировать непродуманным предлагаемым решениям, сколько выдвигать свои предложения в области образовательной политики, в том числе в связи с интеграцией России в единое мировое образовательное пространство. Важно усилить роль университета, профессиональных сообществ при обсуждении предложений по структуре и содержанию основных образовательных программ, по созданию новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования при обязательном сохранении их фундаментальной составляющей.



Виктор Антонович напомнил, что на общем собрании РАН принята программа реструктуризации Академии наук. Поскольку система образования и науки у нас в стране – единая, то Московский университет не может не затронуть то, что Академия наук будет работать в новых условиях. Академия наук поставила цель: повысить благосостояние научного сотрудника как основу для развития науки в стране. Она не просто поставила цель, но и спланировала привлечение различных источников для ее реализации. Среди них – как борьба за увеличение финансирования (бюджетного и внебюджетного), так и сокращение бюджетных штатов. Речь идет о так называемом пакетном соглашении Академии наук с Правительством РФ.



И перед образованием, и перед наукой сейчас стоит еще одна серьезная проблема. Один из аспектов реформирования этих сфер предполагает изменение форм собственности образовательных и научных учреждений. Планируется ряд мер по разгосударствлению образовательных и научных учреждений, превращению их в государственные или муниципальные автономные некоммерческие организации (ГАНО), что может привести в итоге к их приватизации. В.А. Садовничий считает, что мы ни при каких обстоятельствах не должны позволить приватизировать государственные университеты – гордость и величайшее достояние России.



Свое отношение к проводимым реформам Московский университет координирует с Российским Союзом ректоров, который оказывает существенное влияние на ситуацию в образовании. В работе съездов Союза ректоров не раз принимал участие Президент РФ. Стали регулярными встречи Российского Союза ректоров с руководителями Правительства РФ, Государственной Думы. Университет принимает активное участие в обсуждении законопроектов, касающихся образования.

По словам В.А. Садовничего, совсем недавно на уровне Государственной Думы был сделан важный шаг, позволяющий надеяться на положительные изменения в этой области. Для более эффективного принятия решений в Государственной Думе был создан экспертный совет из ректоров и академиков, в котором ректор МГУ и вице-президент Академии наук В.В. Козлов являются сопредседателями. Виктор Антонович выразил надежду, что без мнения этого совета не будут приняты те законы, касающиеся образования и науки, которые уже давно обсуждаются в обществе: о ГАНО, о ЕГЭ, о президенте, ректоре университета, где затрагиваются фундаментальные ценности автономии университета, и др.



Ректор МГУ подчеркнул, что мы обязаны думать о том, как нам развиваться дальше в новых, существенно изменившихся условиях.

Несколько месяцев назад В.А. Садовничий попросил факультеты и институты представить предложения по перспективам развития своих подразделений. В подготовленных материалах было проанализировано сегодняшнее положение дел и даны некоторые ориентиры на будущее. Основное внимание подразделения уделили кадровому составу и кадровой политике, развитию образовательных программ, численности обучающихся, аудиторным площадям, оснащенности приборами и оборудованием.

Большинство факультетов выделяют в качестве основных факторов развития следующее:
1) увеличение численности профессорско-преподавательского состава (в том числе и путем перевода части научных сотрудников в педагогический штат);
2) увеличение числа студентов, обучающихся на контрактной основе;
3) обновление традиционных и введение новых специальностей и подготовка специалистов по заказам организаций;
4) увеличение аудиторного фонда.

В научной деятельности предлагается:
1) развитие конкурсных форм финансирования исследований;
2) расширение парка современного научного оборудования, в том числе путем создания центров коллективного пользования;
3) разработка системы дифференцированной оплаты труда исследователей.

Помимо стратегических задач, подразделения выдвигают ряд конкретных новых предложений. Например, развитие межфакультетских спецкурсов, перераспределение количества мест в аспирантуре в зависимости от приоритетности исследований и эффективности подготовки, создание электронной версии журнала «Вестник Московского университета» и многое другое.

Самые значительные изменения, которых хотят факультеты – рост численности студентов и увеличение занимаемых площадей.



Как заверил ректор, университет строит новые учебные корпуса. В ближайшие 2–3 года территория, занимаемая Московским университетом на Ленинских горах, практически удвоится. И мы должны использовать это для создания нового качества в нашей образовательной и научной деятельности, для решения стратегических задач, стоящих перед Московским университетом.



Виктор Антонович подчеркнул, что освоение новой территории означает начало нового этапа в жизни университета. Необходимо иметь четкое представление о том, каким должен быть наш университет в будущем. Каким он будет через пять, через десять лет, в чем наша сила, наши резервы, каковы наши возможности развития по сравнению с другими университетами.

Ректор еще раз напомнил, что МГУ обладает уникальным интеллектуальным потенциалом. По фундаментальности, содержательности подготовки студентов МГУ не только не уступает ведущим университетам мира, но и существенно их превосходит. Если сравнить, к примеру, учебные планы нашего физфака и физических факультетов таких университетов, как Стэнфорд, Гарвард, Беркли, MIT, Оксфорд, Кембридж, то обнаруживается, что общее количество естественнонаучных курсов в западных университетах как минимум в два раза меньше, чем в МГУ. Например, такая важная математическая дисциплина как теория функций комплексной переменной в Стэнфорде преподается как дисциплина по выбору, хотя она является базовой для многих дисциплин теоретической физики. Чтобы изучать физику на высоком уровне, студент должен отлично владеть математическим аппаратом. Поэтому в МГУ в программу студента-физика входит 16 математических курсов. В MIT их только четыре. По словам Виктора Антоновича, известны случаи, когда некоторые американские студенты, получившие техническую специальность, не умели складывать дроби!

Ректор отметил парадоксальность ситуации. Все перечисленные западные университеты занимают верхние позиции в международных рейтингах, где критерием качества подготовки является количество Нобелевских лауреатов. Как он считает, мы должны как следует задуматься над тем, где мы теряем темп, в чем наши резервы.

Виктор Антонович еще раз повторил: стартовые возможности у нас выше. Он привел самые последние примеры, относящиеся к 2005 году. На студенческом чемпионате мира по программированию в Шанхае команда студентов МГУ завоевала золотую медаль. В Париже на международном фестивале «Мобильные роботы – 2005» главный приз получила команда студентов мехмата. И, наконец, совсем недавно в США, на Всемирном смотре научного и инженерного творчества юных, учащаяся школы-интерната им. А.Н. Колмогорова Валентина Добровольская удостоена главной персональной премии за выдающиеся достижения в области математики.

Ректор МГУ с уверенностью заявил, что с таким потенциалом, с таким интеллектуальным ресурсом мы вполне можем, мы должны быть ведущим университетом мира, причем не столько в формальных рейтингах, сколько в неформальной табели о рангах мирового университетского сообщества. По его мнению, это есть стратегический вопрос развития университета.

В.А. Садовничий подчеркнул, что не менее важной задачей является также дальнейшее повышение авторитета университета внутри страны. Он задался вопросом о том, что надо сделать, чтобы наш авторитет в глазах общества не требовал специальной аргументации в виде «золота» студенческих команд или наукоемкости учебных планов По его мнению, надо больше открыться обществу, показать и доказать, что именно МГУ, в силу его уникального потенциала, способен помогать обществу находить адекватные ответы на все новые и новые требования времени, как в области науки и технологий, так и в социальной сфере, в области культуры и искусства.

Ректор напомнил, что наша главная ценность – фундаментальное, классическое университетское образование. Это наше безусловное достижение, которое мы все чаще и чаще рассматриваем как единственную, исключительную цель и смысл существования университета. Между тем – и 250 лет нашей истории более чем убедительно говорят об этом – миссия университета шире и значительней. Московский университет вскоре после своего открытия стал подлинным очагом просвещения, науки и культуры, или, как мы сейчас говорим, своего рода системообразующим центром. Он учил не только студентов, но и гимназистов; он не только учил, но и вел значительную в государственном масштабе издательскую деятельность; он лечил москвичей в своем клиническом городке на Девичьем поле (а это было 6 клиник и 13 институтов!), он создавал научные общества и открывал музеи. Он был важнейшим, многофункциональным органом, мощнейшим источником энергии, питавшим общественный организм необходимыми жизненными соками. «Можем ли мы то же самое сказать о сегодняшнем университете?» – задумался Виктор Антонович. Московский университет многое делал для общества и был любим обществом. Можем ли мы и сегодня это сказать? Виктор Антонович справедливо отметил, что жизнь изменилась. Изменился и университет. Он отлично, лучше многих, учит студентов. Своими научными школами он укрепил не только свой авторитет, но и престиж государства. Но постепенно утрачивается былая – универсальная – роль университета. Сегодня он уже не так органично и цельно встроен в общество, как когда-то. А ведь если мы хотим рассчитывать на поддержку общества, мы сами должны быть для общества поддержкой везде, где можем. А можем мы немало. К такому заключению пришел ректор.

В.А. Садовничий отметил, что необходимо развивать программы дистанционного образования, консультирования по самым разным областям знаний, центры помощи: медицинской, юридической, психологической. Мы должны сделать МГУ более популярным и необходимым обществу, причем начать можно с Москвы, с активной работы с учительством, с повышения квалификации учителей, переквалификации, организации для них летних курсов по всем университетским предметам. «У нас уже есть неплохое начало – программа «МГУ – средней школе», в рамках которой за отчетный год прошло обучение 2550 учителей», – сказал Виктор Антонович.

Анализируя современное состояние Московского университета, ректор заявил, что мы не можем, не должны быть удовлетворены существующим положением дел и внутри университета. По его мнению, в нашей работе слишком много инертности, косности, пассивности и самоуспокоенности. А ситуация в сфере образования и науки меняется быстро и довольно существенно. В последнее время усиливается конкурентная борьба как за бюджетное финансирование, что вполне согласуется с политикой правительства по увеличению в бюджете доли программно-конкурсного финансирования, так и за различные внебюджетные источники. Если в целом Московский университет намного превосходит любой вуз страны, то по некоторым позициям наша лидирующая роль ослаблена. Это касается, например, нашего влияния в УМО по ряду дисциплин; набора контрактных студентов, в том числе иностранных; количества и качества научных публикаций, диссертаций и ряда других показателей.

Запланированный на 2006 год бюджет Московского университета – это заметная цифра в бюджете страны. Виктор Антонович призвал доказать обществу, что мы не зря «едим свой хлеб».



Ректор предложил еще раз подумать: каким должен стать Московский университет в будущем? По его мнению, это должно быть гармоничное сочетание, совокупность – universitas – классических, традиционных факультетов, готовящих все более широкий круг специалистов с фундаментальным образованием, то есть ядро университета, вокруг которого надо выстраивать – и в этом он видит одну из главных перспектив развития – систему школ, программ, проектов, центров для решения двух задач.

Первая – экспериментальное образование, практически индивидуальная подготовка небольшого количества студентов по наиболее актуальным направлениям развития науки и общества. Выпускаемые здесь специалисты должны соответствовать высшим мировым стандартам. Целесообразно сделать это путем открытия небольших факультетов, высших школ, высших колледжей, в которых могли бы преподавать, читать лекции ведущие университетские профессора, специалисты из Академии наук, ведущие зарубежные ученые.

Ректор заявил, что Московский университет обязан в любой области, где мы можем быть лидерами – в математике и физике, биологии и химии, филологии и истории, других науках – не откладывая, вести такую специальную подготовку либо на специализированных потоках, либо в новых, созданных для этого структурных подразделениях. Примеры таких новых, но уже успешно проявивших себя подразделений в университете есть. Это, в частности, те созданные в последнее время подразделения университета, о которых уже шла речь.

Вторая, столь же значимая и, в каком-то смысле, диаметрально противоположная задача – предоставление образовательных услуг обществу, в том числе с использованием современных технологий, дистанционными средствами.



Еще одна перспектива, о которой давно говорится, но которую пока не реализовали, это – проведение летних научных школ, в том числе международных, с привлечением ученых мирового класса, уровня Нобелевских лауреатов. В университете есть необходимая инфраструктура, есть ученые, работающие на переднем крае науки, есть подготовленные и заинтересованные слушатели.

Ректор внес и еще одно предложение. Известно, что в некоторых странах с развитой системой университетского образования ведущие университеты берутся организовывать так называемые «Фестивали науки». На несколько дней университет становится настоящей научной Меккой. Виктор Антонович предложил нам первыми в России попробовать это сделать. По его мнению, такой фестиваль заметно бы сработал на авторитет и во благо нашего университета.



Научный потенциал Московского университета велик. Это признается всеми. Но все-таки у нас довольно много мелких тем, много работ в узких направлениях. Мы слабо используем возможности междисциплинарных научных исследований.


Как считает В.А. Садовничий, наступило время, когда Московский университет может и должен сформулировать ряд крупных, амбициозных научных проектов, или программ, имеющих определяющее значение для развития науки и жизни общества в целом, и сконцентрировать на этих проектах лучшие силы и материальные ресурсы. Университетская политика поддержки талантливой молодежи, конкурсного финансирования междисциплинарных проектов, переоснащения лабораторий новейшим оборудованием должна быть направлена в первую очередь на осуществление таких проектов. На этих программах должна быть акцентирована и интеграция университета с академиями наук.

По мнению ректора, одна из таких глобальных, комплексных программ, в которой могли бы принять участие медики, биологи, химики, физики, математики, психологи, должна быть посвящена такой актуальной теме, как «Здоровье человека». В этой области у ученых нашего университета есть весьма значительные достижения. Например, важные результаты получены в изучении молекулярно-генетической природы индивидуальности человека. Ученые университета вплотную подошли к составлению полного генетического и белкового портрета человека, что позволит прогнозировать и уменьшать риски сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, исследовать и предотвращать нейро-дегенеративные заболевания и процессы старения.

Наши специалисты сейчас могут диагностировать предрасположенность к заболеваниям любого человека путем определения мутации в генах. Для этого достаточно одной капли крови, которая может быть выслана даже по почте. Имея такую генетическую карту, каждый человек может вести соответствующий образ жизни, чтобы уменьшить риск заболеваний. И это можно сделать в масштабах всей Москвы и других регионов.

В эту же комплексную программу, по мнению ректора, могли бы войти и исследования по созданию эффективных систем определения генетически модифицированных продуктов и контроля продуктов питания на предмет содержания в них биологических примесей.

Как сам собой разумеющийся ректор отметил и тот факт, что ученые университета являются пионерами в таком важнейшем направлении, как исследование внутриклеточных (митохондриальных) механизмов старения.

Виктор Антонович с интересом заметил: с медициной связана примерно треть университетских междисциплинарных проектов, программа финансирования которых за счет внебюджетных средств университета действует в МГУ уже пятый год.

Еще одной темой комплексного проекта, по мнению ректора, могла бы стать тема «Исследование космоса». В этой области ученым нашего университета принадлежат многие основополагающие результаты. До сих пор остаются непревзойденными по диапазону зарегистрированных энергий космических частиц эксперименты МГУ на легендарных спутниках «Протонах». На университетском оборудовании были основаны эксперименты практически на всех спутниках и автоматических межпланетных станциях (всего более 400). МГУ является единственной организацией России, имеющей свои научные приборы на борту МКС. Наши ученые занимают лидирующие позиции в развитии аэродинамики, астрономических исследованиях, разработке главных элементов космической техники, расчетах оптимальных траекторий полета, изучении радиационной обстановки в космическом пространстве вокруг Земли.

МГУ – создатель известных научных школ не только по применению математических методов к познанию космоса, но и комплексных междисциплинарных подходов к решению актуальнейших задач, связанных с освоением космоса человечеством. Ученые Московского университета обладают уникальными знаниями и опытом создания динамических тренажеров для космонавтов, разработки оптимальных методов управления космическими аппаратами, изучения поведенческих особенностей организма человека в условиях космического полета и, наконец, развития систем инерциальной навигации, позволяющих автономно определять местоположение космических кораблей.

Виктор Антонович рассказал, что совсем недавно ученые мехмата и факультета фундаментальной медицины обнаружили особые вестибулоглазодвигательные нарушения у космонавтов во время орбитального полета и в течение периода послеполетной реабилитации.

По его мнению, можно было бы объединить усилия разных научных школ на решение важнейших задач нового уровня, связанных с космосом. В.А. Садовничий отметил и еще одну глобальную проблему XXI века – «Природа разума». На его взгляд, в исследованиях в этом направлении могли бы быть полезны и нашли бы свое место ученые университета почти всех специальностей – как естественных, так и гуманитарных.



Для успешного развития науки нужны талантливые молодые ученые. В университете многое делается для закрепления молодежи в науке. Имеется большая аспирантура. Ежегодно на работу оставляется значительное число талантливых молодых сотрудников. Уже упоминалось о программах поддержки молодых ученых и преподавателей: «100+100», «100 стипендий», «постдоки». Виктор Антонович предложил еще одну идею: создать на факультетах специальные программы поддержки молодых с тем, чтобы дать им возможность наиболее полно реализовать свой научный потенциал. Ректор пояснил свою мысль так. Часто бывает, что молодой специалист успешно защитил кандидатскую диссертацию, его оставили на работу в университете, но при этом дали ему огромную педагогическую нагрузку, загрузили работой на кафедре. И он теряет темп. Виктор Антонович предложил дать ему возможность сосредоточиться на год или на два на научном поиске, на решении крупной, амбициозной научной задачи, и на это время освободить его от занимающей много времени педагогической и иной нагрузки. Можно и направить его на стажировку в какой-нибудь крупный научный центр, в том числе зарубежный. Но важно, конечно, чтобы работа в Московском университете была для него на первом месте. Поддерживая – морально и материально – талантливую молодежь, университет в то же время ждет от нее блестящих научных результатов. Ректор выразил предположение, что, возможно, нынешние молодые кандидаты наук так же прославят в будущем Московский университет, как их выдающиеся предшественники в науке. При этом данную программу можно было бы, по его мнению, поддержать в виде грантов, стипендий из спонсорских средств, которые только что переданы в университет его выпускником-спонсором.



В.А. Садовничий предложил шире взглянуть на проблему создания условий для научной деятельности, причем не только молодых сотрудников. Например, факультеты и институты могли бы организовать систему поддержки на конкурсной основе своих ученых, включая оплату командировок на научные конференции, в ведущие научные центры для выполнения совместных исследований.

Ректор призвал позаботиться и о заслуженных профессорах университета, достигших преклонного возраста. Ряд факультетов предлагает переводить их в категорию профессоров-советников с одновременным установлением для них, за счет внебюджетных средств, специального оклада, превышающего то, что они получают сейчас. Расходы на это мог бы взять на себя университет на паритетных началах с подразделениями. По мнению Виктора Антоновича, кроме очевидной социальной направленности такого шага, это улучшило бы и кадровую динамику.

В.А. Садовничий высказал еще одно предложение. У университета есть Ломоносовская премия, которая была учреждена более полувека назад. Исторически сложилось так, что она присуждается, как правило, за циклы работ, т. е. фактически за совокупный научный труд. Но при этом у наших ученых есть немало выдающихся научных достижений, важных открытий, так сказать, разового, уникального характера, которые тоже можно и нужно было бы отметить весомой наградой. В связи с этим он предложил учредить премию Ученого совета МГУ за выдающиеся работы, опубликованные в текущем году. По мнению ректора, это можно финансировать их тех же спонсорских средств, о которых говорилось выше.



Виктор Антонович призвал думать и о демократизации университетской жизни. В университете есть разные коллективные органы управления: Ученые советы факультетов и институтов, Ученый совет МГУ, Совет Ученых советов. Анализируя деятельность Ученых советов подразделений, нельзя, по его словам, не отметить следующее. Это авторитетный, ответственный коллегиальный орган управления, но в его работе принимает участие только небольшая часть коллектива. Несмотря на то, что, есть возможность более широкого собрания, как правило, раз в год, на отчетах декана, реализуется она не везде.

Ректор отметил, что принципиально важные вопросы университетской жизни решает Ученый совет МГУ. В соответствии с Уставом, он заседает раз в два месяца. Для решения важнейших, стратегических вопросов жизни собирается Совет Ученых советов. Но это бывает два раза в год. И в его работе участвуют 1200 человек из 20000 сотрудников университета. Многие вопросы учебной и научной деятельности обсуждаются на совещаниях заведующих кафедрами, но и они, как правило, происходят раз в год. Но университет – живой организм, жизнь практически каждый день ставит перед нами вопросы, на которые надо отвечать оперативно и адекватно. Для этого надо иметь возможность все это обсудить с коллегами, и не просто на перемене в коридоре, в беседе двух–трех человек, а в серьезном, ответственном коллективном обсуждении, где можно высказать свою точку зрения и узнать, что думают коллеги с других кафедр, где, таким образом, формируется общественное мнение. По мнению ректора, в нынешних условиях просто необходима такая демократизация нашей жизни, от нее во многом зависит будущее университета.

Виктор Антонович предложил во время чтений Устава предусмотреть в нем такой коллективный орган, как профессорские собрания. На каждом факультете профессорское собрание обсуждало бы любые важные, актуальные вопросы академической и научной жизни. Такие собрания могли бы работать в каждом подразделении независимо, представляя собой совокупно собрание профессоров Московского университета. Разумеется, они должны быть открыты всем желающим, преподавателям и научным сотрудникам. Профессорские собрания должны аккумулировать все идеи и предложения и вырабатывать в ходе их обсуждения общественное мнение. Их решения могли бы затем обсуждаться на Ученых советах подразделений, а информация о наиболее важных обсуждавшихся вопросах – на Ученом совете МГУ и, при необходимости, – на Совете Ученых советов. Возглавлять такие собрания на каждом факультете могли бы наиболее авторитетные профессора.

Как справедливо заметил ректор, идут процессы обновления в студенческом самоуправлении. Недавно состоялась конференция студенческого союза МГУ, был изменен устав этой организации, избрано новое руководство. Теперь в студенческом союзе пять сопредседателей, один из которых является и координатором. Перед студенческой молодежью стоят серьезные задачи, и В.А. Садовничий выразил надежду, что она с ними справится, а университет, в свою очередь, обещает ей всемерную поддержку.



Далее ректор сказал несколько слов об университетском Уставе. Он напомнил, что Устав был принят в 1992 году, фактически в условиях других законодательных норм, и очень многие его положения противоречат действующему законодательству. Например, исторически сложилось так, что ряд факультетов – юридические лица, а по действующему законодательству не может быть самостоятельных юридических лиц в составе юридического лица, каковым является МГУ. На это университету неоднократно указывалось в ходе различных проверок Счетной палаты, КРУ Минфина, в том числе в ходе проверки, закончившейся совсем недавно.

Виктор Антонович заявил, что в университете должна быть автономия, и мы от нее никогда не отступали и не отступим впредь, но в то же время надо приводить Устав в соответствие с действующим законодательством. Комиссия Ученого совета должна всерьез заняться этой работой.



Важная задача – порядок в университете. Ректор считает, что университет сейчас в состоянии принципиально улучшить ситуацию и в корпусах, и вокруг них. Пора по-настоящему заняться благоустройством территории, вкладывая в это внебюджетные средства. Когда 50 лет назад для университета строились величественные корпуса на Ленинских горах, вокруг них был заложен прекрасный парк. И наша задача – сохранить эту красоту, которая должна радовать глаз всем, кто работает, учится и будет учиться в университете.

Поддержание порядка и чистоты на территории университета – важная социальная задача. По мнению ректора, надо решать ее планомерно, с участием всех подразделений университета. Хорошим примером может служить I гуманитарный корпус, где наведением чистоты недавно занялась специальная приглашенная фирма. Ситуация в корпусе заметно меняется в лучшую сторону. Виктор Антонович считает, что вскоре так же нужно поступить и с другими учебными корпусами.

Более сложная проблема – вообще культура поведения. И здесь многое необходимо сделать для воспитания молодых членов нашего университетского коллектива. Например, казалось бы, такой простой вопрос, как курение. «Никто не отменял приказ о запрете курения, но как он выполняется – вы видите сами, – сказал Виктор Антонович. – Никак не реагируя на это, оттягивая принятие решительных мер, мы тем самым пренебрегаем здоровьем наших студентов и преподавателей. Пора взяться за борьбу с курением всерьез. Тем более, что на ряде факультетов эта проблема решена».

Ректор предложил с этого лета строго ограничить места для курения, локализовав его на балконах, в помещениях со специально оборудованной вентиляцией и на улице. И строго спрашивать с нарушителей.

Виктор Антонович привел слова А.П. Чехова, выпускника Московского университета: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Он подчеркнул, что наша задача – сделать так, чтобы в нашем университете все было прекрасным: студенты – талантливыми и трудолюбивыми, преподаватели – знающими и увлеченными, ученые – творческими и продуктивными, оборудование – современным и первоклассным, учебные корпуса – чистыми и удобными, территория – благоустроенной и красивой.



Заканчивая свой доклад, В.А. Садовничий сделал следующие выводы.

У нас есть серьезные достижения, и празднование юбилея это показало. Московский университет занимает лидирующие позиции в мировом образовательном пространстве. В университете создана стабильная и комфортная обстановка. Университет оказывает серьезное влияние на политику в области образования и науки в стране.

Но: наше будущее определяется тем, насколько оперативно и решительно мы наметим адекватные пути нашего дальнейшего развития.

Мы обязаны подняться на качественно новый уровень развития образования, осваивать и эффективно использовать все возможности, предоставляемые новейшими технологиями. Мы должны обеспечить непрерывное качественное фундаментальное образование, отвечающее современным потребностям как общества в целом, так и отдельно взятой личности.

Мы обязаны создать адекватные условия для научной деятельности, сохранить и развивать научные школы, добиваться выдающихся новых научных результатов. Мы обязаны создать инфраструктуру, позволяющую превращать эти результаты в новейшие технологии.

Мы обязаны вести себя активно, наступательно на мировом рынке образовательных услуг, укреплять позиции МГУ как признанного в мире лидера университетского образования с большим числом иностранных учащихся.

Мы обязаны сделать университет более открытым обществу. Помогая обществу, мы можем рассчитывать на ответную помощь и поддержку.

Мы обязаны улучшить управление университетом, опираясь на демократизацию университетской жизни и добиваясь оптимизации управленческой деятельности.

В последнее время часто обсуждается вопрос о роли и статусе университетов: составляют списки ведущих университетов, публикуют многочисленные рейтинги, основанные на самых разных критериях, говорят об исследовательских университетах, национальных университетах. Ректор выразил уверенность, что, какие бы названия, квалификации и рейтинги ни предлагались, у нас свое, высшее звание – Московский университет.

В.А. Садовничий подчеркнул, что МГУ занимает особое место – и в образовании, и в науке, и в жизни общества, и в жизни стольких людей – а их не сосчитать: всех, кто за 250 лет имел возможность впитать вместе с науками особый, незабываемый дух Alma Mater. И эта уникальная роль Московского университета, его место в неформальной табели о рангах принадлежат ему не по праву первородства, а по заслугам всех, кто работал и учился в Московском университете, его замечательных профессоров и преподавателей, выдающихся ученых, всех его выпускников, прославивших университет. В заключение ректор В.А. Садовничий сказал: «Сегодня все мы продолжаем святое дело служения образованию, науке и культуре, служения Отечеству, которое нам завещали наши великие предшественники. От нашей верности традициям, помноженной на творческий поиск нового и самоотверженную работу, зависит будущее Московского университета, будущее науки и образования России.

Да здравствует Московский университет!».

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Повестка дня

Поздравляем

Наши выпускники

Образование

Конкурс «Студент-корреспондент»

Поэты МГУ

Мнение

Студентка

Новости науки

Новости Москвы

На главную страницу