№ 9 (4200)
март 2007

Рубрику ведут
Рита Поклад и Саша Голубь
lyricphysic@mail.ru

 

Музыка

Сентиментальное размышление

Не так давно я услышала от одной пожилой родственницы, что очень многое в жизни она, по ее мнению сделал не так, об этом сожалеет и, будь у нее возможность вернуться в прошлое, она исправила бы свои ошибки. Я подивилась подобному ходу мыслей, поскольку не жалею ни о чем и, более того, «благословляю все, что было, / Я лучшей доли не искал…». Не потому, что моя жизнь — сплошная череда триумфов. Здесь не место объяснять все же почему — этому вопросу можно посвятить философский трактат. Вспомнила я об этом разговоре только потому, что, сев за написание этого текста и раздумывая, что же я могу сказать о музыке, поняла: эту статью надо начать слов: «Единственное, о чем я сожалею, — это о том, что я не музыкант». Это следует понимать так. Кого из нас в детстве не угнетали воспитанием! Особенно музыкальным… Чаша сия не миновала и меня. Правда, стоит уточнить, что в моем случае идея податься в музыкальную школу принадлежала мне, и вызвала активное сопротивление со стороны родителей: в то время я уже училась в художественной школе, и они опасались за мою успеваемость в общеобразовательной. Но, как известно, препятствия на жизненном пути встречаются нам лишь для того, чтоб выковать в нас железную волю… Через два месяца мне купили «инструмент». Он называется «Смоленск», и, когда я навещаю родные места, окрестности оглашаются по вечерам чем-то похожим на вокальные экзерсисы с музыкальным сопровождением. В школьные годы, когда у нас были «окна» или возникала возможность прогулять «физру», мы с одноклассницами собирались у меня (благо я жила буквально под окнами родной школы) и предавались прекрасному. «Инструмент» видывал виды. Он был немым и не только немым соучастником увеселительных мероприятий, когда музыка (к моему глубокому прискорбию… но что поделать: такова жизнь!) отождествляется с принципом «без бокала нет вокала», а также свиданий при свечах — на заре моей туманной юности в таких ситуациях слушательницей оказывалась я.

Школа закончилась. Вместе с ней — моя сценическая деятельность. Новый жизненный цикл ознаменовался поселением в одну из комнат ДАСа. В комнате одного из моих одногруппников натурально было фортепиано, и один из его соседей-эстетов натурально музицировал после шести пар в универе. Ну, мое окружение было проще, демократичнее… Так в мои руки попала гитара. Правда, первые навыки игры на этом инструменте я получила опять же еще в детстве. В старших классах преподавательница сольфеджио, мягко выражаясь, направила меня в рок-группу «местного разлива» выступать вместе с ее участниками в качестве «клавишницы». По ходу репетиций у меня образовалась интрижка с индивидом, самореализовавшимся на ударной установке. Ну и, понятное дело: с кем поведешься, от того и наберешься. Например, строить на шестиструнной кадансовый оборот. Я и сейчас в иные вечера оттягиваюсь с этим инструментом в руках.

И каждый раз думаю: почему Бог не дал мне дарование такого масштаба, чтобы не жалко было ему посвятить жизнь. А не вечер.

Музыкальные пристрастия

Подруга спросила меня однажды, что мне больше по душе — опера или балет. Я, безусловно, не растерялся и честно сказал: «Рад бы ответить, но в обоих вопросах я не компетентен, к тому же, судя по киноклассике, в опере зрители засыпают». Она не успокоилась и продолжала: «Тогда, как это согласуется с твоими походами в консерваторию, ведь там намного больше блаженных дам, предающихся сну во время концерта?» Признаться, последнего аргумента я не ожидал, к тому же вряд ли он доказуем.

А консерваторию я приветствую, в этом подруга была права. Только опять же, почему она не спросила, как это согласуется с той музыкой, которую слушает мое поколение…

Однажды определившиеся музыкальные пристрастия в моем случае остаются неизменными долгое время — до следующего пересмотра увлечений. Так, к примеру, однажды поняв, что под «тяжелую музыку» я лучше всего погружаюсь в свои научные измышления, я, то ли в силу своей привычки, то ли в ожидании нового музыкального вдохновения, продолжаю слушать те же «вопиющие композиции» в неизменной последовательности. Однако во время отдыха мои пристрастия коренным образом изменяются, склоняясь к добротному блюзу или року.

Большинство музыкальных пристрастий я приобрел от друзей во времена совместного увлечения теми или иными исполнителями. А поскольку каждое из излюбленных музыкальных направлений у меня ассоциируется с определенным человеком, то их (как и друзей) в целом не может быть много.

Тем не менее, походы в консерваторию ни коим образом не противоречат тому, что изложено выше. Однако тем они и ценнее, что, как любая классика, «приводят ум в порядок». Пусть последние слова сказаны М.В. Ломоносовым о математике, но классическая музыка обладает тем же свойством. Академик Г.В. Добровольский не так давно, на свое 90-летие, сказал: «Где бы я ни был в тяжелые времена, я всегда думал о том, где бы сейчас хотел очутиться. Кроме дома я хотел оказаться в старом актовом зале на Моховой, где сидел в библиотеке, и в Большом зале консерватории».

Кстати, знаете ли вы, что Большой зал консерватории обладает особой акустикой? На балконе или в амфитеатре звуки со сцены слышны ничуть не хуже, чем в партере. Этот нюанс весьма помогает при выборе билетов. Альтернативой БЗК можно назвать Дом музыки, который славен своей новизной и шикарным интерьером, — идеальное место для приглашения иностранцев.

Лучшие симфонические оркестры страны балуют не только консерватории. Свое первое сильное впечатление от классической музыки я получил в Актовом зале МГУ, попав на концерт в юбилейные дни университета. Тогда перед университетской публикой выступал симфонический оркестр под руководством Владимира Спивакова. Кроме того, за последние годы университет порадовали оркестр Валерия Гергиева, баритон Дмитрия Хворостовского и многие другие. Только надо вовремя увидеть объявление и успеть взять билет на факультете.

Первая полоса

Вести МГУ

Инновационный университет

Крупным планом

Поступаем в МГУ

Взгляд на мир

На пользу науке

Наука и практика

Страницы истории

Актуальный репортаж

К 80-летию газеты «Московский университет»

Неравнодушный взгляд

01

Лирики и физики

Размышления, максимы, афоризмы

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу