№ 9 (4200)
март 2007

Праздник леса в детском саду

Малыши с радостью наряжались в красивые шапочки и смотрели картинки из жизни дикого леса на экране портативного компьютера
Конец XX века принес человечеству глубокую озабоченность комплексом проблем, связанных с тем, что расширение производства неумолимо нарушает устойчивость природных экосистем. Мыслящая часть человечества, рассмотрев истоки этих проблем, выдвинула ряд предположений о грозящих экологических бедствиях и предложила возможные пути их предотвращения. Во многих странах мира правительства весьма серьезно отнеслись к прогнозам и рекомендациям ученых, введя необходимые изменения в действующие законы и нормативные документы, а также развернув широкую сеть эколого-просветительских, эколого-образовательных и эколого-воспитательных программ и проектов. Хотя Россия и не является по этим вопросам лидером в мировом сообществе, тем не менее, наши граждане тоже предпринимают определенные шаги к решению экологических проблем. В одном замечательном проекте такого рода приняли недавно активное участие и студенты МГУ. Проект назывался «Праздник леса в детском саду» и проходил при поддержке программы «Make a connection» (www.makeaconnection.ru).

Участники проекта изготовили из искусственного меха 40 шапочек разного цвета с ушками для выступления детей в роли мышек, лягушек, зайчиков, лисичек, волчат, медвежат и белочек. Сделали литературные подборки историй из жизни всех этих лесных обитателей и распечатали их для раздачи родителям. Подготовили обращения к родителям с просьбой помочь каждому ребенку подготовиться к выступлению в роли того или иного лесного жителя. Студенты приезжали в детский сад с портативными компьютерами и показывали малышам фотографии лесных обитателей в дикой природе, наряжали малышей в шапочки разных зверюшек и помогали войти в соответствующую роль.

Приобрели на средства гранта и завезли на участок детского сада 15 кубометров почво-грунта, часть которого внесли под молодые саженцы в уголке леса, посаженном в прошлом году (см. «Московский университет», № 37, ноябрь 2005 г.). Остальной почво-грунт распределили по участку под новые посадки.

В сентябре организовали и провели познавательно-игровую акцию «Праздник леса» для воспитанников детского сада и местных ветеранов.

Ветераны помогают малышам подготовиться к экзамену на знание жизни леса
В результате работы по проекту его участники освоились с такими полезными навыками, как приобретение товаров по безналичному расчету с использованием информации из сети Интернет: поиск поставщиков, необходимых для выполнения проекта материалов (искусственного меха разных цветов и почво-грунта), навыки делового общения при выполнении операций по безналичному расчету (оформление заказа, выписка счета, получение товара). Молодежь приобрела опыт изготовления костюмов лесных зверюшек (шапочек с ушками): выбор оптимального варианта выкройки, рациональный раскрой искусственного меха, подбор ткани на подкладку (из личных запасов), изготовление характерных ушек и т. д. Попрактиковались в подкормке молодых саженцев почво-грунтом: пришлось выкапывать канавки на расстоянии 0,5 м от стволика на глубину штыка лопаты, удалять старый грунт и вносить плодородный. При удалении старого грунта в нем было обнаружено огромное количество строительного мусора: битый кирпич, куски бетона и арматуры. Зато в новый плодородный грунт поздней осенью посадили несколько сотен луковок крокусов. Новыми для студентов и школьников оказались и такие навыки, как подготовка пособий и материалов для занятий с дошкольниками (тексты для чтения, фотоматериалы для компьютерной демонстрации) и проведения самих занятий, а также организация массовой акции «Праздник леса» с участием малышей и гостей-ветеранов: разработка программы, подготовка пригласительных билетов для гостей (в виде цветных буклетов с программой праздника, фото из жизни детского сада и информацией о самом молодежном проекте), а также красочных дипломов для малышей.

Очень хорошо проявили себя старшекурсницы факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ: Светлана Федосеева, Лада Сычева и Юля Кузьмина. Света покорила нас всех потрясающе разумным и волевым подходом к делу, внеся сразу целый ряд улучшений в управление проектом: сэкономила средства на приобретении меха (средства пошли на почво-грунт!), улучшила выкройку, скорректировала цветовую гамму мехов, чтобы комплект шапочек можно было бы использовать после «Праздника леса» в разнообразных ролевых играх. Лада героически принимала участие во всех делах, а в итоге даже провела презентацию результатов работы на семинаре Ученого совета НИИФХБ им. А.Н. Белозерского. Юля предложила прекрасную идею донести до малышей с помощью портативных компьютеров информацию из сети Интернет о жизни настоящего леса. Участница двух наших проектов — студентка географического факультета Алла Филаретова — от всей души и с малышами занималась, и за уголком леса ухаживала. Замечательный эпизод: подкормка уголка леса. На мой сердобольный вопрос, не тяжела ли красивой девушке работа с лопатой, Алла возмущенно протестует: «Татьяна Васильевна! Мы только что на практике под Архангельском такие шурфы сами копали!» И как доказательство этому была идеальной формы и красоты канавка вокруг юной сосенки.

Не знаю, в какой еще стране мира можно в начале XXI века найти молодежь, одинаково свободно владеющую лопатой, швейной иглой и компьютерной техникой, но у нас в МГУ такие студенты есть, и это не просто радует, но поддерживает чувство гордости за национальную культуру.

Студенты и школьники принимали «экзамены» у малышей
Некоторые размышления постфактум. В 2005 и 2006 гг. небольшие молодежные группы сделали для двух московских детских садов очень полезную работу, в результате которой педагоги и воспитатели смогут более полноценно использовать образовательные ресурсы своих территорий. Сделали то, что самим работникам детских садов практически не по силам: составить карты-схемы расположения деревьев на участке; организовать доставку саженцев для уголка леса и плодородной почвы под молодые саженцы и клумбы; изготовить десятки шапочек из искусственного меха для перевоплощения малышей в лесных зверюшек; обеспечить видовое разнообразие трав, цветов и кустарников на участке. Все это и многое другое студенты и школьники сделали при минимальной финансовой поддержке. В наших проектах 2005 и 2006 гг. были задействованы грантовые средства фирмы «Nokia». Вопрос: неужели у нас в стране для каждого конкретного детского сада не найти средств на поддержку молодежных благотворительных проектов, в которых финансируется только приобретение расходных материалов? Канцелярских товаров и комплектующих для компьютеров? Лабораторного пластика, искусственного меха и стройматериалов? Саженцев и почво-грунта?

Я уверена на 200%, что сами по себе подобные средства (или прямо расходные материалы!) для детских садов найти на местах несложно. Вопрос в том, какую организационную форму придать их использованию. Программа «Make a connection» обыгрывает в своей работе замечательную идею: развитие жизненных навыков молодежи. Согласитесь, есть разница в том, с какой идеей брать в руки лопату. Одно дело, когда тебя гонят из-под палки, непонятно кто и непонятно куда. Другое дело, когда солидная фирма дает тебе средства на развитие твоих жизненных навыков, и ты берешься рыть землю, чтобы подарить малышам уголок леса, в котором весной будут радовать глаз первоцветы, а осенью можно будет устроить праздник для гостей-ветеранов.

В России сегодня все еще действует 40 тыс. детских садов. Можно попросить наше родное правительство выделить каждому из них (по примеру фирмы «Nokia») по 1 тыс. у. е., но такая сумасшедшая сумма (40 млн. у. е.) для детских садов в бюджете страны вряд ли появится в ближайшее время. Можно пойти другим путем. Каждый детский сад в среднем посещают около 100 детей. Можно собрать с каждой семьи по 10 у. е. и выдать молодежной группе: действуйте, ребята! Наверное, есть немало и других вариантов. Главное сейчас: помочь всем детским садам сделать свои территории цветущими, разумно и рачительно используя их ресурсы для воспитания экологической культуры подрастающего поколения.

Материалы о нашей работе частично размещены на сайте «Ученые — детям» (http://kids.genebee.msu.su) и опубликованы в журнале «В мире науки» (№ 1, 2007 г., стр. 88–89).

Т.В. Потапова, д. б. н., вед. н. с.
отдела математических методов в биологии
НИИФХБ им. А.Н. Белозерского

Первая полоса

Вести МГУ

Инновационный университет

Крупным планом

Поступаем в МГУ

Взгляд на мир

На пользу науке

Наука и практика

Страницы истории

Актуальный репортаж

К 80-летию газеты «Московский университет»

Неравнодушный взгляд

01

Лирики и физики

Размышления, максимы, афоризмы

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу