№ 28 (4177)
сентябрь 2006

Летняя сказка в МГУ

Солнце, море, общение, спорт, домашняя еда — мечта, пожалуй, каждого человека, уставшего от постоянных будней, суеты и духоты большого города. Летняя студенческая сказка МГУ для многих неотъемлемо связана с черноморским побережьем России, с живописным уголком природы, ловко примостившемся у подножья Кавказских гор между г. Туапсе и пос. Лазаревское. Летний лагерь «Буревестник» — пристанище для утомленных учебой и сдачей сессий студентов и аспирантов МГУ. За четыре трехнедельные смены (с начала июля до начала сентября) южной сказкой успевают насладиться более двух тысяч человек. «Буревестник» стирает межфакультетские границы, невольно существующие во время учебного года. Экономисты и представители ВМиК перестают одаривать друг друга двусмысленными взглядами при входе в одну (!) дверь столовой или жилых корпусов. Историки и философы, забыв о судорожном закрывании друг перед другом лифтовых дверей, не без интереса начинают общаться. Вечно бледные представители мехмата наконец-то забывают о неугомонном параде чисел и формул, приобретая здоровый румянец под ласковым южным солнцем. Даже физики и химики прекращают многолетний спор «к кому ближе находится памятник М.В. Ломоносову».

Практически бесплатная (300 р. за страховку) возможность попробовать чудодейственное лекарство под названием «Буревестник» предоставляется каждому бюджетному студенту. Увы, но официально эта возможность единственная: если появится желание побывать в Бур’е (как многие кратко называют лагерь) еще раз — придется выкупать путевку за полную стоимость (9–10 тыс.рублей в 2006 г.). Как известно, в России больше, чем в любой другой стране мира, исключений из правил; порой даже кажется, что правил не существует. В связи с этим особо жаждущие и неугомонные студенты умудряются дважды (а то и трижды) посетить «Буревестник» по льготной путевке, расплата за которую происходит зачастую посредством огромной потери нервных клеток и личного времени.

Стандартное получение путевки заключается в следующем: один–два человека с факультета/группы, чья душа окончательно устала без новых впечатлений, уговаривают всеми мыслимыми и немыслимыми способами друзей и знакомых поехать в Бур. Как результат, согласие дают еще три–четыре человека. Теперь главное не пропустить сроки подачи заявлений (на многих факультетах объявления не вывешиваются, так что стоит настойчиво узнавать нужную информацию в профкоме). Дальнейшая судьба путевки в руках «сильных мира сего»: в мае определяются списки участников летней спартакиады (именно под такой эгидой и проходит «Буревестник»). Списков два: основной и резервный, причем зачастую студенты из последнего все-таки получают заветные бумаги. Завладев путевкой и прочитав, как это водится, только то, что написано самым крупным шрифтом, обладатели «ценных бумаг» выкупают билеты на поезд. Незаметная на первый взгляд надпись «при себе иметь медицинскую справку» не «цепляет» взгляд большинства студентов, поэтому самым актуальным вопросом по прибытию в лагерь становится «а что будет, если справки нет?». С пониманием того, что у 70% отдыхающих она отсутствует, приходит долгожданное успокоение. Но обо всех кругах ада регистрации по прибытии чуть ниже.

Над курьезами РЖД остается только смеяться, так как изменить что-либо в ближайшем будущем не представляется возможным. Доверчивость и широта души проводников привели к тому, что при посадке и дальнейшей регистрации билетов паспорта пассажиров не проверяются. Это на фоне деятельности авиакомпаний! К примеру, при перелете из Южно-Сахалинска во Владивосток документы проверяются и при посадке и по прилете — хотя, казалось бы, кто пассажира подменит в воздухе?!

По прибытии в г. Туапсе или пос. Лазаревское студентов ждет преодоление очередного этапа достижения заветного лагеря: полчаса на электричке, на автобусе или на частной машине. В любом случае, обрывистые склоны предгорий Кавказа и петляющие по ним дороги, на поворотах которых местные водители предпочитают набирать скорость, никого не оставят равнодушными. На одном из таких склонов и разместился «Буревестник», состоящий из двух отделений: «Буревестник–2» и «Буревестник–3». В последний официально селят студентов с льготными путевками. Жилых корпусов два: первый этаж — обитель мужской половины отдыхающих, второй этаж — женской, комнаты рассчитаны на 3–5 человек. Второе отделение лагеря — мир уютных деревянных домиков с двух-, трехместными комнатами — пристанище студентов, приехавших по путевкам за полную стоимость. Хотя многие из них предпочитают жить в третьем Бур’е, где проводятся спортивные соревнования, вечерние дискотеки, представления.

Итак, в первые дни новой смены лагеря у регистрационного корпуса, где происходит расселение и выдача талонов на питание, беспорядочно толпятся утомленные дорогой студенты. При виде такого количества людей с годовым запасом багажа у слабо различимого дверного проема у многих (особенно у тех, кто живет в общежитии) может возникнуть (и возникает) только одна мысль: «О, Боже! Это расселение!». Постепенно желание поселиться в двушку–трешку конкретного корпуса сменяется более скромной мечтой получить ключи хоть от какой-нибудь комнаты. Все хорошо, что хорошо кончается: регистрация и расселение происходят довольно быстро. Тем более что не лишенным чувства юмора студентам не дает скучать «настенное творчество» администрации. Так уж повелось, что пунктов «запрещено» при регламентации любой общественной деятельности, будь то отдых или работа, куда больше того, что все же разрешено. Один из таких пунктов вызвал немалый интерес у новоприбывших: «запрещается мешать движению электропоездов»…

Распорядок жизни в «Буревестнике» весьма демократичен: студенты занимаются тем, что их душа пожелает. Нет ни обязательного подъема, ни отбоя. Единственное, завтрак начинается в 8 и 9 часов утра (питание организовано в две смены), а в час ночи корпуса третьего отделения закрываются и усиленно охраняются людьми в форме. Последнее обстоятельство не мешает дождавшимся заслуженного отдыха проникать в собственные комнаты. Этому способствуют добрые отношения с представителями охраны и наличие практически во всех комнатах балконов, предусмотрительно спроектированных архитекторами. Неудобство вызывает лишь наличие одного ключа от комнаты, его часто оставляют в гладильной, которая открыта в любое время суток и располагается на первом этаже корпусов «Буревестника–3». Во втором отделении все много демократичнее, отдыхающий в полной мере сам себе хозяин. Умиление вызывают некоторые душевые с незакрывающимися дверями и горячей водой, текущей из крана для холодной.

Стоит отметить мастерскую работу поваров, которые готовят очень вкусно. Однако ни хлебом единым сыт человек, а «подпиткой» организма солнцем, морем и новыми впечатлениями. Путь к морю состоит из множества бетонных ступеней, которые выполняют функцию тренажера, становясь под конец смены местом всенародных пыток — преодолеть не трудно, но очень однообразно. Галечный пляж, недремлющая работа спасательной службы, уютная беседка с деревянными шезлонгами, — все это неотъемлемые атрибуты черноморского побережья «Буревестника», как и приветливые лица местных жителей, готовых за несколько купюр расстаться с собственным детищем — вином. Действительно ли оно многолетней выдержки, из многочисленных сортов винограда — неизвестно, но покупать его точно не стоит (проверено!). Наслаждение водной стихией лазурного Черного моря нередко напоминает плавание с препятствиями. Но и в этом есть свои плюсы: отдыхающие в сжатые сроки профессионально осваивают искусство ныряния и продолжительного плавания под водой, что гармонично вписывается в рамки спартакиады. Соревнования проводятся по различным спортивным дисциплинам: волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, плавание на открытой воде. В борьбе за первенство участвуют как любители, так и команды факультетов, совмещающие в «Буревестнике» отдых и ежедневные тренировки.

Немалый ажиотаж среди отдыхающих вызывают вечерние занятия танцевального коллектива «Грация» под руководством Виталия Лещенко. Стоит отблагодарить неутомимого В. Лещенко, который единственный среди других тренеров проводит занятия не только для своей группы, но и обучает искусству танца всех желающих. А вот экскурсионным туризмом мастерски заведует выпускник географического факультета МГУ кафедры геоморфологии и палеогеографии, человек открытый и обладающий прекрасным чувством юмора Владимир Ведяйкин. Организуемые им экскурсии способны удовлетворить самый взыскательный вкус: конные прогулки по горам, 33 водопада (с продолжительной дегустацией вин), рафтинг, «каньонинг», экскурсии в тисо-самшитовую рощу, в Абхазию на оз. Рица, в пещеры и т. д.

Доступные цены, красота природы и излюбленная фраза Владимира «главное, чтоб вы улыбались» делают экскурсии неповторимыми и незабываемыми.

Вечерний досуг отдыхающих весьма разнообразен. Оздоровительные занятия спортом, покорение необъятных просторов побережья Черного моря к вечеру сменяются массовым общением студентов под лозунгом «обострение восприятия окружающей среды». Излюбленным местом вечернего паломничества является кафе «Дубок», расположенное в третьем отделении «Буревестника». Особо увлекательным является экстренное проникновение в закрытый на ночь корпус.

Звание же самых благородных футбольных болельщиков заслужили отдыхающие первой смены «Буревестника» 2006 года. На время нашумевшей финальной встречи Франция–Италия лагерь будто вымер. Лишь изредка раздавались торопливые шаги по направлению ко второму корпусу «Буревестника–3», где в холле, в коридоре, на ступеньках у скромно приютившегося в углу телевизора разместились в жажде зрелищ студенты. Воистину, справедливо мнение, что студенты — особая категория людей. Приверженцы разных футбольных школ, люди, попросту желающие быть свидетелями исторического события, вперемежку почти бесшумно с нескрываемым интересом следили за полетом мяча и мельканием многочисленных стоп. Периодически проходящая звуковая волна являлась не столько результатом попадания мяча в ворота, сколько наличием «острых моментов» на поле, то есть определение счета игры по возгласам болельщиков не представлялось возможным. Пик выработки адреналина у наблюдающих за игрой наступил во время серии пенальти, но и без того «накормленный» гормоном мозгового слоя надпочечника (коим и является адреналин) организм студентов вскоре прекратил его выработку. Так что через 5–7 минут по окончании «футбольного праздника» на время остановившаяся жизнь «Буревестника» вновь закипела. Двухчасовым затишьем воспользовалась и утомленная круглосуточным бодрствованием студентов администрация, уютно расположившись в местной шашлычной.

Администрации лагеря заслуживает искреннего восхищения; удивляет самоотдача и самоотверженность, с которыми претворяется в жизнь небезызвестный принцип «все для студента».

Постоянные «отцы» и многочисленные дети «Буревестника», насладившись сказкой под названием «Летняя спартакиада в объятиях южного солнца» (или вернее «Безудержное удовлетворение годовой потребности отдыха»), не без сожаления провожают взглядом из вагона поезда Сочи–Москва тающие вдали предгорья Кавказа. Но блестящие среди морской гальки монеты являются безмолвным и неопровержимым доказательством того, что сказка неоднократно повторится!

Надежда Пупышева, наш корр.,
фото автора

 

Отдых с маленькой буквы

Есть «Отдых» с большой буквы: море, солнце, пляжи, Черное море, Греция, Турция… Продолжать можно долго. К сожалению, все эти красивые слова не вызывают ни трепета, ни восторга в моем сердце. Все просто: я никогда не была на юге, потому что с младенческого возраста проводила летние месяцы в деревне, в средней полосе России…

Но и сейчас, когда лето превратилось для меня в четырехнедельный отпуск, когда мы с двухлетней дочерью, шестилетним племянником, лучшей подругой и ее трехлетним ребенком жили в обычном деревенском доме без водопровода и особых удобств, я, представьте, отдыхала и, что самое удивительное, отдохнула!!! (Хотя — еще бы две недельки!..)

И погода-то была так себе, и дети нас периодически «доводили», и готовить надо было много (особенно когда на выходные приезжали родственники-мужья)…

Еда — вообще отдельная тема. Не верьте, что в деревне все продукты — исключительно со своего огорода! По-моему, это целая «философская проблема». Даже я со своей страстью к «здоровой пище» так и не смогла побороть желания съесть какую-нибудь «гадость». А что уж говорить о коренном населении! В страшном сне вам не приснится, что ежедневно покупают люди в местном «супермаркете», расположенном на веранде обычного дома, и еженедельно — на импровизированной ярмарке под открытым небом… И это при изобилии свежего молока, творога, зелени, овощей…

Но вернемся к дачникам, т. е. к нам, обреченным рано или поздно покинуть этот тихий уголок… Мелкая речушка, но — каждый день! — шикарные закаты. Казалось бы, привычные березы и кусты жасмина, но какие соловьи! Неприметные домики, старые усадьбы, разбитые дороги, но — пушкинские места! (Однако это тема для отдельного разговора.)

Здесь — постепенно — мою душу наполняет покой. И уже не верится, что все это оборвется: скоро в город. И еще долго не сможет подруга запечатлеть в пастели или в масле такой дорогой сердцу пейзаж. И не смогут дети гулять все время, пока не спят. И не смогу я опять прийти к бабушке, чтобы просто поболтать…

Конечно, все хорошее заканчивается или должно… Но, честное слово, дает огромные силы! Рябинок грозди наливные,
Как свечи, в рощице моей.
Берез седины золотые
Висят среди густых ветвей.

Последний миг! Закат. И август
Вершины елей опалил.
Но дунул ветер — все погасло.
А вечер в памяти застыл…

Светлана Черкессова, наш корр.
Фото shunk.ru

Первая полоса

Пресс-служба

Громкие имена

Вести МГУ

Твоя жизнь, студент

Личное мнение

Поздравляем

К 300-летию Ботанического сада МГУ

На пользу науке

Новости науки

Отдых

ФЛЮС

Университетская кухня

Новости Москвы

На главную страницу