№ 25-26 (4174-4175)
август 2006

Учебный эксперимент «География: третье измерение»

История воздухоплавания началась 5 июня 1783 года. Именно в этот день тепловой шар, или аэростат, сконструированный братьями Этьеном и Жозефом Монгольфье, поднялся на высоту 500 метров и продержался в воздухе около 10 минут, пролетев при этом расстояние в 2 км. Через 20 лет французский воздухоплаватель Гарнерен совершил полет в небе над Россией. Это был первый официально зарегистрированный полет в России. Уже 20 сентября 1803 года Гарнерен и Обер совершили полет над Москвой. В этом году, таким образом, исполняется 203 года воздухоплаванию в России. В то время воздухоплавание было активно поддержано научной российской общественностью. Вероятно, ей удалось рассмотреть в этом новые формы и методы научных исследований. В 1804 году по инициативе Российской академии наук во славу русской науки был осуществлен полет на воздушном шаре. «Главный предмет сего путешествия состоял в том, чтобы узнать с большей точностью о физическом состоянии атмосферы и о составляющих ее частях», — писал академик Я.Д. Захаров. Аэростат был оснащен научной аппаратурой (барометрами, термометрами, электрометрами, компасом, хронометром, хрустальной призмой). В полете удалось провести некоторые опыты. В частности, было выяснено, что на каждые 100 м высоты температура падает на 0,75 градуса. С помощью призмы определялась видимость предметов на земле. После этого полеты на воздушном шаре с научными целями возобновились только в конце XIX века. В 1887 году поднялся над землей Д.И. Менделеев, а чуть ранее, в декабре 1880 года, по инициативе Дмитрия Ивановича был основан специальный (VII) воздухоплавательный отдел Русского технического общества. Отдел занимался метеонаблюдениями с использованием воздушных шаров в течение нескольких лет. Таким образом, «крестным отцом» русского научно-образовательного воздухоплавания был профессор Петербургского университета — Дмитрий Иванович Менделеев.

Период возрождения воздухоплавания относится к середине прошлого века и связан с программой NASA по развитию и использованию тепловых аэростатов. В настоящее время в мире выпускается более 600 аэростатов ежегодно. В 1988 году еще в СССР несколько организаций приступили к их проектированию и выпуску. Первый аэростат, спроектированный и построенный в современной России, поднялся в воздух на Тушинском аэродроме 28 июля 1989 года, более чем через 100 лет после первых полетов аэростатов в России. Первые спортивные соревнования и фиесты (встречи воздухоплавателей) начали проводиться в России с 1990 года. В настоящее время центром воздухоплавания является Федерация воздухоплавания России. Ежегодно проводятся спортивные соревнования — чемпионаты России, Кубок России, европейские и мировые первенства (последние под эгидой Международной авиационной федерации — ФАИ). В настоящее время общее количество тепловых аэростатов России не превышает 100 (для сравнения в США их насчитывается более 7 000, а в Германии — свыше 1 500). Действующих же пилотов тепловых аэростатов в России пока меньше, чем космонавтов — всего 40–50 человек.

Вспоминая Д.И. Менделеева и возрождая забытые университетские традиции, следует иметь в виду, что мы живем в начале третьего тысячелетия. В связи с этим использование тепловых аэростатов в качестве новых форм и методов получения научной информации в наше время не столь эффективно, как во времена Д.И. Менделеева. Однако при наиболее полном развитии различных (в том числе аэрокосмических) дистанционных методов исследования научное использование тепловых аэростатов окончательно не утратило научного значения. Полет на тепловом аэростате просто не использовался, не реализовывался как форма научного познания. Однако, предпочтительнее в настоящее время рассматривать полеты на тепловых аэростатах, воздухоплавание, прежде всего, как новую форму образования, обучения. В настоящее время ни в одном университете мира обучение в полетах на тепловых аэростатах не используется. В связи с этим на географическом факультете МГУ был организован и проведен учебный эксперимент «География: третье измерение». Целью эксперимента было определение возможностей и эффективности использования тепловых аэростатических летательных аппаратов в практике университетского географического образования. Учебный эксперимент был осуществлен совместно географическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова, Русским географическим обществом, Федерацией воздухоплавания России.

В период с 30 июня по 5 июля 2006 года были осуществлены свободные полеты и полеты «на привязи» в районе Сатинского учебного полигона географического факультета МГУ в Боровском районе Калужской области. В свободных полетах принимали участие три тепловых аэростата, относящиеся к классам AX–7 и AX–9 (по международной классификации). В полетах приняли участие пилоты Федерации воздухоплавания России, сотрудники и преподаватели географического факультета МГУ, которые и будут в дальнейшем оценивать возможности использования аэростатов в учебном процессе. В случае положительного заключения уже на следующий год в полетах, вероятно, смогут принять участие и студенты. Мероприятия проводились под непосредственным контролем декана географического факультета, член-корреспондента РАН Н.С. Касимова. Большую помощь в организации и проведении эксперимента оказали заместитель декана географического факультета по учебной работе А.В. Бредихин, заместитель декана по учебным практикам А.В. Панин, начальник учебной практики географического факультета на Сатинском полигоне А.А. Сучилин и начальник Сатинской учебной базы Д.С. Барышников.

Впервые за более чем 250-тилетнюю историю Московского университета в небо поднялись преподаватели географического факультета, чтобы оценить возможности использования аэростатов при подготовке студентов-географов. В полетах приняли участие А.В. Панин, А.А. Сучилин, а также руководители практик по геодезии и картографии, гидрологии, геоморфологии, рекреационной географии — всего 6 преподавателей и сотрудников географического факультета. В целом, преподаватели и студенты (выступающие в качестве наблюдателей) крайне одобрительно оценили эксперимент и выразили надежду на внедрение полетов на тепловых аэростатах в практику географического образования. Репортажи с места событий демонстрировались по многим телевизионным каналам. Информация об эксперименте будет размещена на сайтах географического факультета МГУ и Федерации воздухоплавания России.

Нельзя недооценивать значение осуществленного эксперимента. На Сатинском учебном полигоне учебной практикой завершается первый учебный курс студентов географического факультета МГУ. Практики проводятся по таким географическим дисциплинам как метеорология, геоморфология, геодезия и картография, ландшафтоведение, гидрология, биогеография и др. Использование тепловых аэростатов в данном случае предоставляет, например, возможность как непосредственной эстетической оценки ландшафтов, так и инструментального определения, например, метеорологических параметров (барометрическое давление, температура, влажность и т. д.) по высотам, составлению вертикальных профилей метеорологических элементов. Тепловой аэростат, оснащенный современной цифровой фото- и видеоаппаратурой, дает возможность создавать крупномасштабные аэрофотоснимки района учебного полигона. Подобная аэрофотосъемка долины р. Протвы, овражной сети, распространения лесных массивов и других объектов дает возможность как для получения нового материала для изучения динамики геоморфологических процессов, растительного покрова и динамики ландшафтов, так и для изучения географических систем и процессов. Кроме того, с использованием аэростатов формируется новое географическое мировоззрение, связанное с практическим использованием новой в учебном процессе точки зрения (вертикального ракурса) на географическую реальность. Все это, с учетом возникающего в «летающей аудитории» позитивного эмоционального восприятия, может способствовать повышению качества и эффективности университетского географического образования, что приобретает особую значимость в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Образование».

Важным также является то, что для реализации учебного эксперимента привлекаются источники внебюджетного финансирования.

Эксперимент по определению возможностей использования аэростатических летательных аппаратов в практике российского и, вероятно, мирового географического университетского образования проводится впервые, и если он в дальнейшем получит поддержку руководства географического факультета и университета, то Московский университет будет обладать первым опытом и приоритетом в этой новой форме географического образования. В этом случае, в следующем году в эксперименте, вероятно, смогут принять участие и другие факультеты Московского университета.

В.М. Федоров,
руководитель эксперимента, вед. н. с. географического факультета
А.М. Залиханов,
заместитель руководителя эксперимента, ст. н. с. географического факультета

Первая полоса

Редакторская колонка

Дела профсоюзные

Твоя жизнь, студент

Наука и практика

Мнение

Поздравляем

К 300-летию Ботанического сада МГУ

На пользу науке

Университетская кухня

ФЛЮС

Студентка

Новости Москвы

На главную страницу