ноябрь 2007

Мир творчества

Сверхновая. Мир творчества

Л.Г. Михайлова — главный редактор журнала «Сверхновая. F&SF»
Сегодня научной фантастике, побудившей к занятиям наукой многих выдающихся ученых, уделяется больше внимания на киноэкране, чем на страницах периодики, освещающей культурную жизнь. Редко в газетном киоске можно увидеть интересную газету или занимательный журнал, посвященные этой области беллетристики. Многие интересуются ею, но не знают, где найти такие издания. Оказывается, в МГУ уже свыше десяти лет выпускается журнал «Сверхновая. F&SF», одна из задач которого — дать возможность читателям «держать руку на пульсе» научной фантастики, объединить ее почитателей, а также развивать дальше то направление, которое пробуждает интерес к исследованию нашей многомерной внутренней и внешней Вселенной.

Для тех, кто хотел ближе познакомиться со «Сверхновой», ее историей, редакцией, работой и достижениями, 8 ноября в Фундаментальной библиотеке МГУ прошла презентация, посвященная 13-тилетию журнала и его сороковому выпуску. Здание Фундаментальной библиотеки было выбрано не случайно: сюда могли прийти все желающие, как студенты, так и ученые, сотрудничество с которыми журнал считает очень важным для себя.

Презентация была открыта вступительным словом главного редактора «Сверхновой» Ларисой Григорьевной Михайловой.

Первый номер журнала вышел 4 октября 1994 года, тогда еще под названием «Сверхновая американская фантастика». Книжное издательство, выпускающее журнал, рассчитывало привлечь миллионы читателей, однако не учло одной детали: периодическое издание должно издаваться регулярно, а номера выходить точно в срок. Однако эти условия не были соблюдены, а финансирование журнала вскоре прекратилось. Журнал закончил бы свое существование, если бы не Московский университет, где Л.Г. Михайлова с 1980 г. читала спецкурс по истории современной фантастики, пользовавшийся успехом у студентов. С 1996 года редакция журнала обосновалась на факультете журналистики МГУ.

Главным партнером «Сверхновой» является американский журнал Magazine of Fantasy and Science Fiction, договор с ним — правовая база взаимоотношений с зарубежными авторами. Свыше 70 из них стали известны именно благодаря журналу, более 130 произведений опубликовано на страницах «Сверхновой» впервые на русском языке. Российская ассоциация исследователей фантастики, Центр ноосферных знаний и культуры им. Ивана Ефремова, а также Московский клуб треккеров (любителей сериала «Звездный путь») — также находятся с журналом в творческом контакте.

Журнал освещает многие интересные темы, каждый новый выпуск посвящен какой-либо актуальной проблеме. Среди последних тем «Сверхновой» — личность и этносфера, космос и экология.

Рубрики журнала разнообразны: «Проза», «Обзор», «20 световых лет спустя», «Академия Горя и Радости», «Книжный клуб», «Голос Пространства», «Теперь вы знаете…» и др. На его страницах можно найти повести и рассказы, легенды и предания, исторические факты.

Гости мероприятия увидели кадры из фильма Г. Тищенко «Будущее России», в котором современные писатели-фантасты размышляют о будущем России. Фильм содержит уникальные кадры и отличается необычными спецэффектами.

После мероприятия Лариса Григорьевна Михайлова ответила на вопросы корреспондента «МУ».

— Лариса Григорьевна, расскажите, пожалуйста, какие цели ставил перед собой журнал в момент его открытия?
— В годы Советского Союза был всего один журнал, посвященный научной фантастике, современная же фантастика оставалась «инкогнито». Начиная с 1972 г. (год присоединения к Конвенции по авторским правам) по 1994 г. (год начала издания журнала) образовался провал. В это время молодые люди читали то, что нравилось их отцам, но не имели представления о процессах, событиях, происходящих в их время. Поэтому одной из наших главных целей стала ликвидация этого разрыва. Мы старались также наладить связь с западными фантастами разных стран.

— Изменились ли сегодня цели и задачи «Сверхновой»?
— В целом, нет. Мы активно сотрудничаем со многими зарубежными авторами, а задачи у нас все те же: развитие современной фантастики, сохранение памяти о таких великих фантастах, как, например, Иван Ефремов, привлечение новых любителей фантастики в нашу среду, предоставление возможности молодым авторам развивать свой талант.

— Принимают ли участие студенты в жизни журнала?
— Когда наш журнал только становился независимым, студенты нам очень помогли, в основном, переводами. Сегодня тоже находится немало энтузиастов, которые с удовольствием переводят научную фантастику с разных языков мира.

— То есть любой желающий, владеющий иностранным языком, может принять участие в работе журнала?
— Мы только приветствуем такие порывы. Конечно, сначала мы проверяем уровень языковой подготовки кандидата. На нашем сайте, www.snovasf.com, в разделе «Мастерская» всегда можно найти отрывки для пробного перевода.

— Лариса Григорьевна, много ли точек распространения журнала на сегодняшний день?
— К сожалению, нет. Сегодня у нас всего две точки, одна из которых — факультет журналистики МГУ. Там все желающие могут приобрести наш журнал, который выходит раз в квартал.

— Расскажите, пожалуйста, о ваших дальнейших планах.
— Следующим будет номер, посвященный древним цивилизациям. В планах — китайский и канадский номера. Уверены, читатели узнают много нового!

Презентация, прошедшая в Фундаментальной библиотеке МГУ, была первым подобным мероприятием в жизни журнала «Сверхновая». Надеемся, что впереди студентов и ученых МГУ ждет еще немало встреч с сотрудниками журнала!

Мария Еремина, наш корр.