№ 30 (4221)
октябрь 2007

Мир творчества

Удачливый «Счастливый неудачник»

Были мальчишки и девчонки, а станут защитниками Родины
Хороший спектакль сродни песне, из которой, как это водится, нельзя вычеркнуть ни слова. Такая театральная песня звучала 24 сентября на сцене Театра п/р. А. Джигарханяна, где Московский открытый студенческий театр — Студенческий театр МГУ открыл свой юбилейный 50-ый театральный сезон премьерным спектаклем по повести В. Шефнера «Счастливый неудачник». Причем не столько открыл, сколько распахнул, приятно удивив новыми находками, сценическими решениями, а главное — дебютами.

Отметим, что «Счастливый неудачник» уже игрался актерами Студенческого театра МГУ в начале 80-х годов. По словам одного из ведущих актеров театра Юрия Огульника, творческой деятельности которого в составе Студенческого театра исполняется в этом году 25 лет, «постановка “Счастливого неудачника” в 1982 году была совершенно другая, акценты были расставлены по-иному. Кстати именно тогда первые свои драматические роли сыграли Валдис Пельш и Алексей Кортнев. В 82-ом проходил фестиваль молодежных театров, приуроченный к 60-летию образования СССР, и именно там состоялась премьера “Счастливого неудачника”. Спектакль получил восемь из 10–12 первых призов: за режиссуру, художественное оформление и т. д. Для меня роль в этом спектакле, а играл я поэта Иоанна Манящего, была дебютом и настоящим испытанием».

Наверное, стоило бы рассказать о сюжете и конфликте произведения. Но в этом случае все попытки приведут к необходимости детально останавливаться далеко не на одном эпизоде. Отметим лишь, что повествование ведется от лица небезызвестного поэта Виктора Шумейкина, решившего поведать в прозе о том, как он вступил на путь поэзии. Произведение, а соответственно, и спектакль, это цепочка вырванных из жизни мальчика Вити эпизодов. Действие разворачивается в Ленинграде, в начале 30-х годов XX века. Васильевский остров, коммунальные квартиры, знаменитые ленинградские дворы, в которых дети довоенного времени проводили много времени, усваивая главные жизненные уроки, главный из которых заключался в невозможности предать друга. Нитью через всю повесть «Счастливый неудачник» проходит негласное утверждение, что нередко цепь маленьких житейских неудач приводит к счастливым исходам. Так, за время дня своего обыкновенного дворового детства мальчик Витя два раза избежал гибели. И каждый раз эти типовые «случайности», давая осознание жизни как чуда, пробуждали в нем творческие силы.

Сейчас представители старшего поколения нередко любят говорить, что мы живем в испорченное время, что нет идеалов, да и думает молодежь не о том. Можно спорить, можно соглашаться, однако многое в произведение Шефнера до боли актуально и злободневно:

— Ложь — это если человек говорит то, чего нет, а я только передвигаю факты.

— Он умный, только не любит учиться. Он говорит, что раз все учатся, то кто-то один может не учиться.

— Стоять без всякого дела и ждать неизвестно чего — это самое плохое.

— Женщина ничего не делает просто так, даже если ей шестнадцать лет. Это мы, мужчины, простаки.

— Она была девчонка как девчонка, пока молчала, но стоило ей заговорить…

Финальным аккордом произведения являются размышления уже взрослого Виктора: «Город был моим другом номер один. Это был гигантский друг. Казалось, что он всегда будет защищать меня, сам не нуждаясь в защите. Так мне казалось тогда. Я ведь не знал, что ждет нас впереди, не знал, что будет война и блокада и что мне придется защищать своего друга номер один». Однако если Шефнер оставляет финал открытым, то в постановке театра МОСТ подводится итог — все друзья Виктора погибли, как и единственный родной человек — тетя Аня. Спектакль, «от и до» буквально пронизанный духом патриотизма, проливает свет на вопрос, почему же и во имя чего шли мальчишки и девчонки, мужчины и женщины на войну. Ведь всегда и в любом деле есть выбор: остаться и принять бой или незаметно уйти, гарантировав себе «жизнь». Как говорится, были мальчишки и девчонки, а стали защитники Родины.

Спектакль «Счастливый неудачник» стал дебютным для многих студийцев МОСТа. Если среди зрителей были скептически настроенные люди, то их негативные ожидания явно не оправдались. Дебютанты Оксана Деветьярова, Егор Никитин, Дмитрий Чуриков, Юлия Вергун и Лиза Каркищенко умело скрывали свое волнение, вызывая восхищение зала филигранным исполнением своих ролей. Отдельно отметим проникновенную игру уже опытной актрисы театра Яны Лемешко. «У Яны, по сути, это была первая серьезная драматическая роль. Я сидел за кулисами и обливался слезами, когда она играла эпизод с вазой», — поделился Ю. Огульник, сам игравший роль врача-ветеринара, отца Шерлохомца, друга Вити. Его гортанная фраза, с характерной хрипотцой в голосе: «Бога, конечно же, нет, но пути его неисповедимы», — надолго запомнится зрителям. Об исполнение же главной роли мальчика Вити актером театра МОСТ выпускником, а сейчас и сотрудником химического факультета МГУ Анатолием Сафронихиным можно сказать лишь одно: нет слов, одни эмоции! Это было здорово. Если честно, даже обидно, что отыскать немного дегтя для сладкой бочки меда слов о спектакле так и не удалось. Хотя профессиональные критики, да и обычные зрители, вероятно, его нашли бы.

Что ж, спектакль «Счастливый неудачник» стал очередным примером пока науке не ведомого искусства театра МОСТ играть серьезные произведения легко и непринужденно. При прочтении повести Шефнера, если честно, улыбку вызывают лишь пара-тройки фраз. На спектакле же зритель смеется с завидной периодичностью! Также доброй традицией спектаклей театра стала музыкальность постановок и позитивность хореографии. Между прочим, режиссером спектакля (безусловно, под руководством режиссера театра МОСТ Е.И. Славутина) является Радион Букаев, пришедший в МОСТ актером еще в 1998 году. «Счастливый неудачник» его дипломная работа. Оказывается, выпускник Суворовского училища Р. Букаев некоторое время назад поступил на режиссерское отделение Театрального института им. Б. Щукина. И вот — первая серьезная работа молодого дипломированного режиссера.

«О несчастных и счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и слепой любви» — спектакль «Счастливый неудачник» стал установкой на покорение высокой планки в новом сезоне театра МОСТ.

Надежда Пупышева, наш корр.

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Юбилей факультета

Спорт

Студентка

Инновационный университет

На пользу науке

Мир творчества

Твоя жизнь, студент!

Будни и праздники университета

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу