№ 13 (4204)
апрель 2007

Старообрядчество сегодня, или уникальный видеофонд МГУ

188 нот древнего знаменного распева. Фильм «В руце лета»
Седьмой год третьего тысячелетия нашей эры, технократизация и глобализация продолжаются, противостояние представителей различных культур внешне ослабляется, усиливаясь изнутри. Стремительными темпами идут ассимиляция, взаимопроникновение культур, народов. Кто знает, возможно, уже через 20-30 поколений наслаждаться жизнью будут представители лишь одной «серой» расы, вобравшей в себя по частичке от многочисленных культур современности (ведь если смешать все цвета, получится серый).

Даже если общего «осреднения» населения Земли не произойдет, исчезновение малых народов, усиление конфликта культур отрицать сложно. Вот почему так актуальна деятельность людей, посвятивших свою жизнь изучению, фиксации, запечатлению образа культур народов.

«Западных материалов, посвященных экранному диалогу культур, чрезвычайно много, в России их крайне недостаточно. То, что мы видим по телевизору, это некая более популярная, журналистская позиция. Визуальная антропология стремится углубиться в жизнь, в ее реальное состояние, пусть не всегда внешне красивое и однозначное», — начал свой рассказ, с радостью откликнувшись на просьбу посмотреть фильмы, Е.В. Александров, ведущий научный сотрудник ЦНИТ ФДО МГУ, один из основателей Центра визуальной антропологии МГУ.

Университетский видеофонд уникален, в нем хранятся несколько тысяч часов видеоматериалов, посвященных разным народам мира, проживающим на всех континентах, но в первую очередь, культуре старообрядцев России, Украины, Беларуси, Молдовы. Прибалтика, Польша, США, Канада — это далеко не все страны, где в настоящее время можно встретить старообрядческие общины. География старообрядцев очень широка, но известно об их жизни очень мало. По словам Е.В. Александрова, «самое главное, что нас привлекает в данной теме — одухотворенный, чистый мир людей, которые на протяжении всей своей истории делают опору на собственные силы и черпают эти силы в вере, определяющей круг их жизни».

Возникнув в середине XVII века после раскола Русской православной церкви, старообрядчество продолжило церковную традицию дореформенного времени: осталось привержено старому церковному уставу, двуперстию и другим чертам религиозного обряда и миропонимания. Именно представители такой «начальной» веры и запечатлены на кассетах видеофонда МГУ. На вопрос, что отличает данный подход и имеет ли он право на жизнь, Е.В. Александров ответил: «При создании экранного исторического документа наш эстетический подход определяется этическими принципами. Главным оказывается нравственная ответственность перед культурой сообщества, допустившего нас с камерой в свою жизнь. Мы берем на себя обязательство создать достоверный образ культуры, которая через фильм вступает в диалог с представителями других культур. Пожалуй, это главное отличие от обычного документального и телевизионного фильма. Мы стараемся обходиться без привычных решений и приемов, с помощью которых авторы добиваются интереса широкой публики, всячески стремясь облегчить ей восприятие содержания, удивить и развлечь. Конечно, мы также выражаем в фильмах свою оценку, но стараемся быть предельно тактичными по отношению к тем, кого снимаем. Поэтому мы не делаем постановочных сюжетов, не пользуемся дикторским текстом, избегаем экспрессивного монтажа, не включаем в фильмы музыку, не имеющую прямого отношения к происходящему и т. д. Мы даем возможность культуре самостоятельно “прозвучать”, выразить себя, стараемся помочь зрителю войти в чужую жизнь, провести несколько минут в общении с героями, сформировать собственное понимание происходящего на экране».

Итак, смотрим:
Снятый в 2001 году в небольшом старообрядческом селении Килинск на северном Алтае фильм «Семья Петра и Евдокии» повествует о жизни молодой старообрядческой семьи: муж, жена и пятеро дочерей. В таежном краю приходится жить в основном за счет домашнего скота. Пропорция примерно такая: сколько детей, столько и коров. Все лето и стар и млад проводят на горных лугах: косят травы, делая заготовку на зиму. А летом скот целыми сутками пасется в долине, где раскинулось село. Встаешь утром — сквозь туман доносится звон колокольчиков коров.

История фильма такая. Еще в 1993 году состоялось знакомство с Ананием Клеоновичем Килиным — религиозным философом, писателем, наставником старообрядческой общины часовенных в Краснодарском крае. В фонде хранится несколько фильмов, посвященных этому удивительному человеку. Во время одной из встреч Ананий Клеонович рассказал о селении на Алтае, которое основал его отец и где сейчас проживает большая община старообрядцев.

«В 2001 году мы приехали в Килинск с рекомендательным письмом Анания Клеоновича, привезли фильм о нем. Это сразу облегчило нам общение с жителями. Снимали стариков, детей, пейзажи, — рассказывал об истории фильма Е.В. Александров, — у них там почти натуральное хозяйство. Пахотных земель нет — живут с огорода. Торгуют мясом, молоком. Мужчины иногда подрабатывают на стоящей неподалеку драге. В речных долинах в тех краях добывают россыпное золото. Удивителен культ семьи. К старикам относятся с почтением. Перечить отцу, матери дети побаиваются. Ругань не только в доме, но и на улицах не услышишь.

Помню, разговор с подростком, почти выпускником школы:
— Что собираешься потом делать?
— Школу окончу, в армию пойду.
— А дальше?
— Вернусь домой. Женюсь, дом поставлю...

То есть для них изначальная жизненная ценность — это семья, и при этом они полностью полагаются на свои силы».

Другой фильм «В руце лета» снят в 2004 году в городе Миасс Челябинской области. Миасс — довольно большой промышленный город, в старой части которого находится старообрядческий храм. Героиня — Любовь Михайловна Дейкова, пожилая женщина, очень скромная, на первый взгляд ничем не выделяющаяся. Но за этим обликом скрываются и невероятная доброта, и одаренность, и уникальные знания.

«Вот двадцать пятое декабря… Число семь: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь…» В кадре две пары рук — старой женщины и молодой. Отсчитывая дни по фалангам пальцев, Любовь Михайловна Дейкова пытается передать свое знание молодой исследовательнице. Это так называемая пасхалия (расчет православных праздников по руке). «Пока не придумали таблицы, именно так считали. Знания передавались буквально из рук в руки. В мире сейчас, наверное, человек десять умеют считать таким образом. В основном священники. А она — обычная прихожанка», — пояснил Е.В. Александров. В фильме Любовь Михайловна не только показывает «ручной календарь», она рассказывает о своей жизни, о старообрядческих монахинях, дружба с которыми наполнила ее существование духовным смыслом и которые передали ей религиозное знание, обучили старинному знаменному распеву (пению по крюкам).

На вопрос, зачем прихожане храма при молитве подкладывают под руки маленькую подушечку, Е.В. Александров рассказал: «Это традиция, которая, возможно, пошла с тех пор, когда полы в церквях были земляные. Чтобы не касаться, вставая на колени, “грешной земли” руками».

Как все непросто в этом мире… В состояние полного удивления «жизнью глубинки», как это почему-то принято говорить, вводит фильм «Помочь Федору», снятый в 1999 году в Пермской области, где еще с XVIII века стали селиться старообрядцы. Главный герой фильма Федор Мошев родом из старообрядцев, но всю сознательную жизнь провел вдали от родных мест: отслужил в армии, «образовался». А потом его потянуло домой, в Верхнекамье. Купил дом рядом с селом Сепыч в небольшой заброшенной деревеньке, где когда-то жили его предки, завел корову, собаку, пасеку, разбил огород.

В тех краях сохранился обычай мытья избы раз в год. Чтобы за один день отчистить избу от копоти да еще успеть и побелить. Конечно, необходима помощь (родственников, знакомых, соседей). Этому старинному русскому обычаю и посвящен фильм. Но нужно видеть, как в небольшом получасовом фильме удалось создать образ наших современников, органично существующих в многовековой традиции! Как естественно и непредсказуемо ведут себя деревенские жители, поражают цельностью, открытостью, изобретательностью, занимаясь, казалось бы, самыми обыденными делами.

«В том году мы уже не в первый раз снимали в Сепыче старообрядцев, материалы получались хорошие, но хотелось чего-то менее привычного. Думали, что так и уедем, а в последний день перед отъездом к нам прибежал тамошний знакомый и сказал, что увидим нечто интересное. Правда, добираться придется часа два на тракторе», — вспоминает предысторию фильма Е.В. Александров.

Да, старообрядцы часто живут небольшими поселениями, практически ведя натуральное хозяйство, без таких благ цивилизации, как телевизор, водопровод и т. д. Бережно хранят старинные традиции и обряды, органично вписываясь в окружающую среду. И всегда готовы придти на помощь друг другу. А главное, они умеют любить и дорожить своей семьей.

Конечно, представители урбанизированного мира вряд ли согласятся так жить. А ведь одна из многочисленных проблем городских жителей заключается в попытке «найти счастье под фонарем, хотя оно было потеряно за углом»…

Фильмы и материалы университетского фонда уникальны. Но если энтузиазм и увлеченность любимым делом не искоренить даже при отсутствии материальных средств, то для сохранения отснятых пленок одного энтузиазма явно недостаточно. Как отметил Е.В. Александров: «У нас очень много неоцифрованных видеокассет, которые по прошествии десяти лет начали осыпаться. Наших технических возможностей для оцифровки такого большого фонда не хватает. Тем более, что материалы надо еще и обрабатывать, реставрировать, редактировать. Где достать необходимые средства, чтобы снимавшиеся в течение 15-ти лет материалы не пропали, пока не понятно».

Кто сейчас готов оказать немалую финансовую поддержку, если коммерческой выгоды не предвидится? В таком случае возникает другой вопрос. Откуда мы потом достанем такие бесценные документы, зафиксировавшие свидетельства ушедшей эпохи? Возможно, через несколько лет кто-то и поедет с камерой, к примеру, в маленькое село, приютившееся где-то среди хребтов Алтая. Но будут ли к тому времени там жить люди, и сохранятся ли вековые традиции прошлого? Сплошь и рядом через пару–тройку лет после съемки выясняется, что героев фильмов уже нет в живых. А вместе с ними безвозвратно уходят целые пласты нашей традиции, нашей культуры.

«В этом году, если все сложится, поедем снимать, скорее всего, в Предуралье. Хочется верить… Ведь когда ты на что-то нацелен, обязательно должно повезти», — поделился планами Е.В. Александров.

Остается лишь пожелать удачи визуальным антропологам МГУ им. М.В. Ломоносова на их невероятно интересном, но трудном пути.

Надежда Пупышева, наш корр.

Первая полоса

Пресс-служба

Будни и праздники МГУ

Вести МГУ

Громкие имена

Взгляд на мир

Страницы истории

Мир творчества

Актуальный репортаж

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу