№ 13 (4204)
апрель 2007

Актуальный репортаж

Библиотеки России снова в центре внимания

Начало заседания
Прошло пять месяцев со дня начала работы Общественного комитета содействия развитию библиотек России.

В состав комитета входят представители Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ, Администрации Президента, Министерства культуры и массовых коммуникаций, Министерства образования и науки, губернаторы ряда регионов, члены Российской академии наук, руководители библиотек, представители бизнеса и СМИ. Цель Общественного комитета, как определил ее на учредительном заседании Б.В. Грызлов, «не только оказание реальной помощи библиотекам всех типов на всех уровнях, но и поиск решения проблем государственной политики в сфере науки, образования, информатизации, культуры». В задачи комитета входит организация спонсорской и благотворительной поддержки проектов по расширению доступа граждан к информационным ресурсам и знаниям, привлечения бизнеса к поддержке деятельности библиотек, поиск финансовой или иной поддержки библиотек, а также отдельных библиотекарей. Члены комитета работают на общественных началах, а решения этой структуры носят рекомендательный характер.

Для создания комитета существовали объективные предпосылки. Это письма-жалобы, поступившие из 23-х субъектов Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы, низкий уровень комплектования библиотек, программы доступа к современным знаниям и инновационные подходы, обозначенные в приоритетном Национальном проекте «Образование», и проект «Чтение», разработанный Книжным союзом России. К этому списку можно отнести и то, что 2007 год объявлен годом русского языка.

3 апреля 2007 года в здании Фундаментальной библиотеки МГУ состоялось очередное заседание Общественного комитета содействия развитию библиотек России. ФБ была выбрана в качестве места проведения потому, что МГУ — один из немногих вузов, которые не только сохранили свою базу, но и приумножили ее.

В своем выступлении ректор МГУ академик В.А. Садовничий рассказал об истории библиотечного дела Московского университета. Так, в «Московских ведомостях» — издании Московского университета от 3 июля 1756 года — было сказано: «…с завтрашнего дня Московского императорского университета библиотека начинает свою работу…». Библиотека МГУ — вторая после библиотеки, созданной при Академии наук России.

Фонд библиотеки Московского университета состоит из 13 млн. книг (в том числе 5 млн. — в ФБ), редчайшие издания составляют 300 тысяч экземпляров.

Б.В. Грызлов
До празднования 250-летия Московского университета, когда и была открыта Фундаментальная библиотека, университетские фонды были разбросаны по различным факультетам. Фундаментальная библиотека стала интеллектуальным центром не только МГУ и Москвы, но всей России. Посетители Фундаментальной библиотеки обеспечены выходом в Интернет. Последний факт является предметом особой гордости университета, ведь электронный доступ — это именно то, что входит в понятие инновационных технологий и доступа к знаниям, и, следовательно, подлежит всемерному развитию.

Министр образования и науки А.А. Фурсенко докладывал об обстоятельствах доступа к знаниям, о библиотеках и образовании. К сожалению, в последнее время количество библиотек сокращается, фонды убывают, существует хроническое недофинансирование. Библиотеки должны заниматься и занимаются хранением и распространением знаний. Но в образовательных учреждениях библиотеки зачастую являются просто «перевалочными пунктами» для учебников, которые, к тому же, не всегда достойны называться книгой. Эта проблема решается: к примеру, до каждой школы дошли такие издания, как стотомник «Библиотека отечественной классики».

Вообще же должно быть обеспечено наполнение библиотек не только печатной продукцией, но и иными модулями (т. е. должны присутствовать музыкальные произведения, живопись и т. п.). Статус библиотеки меняется. Теперь ее миссия — служить структурным центром информационного обеспечения школьников и учителей, а не просто хранилищем.

Нужен федеральный центр образовательных и информационных ресурсов, который обеспечивал бы свободу доступа к ним учащимся и преподавателям.

Для нормальной реализации вышеозначенных программ должен быть повышен уровень информатизации — это даст возможность библиотекам взаимно координировать и интегрировать данные. Кроме того, необходим определенный «скачок» в увеличении фондов, оснащении библиотек, а также в изменении отношения к библиотечным работникам. В частности, нужен переход на новую систему оплаты, чтобы она — в зависимости от значимости библиотечного звена — дотягивала хотя бы до уровня преподавателей. (В настоящее время средняя зарплата библиотекаря по ЕТС составляет порядка 2000 рублей.) В Михайловском в июле этого года состоится первый съезд школьных библиотекарей, на котором будут обсуждаться вопросы школьных библиотек.

В вузах ситуация еще до нынешнего года была печальной: немногие учебные заведения сумели сохранить и приумножить свою базу. И в вузах, и в НИИ должна быть сформирована электронная база. При этом важно сохранить роль книги, хотя это будет сложно в связи с всевозрастающей ролью Интернета.

Директор Научной библиотеки МГУ В.В. Мосягин выразил ту же обеспокоенность: увлекшись компьютерами и Интернетом, важно не потерять печатный фонд. Эта проблема пришла на место актуальных 15, 10 и даже 5 лет назад вопросов компьютеризации и информатизации.

С.В. Степашин
Главная проблема, как уже было отмечено, — это низкая зарплата сотрудников библиотек и, как следствие, тяжелая кадровая ситуация. Библиотеки в последнее время становятся кузницами кадров для литературных агентств, книгоиздательских фирм и прочих учреждений. Как ни странно, лучшими годами в плане кадровой ситуации были годы после дефолта (1998–1999 гг.) — когда многие стали возвращаться из агентств назад в библиотеки.

Полнотекстовые ресурсы и доступ к ним требуют централизирующей роли государства, но в настоящее время отсутствует государственное регулирование библиотечного дела, ибо в 1990–1991 гг. прекратил свою деятельность Совет по библиотекам. Министерство культуры, Минобрнауки, Академия наук и смежные организации должны совместно работать и вырабатывать решения.

Председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин, являющийся председателем Книжного союза, сказал, что для решения проблем нужны значительные затраты и соответствующие изменения в бюджете — поэтому хорошо, что за столом присутствуют те, от кого эти действия зависят. В бюджете должно быть предусмотрено увеличение зарплат работникам библиотек и выделение средств на обновление фонда (особенно в школьных и сельских библиотеках). Кроме того, С.В. Степашин предложил в законодательном порядке обязать крупные издательства передавать библиотекам часть своих изданий, поступлений. (Присутствующие депутаты, по его замыслу, должны инициировать в Государственной Думе соответствующий законодательный процесс.)

М.Е. Швыдкой, представлявший Федеральное агентство по культуре, говорил о качестве фондов, имеющихся в распоряжении библиотек. В школьных библиотеках основную массу составляют учебники. Художественная литература представлена крайне скудно — как количественно, так и качественно, поэтому нужно, чтобы фонды школьных библиотек были пополнены произведениями современных писателей. (Хотя классика тоже нужна, тем более, что ее плохо читают.) Впрочем, пополнение фондов актуально для всех уровней библиотек, ведь полстраны живет в сельской местности и малых городах — людям не по карману покупать дорогие издания.

Ценно, что в РГБ существуют литература в электронном виде. Это экономит время и средства тех, кто проживает в отдаленных регионах и, не имея возможности приехать прямо в РГБ, пользуется этими ресурсами. Кроме того, качественными изданиями должны быть укомплектованы библиотеки воинских частей, поскольку, когда сегодняшние военнослужащие закончат службу, они не должны быть выключены из культурной жизни.

Директор института всеобщей истории РАН А.И. Чубарьян говорил о понижении качества чте-ния. Молодое поколение можно потерять, если не следить за тем, что оно читает. Дайджесты и сборники кратких пересказов школьной программы не должны заменить настоящее чтение, подлинную классику. В этой связи на библиотеки следует возложить обязанность давать рекомендации, вырабатывать программы чтения, воспитывать общую культуру и побуждать к чтению. (Для самообразования тоже нужна система рекомендаций, помощи и т. п.)

М.Е. Швыдкой
Есть риск потерять молодежь на постсоветском пространстве и в дальнем зарубежье — из-за отсутствия обеспечения современными изданиями русскоязычного населения. По идее Чубарьяна, над ними можно и нужно взять шефство.

В выступлении председатель комитета образования и науки Д.И. Булаева речь шла о том, что нужна доступность образования, которая должна определяться качеством библиотек и квалифицированностью профессорско-преподавательского состава.

С библиотеками возникают особые трудности. В частности, проблемой является электронный доступ. Необходимо не только обеспечить доступ к ресурсам, но и развивать культуру поиска, научить пользоваться теми поистине неограниченными возможностями, которые предоставляет Интернет и электронные издания.

Далее слово было предоставлено ректору Московского государственного университета путей сообщения Б.А. Левину. МГУПС — один из тех вузов, которые наряду с МГУ смогли сохранить и пополнить свои фонды. Университетская библиотека имеет очень хорошую базу (в т. ч. 600 учебников в электронном виде), ее с одинаковым успехом используют учащиеся и преподаватели. Но качество библиотеки определяется не только количеством научных трудов, предусмотренных программой. Не менее важно, чтобы студентам была доступна художественная литература. Она не просто должна иметься в наличии, необходимо, чтобы ее действительно читали — в этом отношении назидателен пример Калужского техникума железнодорожного транспорта, где внедрен принцип «прочитай книгу товарищу».

По итогам выступлений были внесены соответствующие поправки в проект решения. Таким образом, в проекте значатся такие положения, как контроль качества учебников, оцифровка наиболее ценных изданий или изданий по приоритетным направлениям, повышение уровня заработной платы, обеспечение книгами русскоязычного населения за рубежом, уточнение законов об образовании и о библиотечном деле.

Во второй части комитет заслушивал отчеты экспертных комиссий.

Заключения специалисты сделали следующие: необходимо произвести структурирование деятельности комитета в соответствии с законами, которые в последнее время активно принимались Госдумой. Нужно упорядочивать и само законодательство. Желательны новая редакция закона «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 года и принятие закона об охране редких книг (поскольку расхищаются фонды редких книг).

Помимо этого, необходимо разработать концепцию библиотечного дела и произвести всеобщую перепись ресурсов (последняя всеобщая библиотечная перепись производилась в 1986 году).

Невелико число библиотек, оборудованных хотя бы телефонами, не говоря уже о доступе к сети Интернет, поэтому требуется новая инвентаризация (последняя инвентаризация производилась в 1992 году).

Кроме того, очень важно понять, что именно нужно пользователям. Например, в РГБ ежедневно записывается 400-500 человек, и подавляющему большинству посетителей требуются современные издания, книги последних 5-10 лет.

В заключительной части работы заседания был принят регламент комитета, которым с этого момента комитет должен руководствоваться в своей деятельности. Было оговорено, на чьем ведении и финансировании должны находиться библиотеки вузов.

Мария Сальникова, наш корр.

Первая полоса

Пресс-служба

Будни и праздники МГУ

Вести МГУ

Громкие имена

Взгляд на мир

Страницы истории

Мир творчества

Актуальный репортаж

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу