№ 22 (4213)
июль 2007

Инновационный университет

Нанотехнологии —прорыв в будущее

Победители Интернет-олимпиады
Все хорошее когда-нибудь заканчивается. 27 июня 2007 г. были подведены итоги I Всероссийской Интернет-олимпиады «Нанотехнологии — прорыв в будущее!», поддержанной инновационным образовательным проектом МГУ и исследовательским центром компании «Самсунг». Победители и призеры получили денежные призы и подарки от спонсоров в общей сложности на сумму в 200 тысяч рублей. Но не в деньгах счастье! Главный результат — новые знания и опыт, полученные участниками. Поздравляем еще раз всех, кто принял участие в олимпиаде! Спасибо за ваши решения и волю к победе.

Церемония закрытия олимпиады 27 июня проходила в Зале заседаний Ученого совета МГУ под председательством ректора академика В.А. Садовничего, в присутствии членов Российской академии наук, ученых, преподавателей, профессоров МГУ, представителей инновационных компаний, работающих в сфере нанотехнологий, а также средств массовой информации. Зал вместил около 50 человек, первый репортаж о событии был дан информационным партнером сайта «Нанометр» порталом NanoNewsNetwork.

Вторая Интернет-олимпиада по нанотехнологиям состоится в марте–апреле 2008 гг. в новом улучшенном формате (сроки и формат пока еще официально не установлены). Этот вопрос обсуждался 3 июля 2007 г. на заседании Научно-координационного совета по нано- и биотехнологиям МГУ.

Текст речи ректора МГУ академика В.А. Садовничего, прозвучавшей на церемонии закрытия Интернет-олимпиады «Нанотехнологии — прорыв в будущее!»:

«…Развитие нанотехнологий в России, как и во всем мире, приобретает все большее значение. На мой взгляд, это связано с тем, что нанотехнологии — качественно новый скачок в нашем научном мировоззрении и будущих технических достижениях. С развитием науки и техники именно сейчас становится возможным увидеть сверхмалые объекты и даже манипулировать ими. Это дает мощнейший толчок к фундаментальному пониманию давно известных, а также вновь открываемых химических и физических процессов, что до этого делалось часто лишь умозрительно. Поэтому «нанонаука» — это, фактически, новая парадигма исследований. …Именно такой подход может привести и уже начинает приводить к новым открытиям и революционным устройствам. Можно с уверенностью сказать, что XXI век будет веком наноматериалов и нанотехнологий.

В то же время, нанотехнологии — это не обособленная область знаний, это продукт классической химии, физики, механики, информатики, биологии и т. д. …Cоздание новых нанотехнологий — это борьба и гигантский труд. Очевидно, что научно-исследовательские работы не могут возникнуть на пустом месте. Они должны быть ассоциированы как с российскими ведущими научными школами, так и с воспроизводством научных кадров, то есть фактически с комплексом мер по совершенствованию российского образования. … Образовательная составляющая в области нанотехнологий должна присутствовать и, ни в коем случае, не отрицать достижений других наук, а, напротив, опираться на них для своего планомерного развития.

Московский университет на протяжении ряда лет успешно развивает исследования в области наноматериалов. Нам удается не только создавать оригинальные курсы лекций в лучших традициях классического университетского образования, но и проводить фундаментальные и прикладные исследования с использованием самого современного научного оборудования. Конечно, в этой многоплановой, междисциплинарной области невозможно предложить блестящие идеи, основываясь лишь на старых знаниях и старом менталитете научного исследования. В области нанотехнологий невозможно победить и стать успешным и конкурентоспособным лишь на одном желании и удаче. Создать новые наноматериалы и устройства невозможно с использованием только отработанных годами традиционных подходов. Но университетский дух является тем катализатором, который помогает реализовать уникальные экспериментальные находки, поскольку для нанотехнолгий, как нигде и никогда, жизненно необходимо уникальное сочетание фундаментальных знаний, современных навыков научной работы, молодой энергии, умения нетривиально мыслить и нетривиально действовать.

Московский университет уже второй год проводит подготовку принципиально новых, инновационных образовательных программ, которые призваны дать толчок к профессиональной подготовке новой генерации исследователей, которые будут всесторонне подготовлены к развитию нанотехнологий в нашей стране и коммерциализации полученных научных и прикладных разработок. Это еще одна, может быть, самая важная, самая острая, самая востребованная сейчас и в ближайшем будущем область деятельности для МГУ и других вузов, развитие которой оправдывает любые вложенные в нее усилия и средства. Проведенная нами Интернет-олимпиада — наглядный и очень полезный результат инновационного образовательного проекта МГУ, показавший эффективность новых образовательных подходов, которые и дальше нужно всемерно развивать.

Подчас самое лучшее средство найти таланты — это честное соревнование. В этом году Московский университет впервые провел Всероссийскую Интернет-олимпиаду «Нанотехнологии — прорыв в будущее!», целью которой было вовлечение молодых людей, талантливых исследователей в инновационные процессы в области наноматериалов и нанотехнологий. В жюри олимпиады были включены видные ученые и специалисты в области наноматериалов и нанотехнологий, члены Российской академии наук, профессора МГУ, руководители инновационных компаний. Реализация идеи олимпиады стала возможной благодаря созданию в рамках инновационного проекта МГУ универсального Интернет-портала www.nanometer.ru, который и послужил отправной точкой для всех, кто принял участие в этой необычной олимпиаде.

Я думаю, что в целом олимпиада прошла вполне успешно, особенно для ее участников, которые узнали для себя много нового, иногда совершенно неожиданного и поэтому еще более ценного для их самообразования. В этом отношении оказался верен старый принцип, что главное — не победа, а участие. Победителей же и призеров я от лица Московского университета сердечно поздравляю с успешным решением сложных задач, а всем участникам, независимо от занятого места, желаю дальнейших творческих успехов и новых побед».

Оргкомитет олимпиады

 

«Философия принятия решений»: инновационный продукт

К числу десяти магистерских программ, разработанных на философском факультете в рамках реализации образовательных программ инновационного типа по направлению «Философия», относится такая относительно новая теоретическая дисциплина, как «Философия и методология принятия решений». Несмотря на то, что для широкой аудитории сочетание понятий «философия» и «принятие решений» звучит непривычно, дисциплина весьма востребована при подготовке специалистов самого широкого профиля — работников государственных учреждений, представителей бизнеса и некоммерческих организаций. В конечном счете, убеждены создатели программы, эффективное функционирование всех социальных институтов и направление развития общества в целом зависят от качества решений, принимаемых на всех уровнях человеческой деятельности.

О том, что собой представляет курс, предназначенный для магистров, и каковы его цели, мы беседуем с руководителем данной программы, доктором философских наук профессором Ольгой Дмитриевной Волкогоновой.

— Ольга Дмитриевна, прежде всего, не могли бы вы вкратце ввести в курс дела — каким образом организовано второе высшее образование на философском факультете и каких специалистов готовит факультет? И соответственно, какое место занимает в этой системе программа «Философия принятия решений»?
— В МГУ существует опыт введения магистратуры на целом ряде факультетов. Не всегда он оказывался удачным: многие факультеты, перейдя на новую двухступенчатую систему образования в 1990-х гг., вернулись затем к привычному пятилетнему образованию как более востребованному обществом. Тем не менее, сейчас перед МГУ в рамках Болонского процесса поставлена задача обязательного введения магистратуры как второй ступени образования. Мы надеемся, что она сохранится наряду с привычным для абитуриентов «специалитетом» — пятилетней подготовкой специалистов.
Магистратура — второе образование, которое могут получить студенты. В этом смысле, наша программа «Философия и методология принятия решений» предназначена не только и не столько для тех, кто имеет бакалаврскую степень по философии. Мы составляли свою программу таким образом, чтобы она была полезной и интересной людям, занимающимся самыми разными видами профессиональной деятельности — управлением в области образования, науки, бизнеса, государственного администрирования. Преимущество данной программы в том, что на обучение по ней может поступить человек, имеющий первое образование в области химии, педагогики, экономики и т. д., — предлагаемые нами курсы касаются принятия решений во всех сферах жизни общества.

— Чем обусловлена необходимость включения в эту систему (я имею ввиду магистерские программы) вашей программы?
— Согласитесь, большинство кардинальных изменений в нашей жизни связаны с принятием тех или иных решений. Принятие решения — это всегда выбор альтернативы, то есть одного из возможных способов поведения, и правильная оценка существующих альтернатив, последствий принятого решения, контроль над его исполнением являются залогом успешного развития общества. Принятие решения лежит в основе управления, и это очень ответственный процесс. Наша программа нацелена на то, чтобы управленец умел принимать грамотные, рациональные решения, выполнял свои функции эффективно.

— Неспециалисты могут быть уверены в резонности такого замечания: а можно ли вообще в принципе научить человека принимать решения?
— На самом деле, любое образование как раз и учит человека принимать решения: медики учатся принимать решения в том, как лечить пациента, инженеры — как строить мост или дорогу. Наша программа учит принимать решения более высокого уровня — уровня управления как медицинскими, так и инженерными организациями. Эти решения оказывают на нашу жизнь еще более сильное влияние, социальный масштаб их воздействия больше. Естественной представляется задача специальной подготовки людей к принятию такого рода решений, связанных с высокой степенью ответственности.

— Ольга Дмитриевна, объясните, пожалуйста, как, когда стала очевидной необходимость теоретического осмысления проблемы принятия решений и специального образования в этой области?
— На Западе теории критического мышления, принятия решений давно заняли свое место во многих университетских программах. Разумеется, разрабатывались эти вопросы и в России, но в теории.

— Каковы образовательные цели программы?
— Наша задача — дать студентам представление о процессе принятия решений, его этапах, научить их применять современные методы оценки существующих альтернатив, привить навыки применения существующих теоретических моделей к реальным ситуациям, возникающим в процессе управления. Для этого им дается такая подготовка, результатом которой должны стать умение выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из конкретных задач; способность оценить варианты управленческих решений, предвидеть последствия их реализации на практике; навыки диагностики кризисных сигналов в жизни той или иной организации, — все это для того, чтобы разрабатывать рациональные и эффективные управленческие решения.

— Передо мной учебный план программы. В нем значатся три раздела — национально-региональный компонент, специальные дисциплины и дисциплины и курсы по выбору. Что подразумевает национально-региональный компонент? Специальные дисциплины — какой смысл вкладывается в это понятие?
— На самом деле подразделов в учебном плане больше. Существует так называемый федеральный компонент программы — те дисциплины, которые обязательны для всех магистерских программ. Затем — упомянутый вами национально-региональный компонент, то есть те дисциплины, которые устанавливаются вузом или факультетом. По нашей программе предлагается наиболее общий теоретический курс — «Критическое и творческое мышление», в рамках которого закладываются подходы к принятию логически обоснованных и нестандартных решений в конкретных сферах деятельности для разрешения возникающих профессиональных проблем. Причем мы планируем не только рассказывать студентам о том, что такое критическое мышление, но и погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной. Специальные дисциплины и дисциплины по выбору — это те курсы, которые непосредственно направлены на различные аспекты процесса принятия решений. В рамках нашей программы разработано 18 курсов. Студент вправе сам выбрать их них 13, учитывая уровень собственной подготовки и будущее направление своей деятельности.

— Некоторые из дисциплин, включенных в учебный план, имеют достаточно серьезную теоретическую нагрузку, например, спецкурс «Когнитивные модели принятия решений», «Критическое и творческое мышление». Ведь, например, понятия критического и творческого имеют специфический философский контекст, не совпадающий с тем, как прочитываются эти вроде бы всем известные слова в ситуациях обыденного общения… Не вызывает ли у вас опасение, что это повлечет затруднения в процессе работы с неподготовленными слушателями, поскольку инновационные проекты имеют прикладной характер и не предполагают ознакомление с фундаментальными знаниями?
— Цель программы как раз и состоит в том, чтобы наши студенты научились принимать решения не только на обыденном уровне, но и как эксперты. Честно говоря, не могу представить себе такого образования, которое не вызывало бы интеллектуальных затруднений и существовало бы в рамках уже известного и понятного. Обучение — это всегда труд не только со стороны преподавателей, но и со стороны студентов, это путешествие в неизвестное ранее, в «terra incognita», иначе ему грош цена. Другое дело, что нашей задачей является сделать обучение интересным, найти приемы и методы, помогающие слушателям усвоить даже самый сложный материал. Для этого мы используем не только традиционные методы преподавания, но и такие формы, которые раньше встречались только в западных университетах — например, метод case-studies (обучение, задействующее образное мышление студентов, аналитический разбор реальных ситуаций, фактов, примеров). Широко используются Интернет-технологии, тесты, групповые дискуссии и др.

— К числу дисциплин по выбору относится спецкурс «Теория лидерства». На каком материале он был разработан?
— Данный курс позволит выпускникам получить знания о самом феномене власти и понять явление лидерства в жизни общества в целом и отдельных социальных групп и организаций. Здесь представлены самые разные подходы к власти и лидерству — от «натуралистических» (находящих основания лидерства в биологическом поведении животных) до «поведенческих» (когда анализируются действия лидеров) и «ситуационных» (утверждающих, что различные обстоятельства требуют различных типов лидерства). При подготовке этого курса использовалась не только философская и социологическая литература (от М. Вебера до М. Фуко), но и разработки в области политологии (В. Парето, П. Лазерсфельд, Ж. Блондель и др.), теоретического менеджмента (Г. Минцберг, Р. Лайкерт, Ф. Фидлер и др.), психологии (Р. Мастерс, М. Чанс и др.) Важно, что курс дает не только теоретическое понимание типов, стилей, форм лидерства, но конкретные практические рекомендации по формированию эффективного лидерства, изменению стиля лидерства в той или иной организации.

— Формальные аспекты принятия решений — что под этим подразумевается?
— Знаете, в дореволюционной России логика была обязательным предметом во всех гимназиях. Сегодня же даже университетское образование не всегда предполагает знакомство с ней, что, на наш взгляд, вызывает множество затруднений, связанных с выражением своей позиции, мыслей, — идет ли речь о докладе, дискуссии или подготовке какого-то проекта. Мы ввели этот курс для того, чтобы, с одной стороны, познакомить студентов с основными системами традиционной и классической логики, с другой — привить им базовые навыки формализации при решении конкретных задач.

— Что из себя представляет спецсеминар на основе case-studies «Риски и их влияние на процессы принятия решений»?
— Принимая ответственное решение, мы всегда рискуем — это риск ущерба, потерь, непредвиденных последствий в отношениях с людьми, иногда — в экологической сфере и т. д. Существуют экономические, политические, техногенные, информационные и многие другие риски. Этот спецсеминар как раз и готовит студентов к тому, чтобы они могли оценить вероятность различных рисков, «просчитать» их последствия, предпринять определенные действия для сведения рисков к минимуму. По сути, это занятия по так называемому «риск-менеджменту», на которых слушатели магистратуры изучают различные виды рисков и их влияние на процессы принятия решений в разных сферах общественной жизни, осваивают различные методики оценки рисков на конкретных реальных примерах, ситуациях.

— Вот еще одна дисциплина, на которой мне бы хотелось акцентировать внимание — «Корпоративная культура и ее влияние на принятие решений». В чем оно все-таки выражается? И можем ли мы смело утверждать, что понятие корпоративной культуры уместно в случае с российской действительностью?
— Изучение корпоративной культуры мне представляется важной составляющей образования как будущих исследователей теории управления, так и людей, от чьих решений будет зависеть развитие той или иной организации.
Ведь очевидно, что любое значительное изменение в жизни организации невозможно без соответствующего изменения культуры, и наоборот: перемены в культуре отражаются на деятельности организации. Это обусловлено тем, что любая организация вне зависимости от ее размеров и сферы деятельности является не только технико-экономической, социальной, но и культурной системой, и трудности на пути реализации решений и новой стратегии развития в значительной степени связаны с уже сложившейся организационной культурой.
Так, в условиях, когда многие менеджеры жалуются на то, что их фирма достигла «плато продуктивности», исследования культуры организации как долгосрочного фактора успеха приобретают особую значимость. По данным Strategic Management Journal, эффективные технологии нематериального стимулирования позволяют в рамках того же фонда заработной платы увеличить производительность труда до 20% и сократить до минимума не запланированную руководством текучесть персонала.
В связи с этим, задачей предлагаемого спецкурса является знакомство студентов с феноменом корпоративной культуры, получение ими навыков ее диагностики, рассмотрение основных этапов культурного изменения. Кстати, в данном курсе предусмотрен раздел о национальных особенностях корпоративных культур, в том числе, о специфике российской деловой культуры.

— Имеются ли аналоги подобной программы, «Философия и методология принятия решений», в современном вузовском образовании в России?
— Да, в ряде российских вузов имеются программы по критическому и творческому мышлению (например, в Омском госуниверситете), существует проект «Peitho» («Пейто») международного Института социального и психологического здоровья, созданный специалистами Украины и России, во всех российских бизнес-школах, на факультетах государственного управления университетов, в Финансовой академии при Правительстве РФ, Нижегородском госуниверситете есть курс по принятию решений. Тем не менее, наша программа ближе к западным аналогам (например, тем программам, что предлагаются в Кембриджском университете). В этом смысле мы не боимся конкуренции. К тому же наша программа — авторская, поэтому разговор об аналогах может носить лишь условный характер.

— Что вы считаете преимуществом системы российского высшего образования в настоящее время?
— У программ МГУ есть немаловажное преимущество: западные школы ориентированы на международный бизнес, международную среду, их выпускники плохо представляют себе специфику нашей действительности. Отечественное же образование изначально нацелено на подготовку к ведению дел в России.
В остальном же — мы не проигрываем другим странам не только в профессиональной подготовке кадров, но и по другим параметрам. Философский факультет сейчас не уступает по своему техническому оснащению ведущим университетам Запада. Интерактивные доски, оборудование для компьютерных презентаций и видеоконференций, электронная библиотека — все у нас есть. Надеемся, в следующем году переедем в новый корпус, тогда разрешится и самая больная проблема — нехватка аудиторий.

— Ольга Дмитриевна, вы имеете опыт преподавания за рубежом. Можете ли вы как-то сопоставить инновационные процессы в отечественных вузах и зарубежных?
— Я преподавала в американских университетах, которые действительно относительно быстро (насколько это вообще возможно в инерционной образовательной сфере) реагируют на изменения в обществе. Такой «отзывчивости» на новые социальные процессы у нас пока, увы, нет. К тому же, внедрение любых инноваций всегда требует немалых денег, соответствующего финансирования, а бюджеты наших университетов, даже самых больших, просто несопоставимы с бюджетами Гарварда, Йеля, Университета Джорджа Вашингтона. На этом фоне для меня остается загадкой, как лучшие российские университеты умудряются давать своим выпускникам такую хорошую подготовку. Удивительно, но это факт: традиции российского классического университета, подразумевающего фундаментальное образование, высоко ценятся и в США, и в Европе. Не сломает ли проводимая реформа эти традиции? Такие опасения есть, причем не только у нас, но и во многих европейских странах, тоже подписавших Болонское соглашение. Знаю, никакой Болонский процесс не грозит, слава Богу, ни Кембриджу, ни Оксфорду — зачем реформировать что-то, зная, что это приведет к снижению качества? Иногда бывает обидно, что такого отношения нет к традициям российского образования: оно всегда было конкурентоспособно, но вместо того, чтобы сделать ставку на развитие его лучших сторон, речь идет о «перестройке» нашего образования по гораздо менее качественному и апробированному образцу. Именно поэтому слово «инновация» не всегда радует: иногда под ним скрывают вполне деструктивные процессы разрушения образования в стране. Но я оптимист: надеюсь, что здравый смысл возьмет верх. Пока же — «каждый должен возделывать свой сад», как писал Вольтер, в моем случае — учить студентов. А по новой программе это будет еще интереснее делать.

Беседу вела Елена Терещенко

P. S. С содержанием учебного плана подготовки магистра по направлению «Философия и методология принятия решений» читатели «Московского университета» могут ознакомиться на сайте философского факультета в разделе «Национальный проект “Образование”» (www.philos.msu.ru).

 

«Нанотехнологический бум». Жизнь ФНМ МГУ

Участие различных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова в нашумевшем инновационном образовательном проекте (ИОП) уже привело к разработке новых образовательных программ, повышению технической оснащенности, развитию исследовательской составляющей учебного процесса. Все это, конечно, прекрасно, а главное, красиво и убедительно звучит. Пожалуй, единственным факультетом МГУ, деятельность которого априори полностью «укладывается» в рамки инновационного проекта, является факультет наук о материалах. После же определения Президентом РФ нанотехнологий как одного из приоритетных направлений развития науки, технологии и техники России, обсуждения вероятного проекта строительства соответствующего центра становится ясно, что у нас наступил «нанотехнологический бум».

В то же время нельзя не опасаться и возможной переоценки роли нанотехнологий, являющихся будто панацеей от всех «болезней». Преувеличена ли важность нанотехнологий или развитие данной области науки является закономерным запросом времени? Попробуем разобраться в этом с деканом ФНМ Юрием Дмитриевичем Третьяковым и зам. декана по учебной работе Евгением Алексеевичем Гудилиным, рассказавшими также о жизни факультета.


Декан ФНМ Ю.Д. Третьяков
Е.А. Гудилин
«МУ»: — Юрий Дмитриевич, говоря вашими словами: «ФНМ — уникальное для классических университетов России учебное заведение». В чем именно заключается уникальность факультета?
Ю.Д.: — Уникальность, в первую очередь, связана с междисциплинарностью. В классических университетах России факультетов, подобных ФНМ, не было, да и пока нет. ФНМ МГУ — единственный в своем роде. Если честно, мне хотелось бы, чтобы мы не были уникальными в этом смысле и появлялось бы все больше вузов, успешно реализующих наши образовательные подходы. Во-вторых, на факультет мы пытаемся отобрать лучших из лучших, имея ввиду всю Россию. Хотя мы принимаем на каждый курс только двадцать пять человек, людей, способных справиться с нашей программой, довольно трудно найти. Программа факультета очень сложна, потому что требует исключительно хорошего знания и математики, и физики, и химии. Учиться на факультете сложно. Не было еще ни одного курса, когда до финиша дошли все двадцать пять человек. Был год, когда выпуск составил лишь восемь человек. Хотя это было в период тяжелого времени для всей страны. Все, что происходит в обществе, как в зеркале, отражается на всех аспектах жизни человека, в том числе и на учебе студентов.
Еще одна важнейшая особенность факультета заключается в том, что научная работа является обязательной частью учебного плана, начиная с первого курса.
Есть несколько позиций, по которым ФНМ держит первенство в Московском университете: относительное число иногородних, число научных статей на «душу» студента, процент студентов, которые выигрывают в различных конкурсах. Я не знаю ни одного другого факультета (кроме, пожалуй, химического), который получил бы, к примеру, столько грантов поддержки талантливых студентов в конкурсе, который спонсировал благотворительный фонд О.В. Дерипаска.

«МУ»: — На ФНМ человек к защите диплома должен иметь определенное число публикаций?
Ю.Д.: — Такого правила у нас не записано, но нет практически ни одного студента, который при защите дипломной работы не представил бы собственные опубликованные материалы. Тем более мы всячески поощряем некое соперничество, сотрудничество студентов. К примеру, у нас существует система рейтинга. То есть преподаватели по определенной шкале выставляют отметки студентам не в конце семестра, а три-четыре раза за семестр. Далее эти баллы суммируются за все пять с половиной лет.

«МУ»: — На факультете довольно большой процент студентов из регионов.
Ю.Д.: — Да. Но так происходит не потому, что мы считаем нужным принять ребят из регионов и не принять москвичей. Даже наоборот. Сейчас мы стремимся сделать все возможное, чтобы увеличить долю москвичей среди студентов. Потому что за последние годы стоимость жилья в Москве сильно возросла. Следовательно, решить проблему жилья для иногороднего студента, пусть семь пядей у него во лбу, по окончании университета крайне сложно. Конечно, это не вполне честный прием. Однако не могу сказать, что мы не принимаем иногородних только потому, что он не из Москвы или ближайшего Подмосковья. Я и все мои помощники — не москвичи. Хотя бы поэтому мы не можем относиться к иногородним не объективно. Сейчас в связи с тем, что общежития привели в надлежащий вид, вложив огромные средства, иногородним стало немного легче жить и учиться. Кстати, с каждым годом среди студентов увеличивается процент девушек.

«МУ»: — Выделяются ли конкретные города, субъекты, «дающие» наибольшее число ваших студентов?
Ю.Д.: — Конечно, и это неслучайно. Когда еще существовала система соросовских грантов, существовали и Соросовские учителя. Мы в свое время завязали с этими учителями непосредственные контакты. К примеру, у нас немало студентов из Тихвина, Черноголовки, Тулы, Рязани, Обнинска.

«МУ»: — Расскажите о новом типе мультимедийных лекций, который вы реализуете.
Е.А.: — Два года назад данные лекции были представлены в формате компьютерных «презентаций». Затем мы начали делать серию видеофильмов. Сейчас работаем над созданием единого учебного видеокурса, который станет очень хорошим пособием и подспорьем студентам, а также тем, кто придет на факультетские программы дополнительного и дистанционного образования. К тому же курс, который был электронным, сейчас переводится в формат, в котором его можно будет просматривать с помощью любого DVD-плейера. Все это делается в рамках реализации проекта «Формирование системы инновационного образования в МГУ им. М.В. Ломоносова». Мы бы хотели сделать еще одну новаторскую вещь: создать на нашем сайте www.nanometer.ru раздел, где будут размещены учебные видеоклипы по нанотехнологиям.
Ю.Д.: — Нанотехнологии сейчас являются одним из безусловных приоритетов. Значительная часть студентов, аспирантов, сотрудников факультета связана с нанотехнологиями. Более того, ФНМ является чуть не единственным факультетом, не имеющим научных сотрудников. Вся научная работа у нас выполняется студентами и аспирантам под руководством, конечно, преподавателей.

«МУ»: — Так изначально сложилось?
Ю.Д.: — Когда факультет только возник, мы не имели собственного штата, приглашали людей с физфака, химфака. По мере того как факультет выпускал своих питомцев, штат разрастался. Тем не менее, сейчас в штате работают человек пятнадцать, еще тридцать пять человек мы привлекаем с других факультетов. Пока что не нужно отказываться от данной системы. К примеру, практикум по неорганической химии на химфаке создавался в течение 120 лет. На ФНМ мы никогда не сможем создать таковых условий для проведения практических занятий студентов.

«МУ»: — Факультет основан в судьбоносном 1991 году. Аналогичных программ в стране не было, люди не понимали, видимо, что такое науки о материалах, зачем они нужны.
Ю.Д.: — Да, было довольно сложно поначалу. У меня и моих коллег тогда было понимание, что таковой факультет обязательно нужно создавать. Наверное, 91-ый год оказался немного неудачным временем для создания факультета. Причем факультет создавался летом, первого сентября мы приступили к работе, а через три месяца не стало СССР. Конечно, к тому времени уже было много проблем у страны. Главная заключалась в том, что многие люди были вынуждены задумываться над тем, как заработать кусок хлеба. В той ситуации нужно было сделать все возможное, чтобы самые талантливые молодые люди не оказались заложниками необходимости добычи этого куска хлеба. Всегда и везде есть талантливые люди. Важно их отыскать и правильно образовывать.
Если честно, факультет не раз был на грани прекращения существования. Надо отдать должное ректору, который приходил на помощь в этих ситуациях, поддерживал нас. Правда, в последний раз порекомендовал зарабатывать больше денег самостоятельно.
Долго у нас не работала идея с попечительским советом, который заботился бы о трудоустройстве выпускников. Не знаю, насколько корректно проводить такую аналогию, но все член-корреспонденты РАН, которые были членами нашего попечительского совета, стали академиками. Позже я понял, что формировать попечительский совет нужно определенным образом. Туда должны входить ректор, президент Академии наук, нобелевские лауреаты, которые будут своеобразной приманкой для представителей бизнеса. Из нобелевских лауреатов мы смогли привлечь В.Л. Гинзбурга, Ж.И. Алферова. Сейчас же трудоустройство выпускников, их социальная защищенность являются важнейшими вопросами.

«МУ»: — На факультете реализуются программы переподготовки, повышения квалификации?
Ю.Д.: — Формально программа переподготовки существует. Фактически она еще не заработала. Потому что только сейчас люди начали получать деньги, которые они могут вкладывать в собственную переподготовку. В настоящее время нам поступили конкретные предложения от Томского и Тамбовского университетов. Думаю, в этом году работа по переподготовке развернется более масштабно.

«МУ»: — Студенты ФНМ очень творческие и увлеченные люди. Они даже по выходным работают в лабораториях.
Ю.Д.: — Кроме того, сейчас мы имеем много проектов, с помощью которых можем материально поддержать студентов. Раньше такого не было. Данные проекты — результат наших побед на различных конкурсах, по итогам которых мы получаем заказы на выполнение конкретных работ.

«МУ»: — Расскажите о сотрудничестве, партнерах ФНМ.
Ю.Д.: — Сотрудничество развивается в разных ракурсах. Во-первых, мы тесно сотрудничаем с российскими академическими институтами. Во-вторых, немало связей с зарубежными университетами. Летом 2006 г., к примеру, был подписан договор о сотрудничестве с химическим факультетом Университета Дуйсбурга-Эссена (UDE, Германия). В то же время подписано соглашение о сотрудничестве и о разработке плана совместных мероприятий на 2006–2007 гг. с российским ЗАО «НТЦ Бакор». Раз в два года, пользуясь немецкой поддержкой, мы направляем наших студентов на двухнедельный тур по университетам, научным учреждениям Германии.

«МУ»: — Как родилась идея создания «Нанометра»?
Е.А.: — «Нанометр» задумывался как общероссийское средство общения ученых, исследователей, просто увлеченных и интересующихся нанотехнологиями людей. Особенно, когда стало ясно, что нанотехнологии будут возводиться на уровень государственной политики. При поддержке инновационного образовательного проекта МГУ мы создали Интернет-портал, которым очень многие, в частности различные СМИ, пользуются, черпая новую достоверную информацию в области нанотехнологических разработок. Через сайт «Нанометр» нам удалось провести I Всероссийскую Интернет-олимпиаду «Нанотехнологии — прорыв в будущее». МГУ успел это сделать первым, чем, несомненно, создал положительное общественное мнение и смог доказать, что его ученые и преподаватели успешно работают в перспективном направлении наноматериалов и нанотехнологий. Очевидно, что такие мероприятия имеют чрезвычайно важное значение для всего университета в целом. Стоит сказать и о «Наноазбуке», книге, над которой трудились многие наши коллеги. Ее «нулевой» вариант появился уже 14 июня и был роздан членам Российской академии наук — участникам семинара секции наук о материалах по вопросу развития нанотехнологий. Планируется, что конечный вариант позволит многим — от школьников до членов Правительства Российской Федерации — лучше разобраться, что же такое есть на самом деле нанотехнологии. «Наноазбука» создана при поддержке инновационного образовательного проекта МГУ.

«МУ»: — В рамках инновационного проекта происходит обновление или пополнение оборудования?
Ю.Д.: — Собственно, это основная часть проекта, точнее, основное вложение средств, которые мы получаем от университета. К сожалению, в рамках инновационного проекта очень много времени уходит на оформление самых разных бумаг. Создается некая иерархически-бюрократическая машина, которая абсолютно не интересуется сутью дела, смысл функционирования которой заключен в размножении бумаг. Но это не самое страшное. К примеру, когда создавался инновационный университет, то идеи «Наноазбуки», Интернет-олимпиады не было. А чиновникам кажется, что раз этого не было, значит, и не должно быть. Для нас же возникновение новых интересных идей является смыслом жизни. Не должна же сама идея инновационного университета сводиться к написанию разных бумаг!

«МУ»: — Получается, вся деятельность вашего факультета укладывается в рамки инновационного проекта.
Ю.Д.: — Это да. Но мы-то возникли раньше этого проекта. Хотя если бы нашей программы и не было, она была бы создана уже в рамках данного проекта. Правда, при таком условии эффективная работа факультета началась бы еще нескоро.

«МУ»: — Сейчас все громче говорят о нанотехнологиях и наноматериалах. Возникает ощущение, что это является своего рода лекарством от всех болезней. Не преувеличена ли роль «нанотехнологического бума»?
Ю.Д.: — Трудно сказать… В любом случае каждый человек должен понять, что лет через 15–20 мир кардинально переменится именно благодаря нанотехнологиям. Хотим мы этого или нет, будем ли мы это развивать в России или не будем. Если мы не станем активными участниками данного процесса, то все равно каждый гражданин нашего государства будет потребителем нанопродукции. Уже в огромных масштабах выпускаются различные кремы и т. д. Все это лишь начало. Сейчас уже никто практически не может жить без мобильного телефона, Интернета. Так же через некоторое время человек не сможет жить без нанопродуктов. Средства на развитие нанотехнологий нужно тратить. Но их необходимо тратить с умом, чтобы они попадали в руки ученых, а не чиновников.

«МУ»: — В последнее время в МГУ открылось немало корпоративных факультетов. Действительно ли они нужны?
Ю.Д.: — Затрудняюсь ответить. Но думаю, это неплохая модель, которую надо опробовать в структуре университета. Может быть, надо было сначала создать ограниченное число таких факультетов и посмотреть, что из этого получается. К тому же приход бизнеса в образовательный сектор влияет как на престиж университета, так и на его внутреннюю жизнь. Ведь университету тоже нужно выживать и развиваться, для чего необходимо искать новые пути и контакты.

«МУ»: — Что бы хотели пожелать факультету, студентам?
Ю.Д.: — Факультету — успешного продвижения вперед, реализации всех намеченных планов. Студентам — добросовестно относиться к собственной научной деятельности.

Исследования в области наноматериалов, нанотехнологий становятся своеобразным кредо начала третьего тысячелетия. Если Россия будет оставаться в стороне от «нанотехнологического бума» современности, то догнать, а тем более обойти другие страны в данной области совсем скоро станет просто невозможно. Неслучайно бытует мнение, что, ограничивая себя лишь одним полем боя, мы рискуем остаться беззащитными на другом.
В таком контексте удивляет дальновидность академика Ю.Д. Третьякова, основавшего еще в далекие девяностые факультет наук о материалах, деятельность которого похожа на путь через тернии к звездам. Что касается новых интересных идей, то стоит пожелать, видимо, огромного терпения и сил в их реализации.

Беседу вела Надежда Пупышева

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Поступаем в МГУ

Студентка

Образование

Инновационный университет

На пользу науке

Мир творчества

Спорт

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу