№ 31 (4136)
сентябрь 2005

Несколько слов о математике и механике

Думаю, не только первокурсникам интересно будет почитать о том мехмате, каким он виделся 30 и 40 лет назад. Начнем, пожалуй, с авторитетов. Вот, что мы обнаружили в апрельском номере нашей газеты за 1975 год: статью крупного российского математика, основателя советской школы теории вероятности Андрея Николаевича Колмогорова «Путь в математику». Как ни странно, его мысли нисколько не устарели, как впрочем, и сама математика. Опередим вопрос: «А как же механика?» – о ней чуть позже. Механика – более специфический предмет, нежели математика, так как отдельно не преподается со школьной скамьи, и путь к этой научной области не так прямолинеен, как у чистой математики, и требует дополнительных предпосылок. Но об этом после Колмогорова. Итак, что же он писал.
Путь в математику открыт

А.Н. Колмогоров
Велико число школьников, с увлечением решающих трудные математические задачи. Школьные математические кружки, кажется, по числу участников превосходят кружки других специальностей. Тем не менее, число школьников, которые после школы решаются выбрать математику своей специальностью, в частности, попробовать поступить на математическое отделение Московского государственного университета, недостаточно. По-видимому, это объясняется разными причинами. Одни думают, что для профессиональной работы математика нужны какие-то совсем необычайные способности и считают свои недостаточными. Другие не совсем ясно представляют себе, что делают математики по окончании университета. Наконец, некоторых смущают разговоры о том, что математиков чуть ли уже не заменили вычислительные машины, что, если уж заниматься математикой, то только «вычислительной».
Убедиться в том, что ваше увлечение математикой достаточно серьезно и длительно, конечно, важно. Я бы особенно подчеркнул необходимость того, чтобы изучение математических рассуждений и выводов и работа над решением математических задач доставляли вам непосредственное удовольствие. Чтобы вы были чувствительны к красоте математических теорем, или их доказательств. Законно радоваться своему собственному остроумию в решении олимпиадных задач, но более глубокой должна быть радость от постижения объективных математических закономерностей, кем бы они ни были найдены.
Успехи на математических олимпиадах, конечно, должны подкреплять ваше желание стать математиком. Но даже полное отсутствие таких успехов не должно чрезмерно обескураживать любящего серьезно математику и чувствующего свою способность в ней много и серьезно работать. Многие из самых крупных математиков (академики П.С. Александров, А.И. Мальцев и другие), познакомившись с современными олимпиадными задачами, говорили, что в своей юности решить их в ограниченный срок не смогли бы, более того, что они их совсем бы не увлекали бы, так как чаще всего искусственны и требуют для решения остроумия, а не глубины мысли.
[…] Большинство выпускников математического отделения занимается не «чистой математикой», а прикладной […] На математическом отделении студент идет от изучения математики к пониманию путей ее применения в естествознании и технике и лишь за этим – к овладению вспомогательными средствами машинных вычислений, которое, кроме принципиальных основ, частично переходит уже на период работы после окончания. Но математическое отделение как менее специализированное, оставляет большую свободу выбора дальнейшего пути.
[…] Я думаю, что мысль о том, что математика открывает путь к работе в самых различных смежных науках, вполне актуальна и для нового поколения поступающих в университет.
Академик А.Н. Колмогоров, 1975 год
Теперь о механике. К данной области науки нужен более детальный подход. Здесь уже необходимо отдавать себе отчет, о какой именно механике идет речь: о механике твердых тел или – жидкости и газа. Таким образом, ее можно разделить на «твердую» и «жидкую». Не найдя на страницах газеты «Московский университет» подобной универсальной лекции по механике, допустим, написанной выдающимся ученым в области механики сплошных сред Леонидом Ивановичем Седовым, мы прибегнули к отзыву аспиранта этого отделения, учившегося в 1965 году. Однако это не значит, что ученые этой области не затрагивали вопрос о пути в механике, даже, наоборот, о ее развитии и путях познания было написано немало книг. Просто мы хотели представить вашему взгляду то, что нам удалось найти, «листая подшивки» нашей газеты.

Инженер? Нет, ученый.
Механика… С этим словом связано очень много понятий и еще больше – специальностей. Многие из вас наблюдали стремительный полет скоростных реактивных истребителей, все знают о том, что в неведомых просторах Вселенной двигаются межпланетные автоматические станции и искусственные спутники Земли. Многие слышали и читали о крылатых кораблях, скользящих с огромной скоростью над водой на подводных крыльях или воздушной подушке. Что такое самолет, ракета, корабль или что такое работа конструктора и инженера – это известно многим, но мало кто знает о науке, которая представляет собой теоретическую основу этой работы, о механике и о профессии ученого-исследователя механика.
Механика – это наука о движении. Ее законы позволяют с помощью математических уравнений решать вопросы о движении самых разнообразных тел или систем в тех или иных условиях. Будь то ракета, которая движется под действием реактивной силы и притяжения планет, или поток воздуха под днищем летающей машины, или плазма, ионизированный газ.
Механика представлена двумя большими разделами. Во-первых, механика отдельных тел и систем и, во-вторых, механика сплошных сред, изучающая движение газов, жидкостей или других деформирующихся сред.
К первому разделу относятся, например, небесная механика, рассматривающая движение космических тел и спутников […] Типичными представителями механики сплошных сред являются задачи гидроаэромеханики, теория упругости и пластичности, к которым приводят огромное большинство практических задач.… В последнее время механика успешно изучает движение электропроводящей жидкости и плазмы.
Механика прошла большой путь. Но она ни в коем случае не является законченной наукой […] Тем, кто поступит на наш факультет, предстоит интереснейшая, полная творческая работа.

М. Лурье, аспирант мехмата 1965 года

Итак, мораль этого обзора такова: ни механика, ни математика не потеряли своей ценности с годами. Значит, эти науки вечные!

Материал подготовила
Василина Тагирова, наш корр.

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Поздравляем

Память

Университетская библиотека

Мир науки

Университетские дилоги

Студентка

Твоя жизнь, студент

Новости Москвы

Новости науки

Отдых

Почтовый ящик

Флюс

На главную страницу