№ 7 (4198)
февраль 2007

«Малая академия МГУ»

А.В. Михалев о проекте «Малая академия МГУ»
Ни для кого не секрет, что уровень среднего образования в нашей стране снижается. Развитие этой тенденции — следствие целого ряда причин: от низких зарплат учителей и качества учебников до растворения в закономерностях XXI века убежденности в необходимости постоянного и глубокого изучения различных предметов. Довольно резонно в этом смысле отметил занимающийся на «отлично» ученик восьмого класса: «Зачем просиживать днями за учебниками? Даже родители часто только с третьего раза понимают, что там написано. Все равно всего не запомнишь, а Интернет и книги-шпаргалки — лучшие помощники». После таких рассуждений становится, как минимум, печально и тревожно. Попытка разорвать этот замкнутый круг — нелегкая задача, к которой 15 февраля с энтузиазмом приступили профессора, преподаватели, сотрудники МГУ им. М.В. Ломоносова. Именно в тот день в Музее землеведения МГУ, расположенном на семи этажах (24–31) Главного здания, состоялось торжественное открытие курсов повышения квалификации «Педагогика и психология развивающего образования» в рамках окружной экспериментальной площадки «Малая академия МГУ им. М.В. Ломоносова как форма социального партнерства в подготовке к профессиональной деятельности в сфере науки и высоких технологий». По словам декана факультета дополнительного образования проректора МГУ А.В. Михалева, «проект призван оказывать содействие в отработке моделей развивающего образования, в повышении уровня подготовки школьников, проявляющих интерес к творчеству в сфере науки и высоких технологий, а также в повышении квалификации преподавателей, работающих с одаренными школьниками». Официально проект был заявлен ректором МГУ еще 27 июня 2006 года, но вплотную к реализации подошли лишь недавно. Плодотворная работа требует прочного фундамента.

Итак, проект «Малая академия МГУ», научным руководителем которого является профессор факультета психологии Ю.А. Самоненко, на первом этапе предполагает работу по естественнонаучному направлению. Двадцать шесть учителей средних образовательных школ, гимназий Западного административного округа Москвы (что обусловлено расположением близ Московского университета) на протяжении семидесяти двух часов в течение нескольких недель будут ознакомлены с основными научными положениями, проблемами, аспектами географических, геологических, биологических, почвенных наук ведущими специалистами соответствующих факультетов МГУ. В Институте ядерной физики учителям предстоит углубиться в проблемы ближнего космоса, в Астрономическом институте (ГАИШ) — в вопросы дальнего космоса. В программу курсов включены и тестово-аналитические занятия по психологии. Р.Н. Нечаева (факультет психологии МГУ) поделится опытом проведения комплексной психологической оценки школьников: «Прежде чем заниматься с детьми, необходимо провести диагностику, чтобы развить их потенциал в полной мере». Как заметил А.В. Михалев, «нужно разрушить барьер отсутствия интереса школьника к тому или иному предмету».

Безусловно, экзамены и олимпиады важны, но развивать творческий потенциал школьников необходимо. В связи с этим в рамках проекта «Малая академия МГУ» предполагается организация научного руководства исследовательской и проектной деятельностью учащихся представителями Московского университета. По словам участницы проекта, «нам важно через педагогов ввести детей в научную работу. Отрадно, что начинается такое партнерство, ведь есть масса направлений, по которым мы можем сотрудничать с МГУ».

По завершении торжественного открытия программы академик РАЕН доктор геолого-минералогических наук Е.П. Дубинин провел первое занятие, рассказав педагогам о внутреннем строении Земли, процессах возникновения гор, минеральных ресурсах, экологических проблемах.

Сейчас программа осуществляется лишь во взаимодействии с ЗАО столицы (стоит заметить, бесплатно); в будущем году, вероятнее всего, проект будет реализован по всей России, в странах СНГ. Однако в любом начинании должен быть взаимовыгодный аспект. Будем надеяться, что реализация проекта поспособствует повышению качества среднего образования, заинтересованности школьников в обучении. Тогда и желание МГУ увеличить численность учащихся более чем в два раза совпадет с возможностью набора «качественных» студентов. Как говорится, хочешь, чтоб все было красиво — сделай это сам. Действительно, не может же Московский университет в рамках увеличения числа студентов брать, так сказать, всех подряд — нужны достойные абитуриенты. По словам профессора факультета наук о материалах Ю.Н. Коренева, перед факультетом стоит проблема набора «не просто студентов, но сильных студентов». К примеру, парадокс ФНМ заключается в том, что при наборе 25 человек на курс и преподавания очень сложной программы факультет практически не получает школьников из столицы («видимо, Москва не дотягивает»).

Повышение квалификации, как и определение индивидуальной траектории развития необходимо каждому специалисту, каждой личности. «Первые тренеры — это учителя, мы лишь вводим ребят в большую науку. Неразрывная связь между профессорами Московского университета и преподавателями средней школы — незыблемое кредо МГУ», — сказал А.В. Михалев.

Отрадно, что в то время, когда многие пытаются удержаться на достигнутом уровне, МГУ неустанно и безбоязненно реализует новые идеи, программы, проекты. Каков будет итог, покажет время. Как говорится, кто не рискует…

Надежда Пупышева, наш корр.

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Крупным планом

Будни и праздники университета

На пользу науке

Объявление

Исторический экскурс

Твоя жизнь, студент!

Академия панэстетизма

Спорт

Неравнодушный взгляд

01

Лирики и физики

Студентка

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу