№23-24 (4254-4255)
август 2008

2-я летняя школа повышения квалификации преподавателей дисциплин государственного управления

СВ 2006 году в профессиональной среде преподавателей государственного управления и смежных дисциплин впервые родилась идея организовать летнюю школу повышения квалификации для преподавателей с большим опытом работы. Из предварительного обсуждения «в кулуарах» было понятно, что сегодня сложился очевидный спрос на подобную школу, так как многие из профессиональных преподавателей ищут способ повысить свою квалификацию и получить возможность для интенсивного профессионального общения с коллегами по цеху из других стран. Выдвинутая идея нашла отклик в стенах Московского университета, и летом 2007 года факультет государственного управления провел первую школу. Профессиональным сообществом было решено, что МГУ имени М.В.Ломоносова как нельзя лучше подходит на роль связующего центра, так как обладает впечатляющей историей, богатыми традициями и превосходным профессорско-преподавательским составом, который неоднократно подтверждал свой профессиональный потенциал на всех уровнях.

Участники летней школы
Главным итогом первой летней школы стало настойчивое требование продолжить начинание и превратить его в регулярное профессиональное мероприятие, которое преподаватели могли бы заблаговременно заносить в свои планы. Данное предложение было с энтузиазмом встречено на факультете государственного управления, тем более, что по результатам первой школы был выпущен сборник интересных аналитических статей преподавателей МГУ и их коллег из других стран, который получил широкий научный резонанс. Выбор темы для второй летней школы диктовался насущными потребностями сегодняшнего дня, а именно: участие в Болонском процессе и построение таких систем высшего образования нового формата, которые бы способствовали повышению качества знаний у выпускников. После предварительного обсуждения была утверждена тема второй летней школы: «Обеспечение эффективности подготовки и функционирования государственных служащих». Целью летней школы было объявлено создание дополнительных возможностей для взаимного профессионального обогащения и повышения квалификации преподавателей дисциплин государственного управления из стран СНГ и Восточной Европы. Программа занятий летней школы содержала три ключевых информационных блока: 1) создание единого информационного профессионального пространства специалистов в области государственного управления стран СНГ и Восточной Европы; 2) новейшие технологии и техники преподавания; 3) методы организации и ведения учебного процесса в условиях конкурентной рыночной среды. Востребованность летней школы в очередной раз подтвердилась уже на стадии подготовки: перед отборочной комиссией стала нелегкая задача выбрать из 62 преподавателей, представлявших 18 стран мира, всего 35 участников. Однако все трудности отборочного периода были с успехом преодолены. В группу попали преподаватели, чей профессиональный опыт и полномочия не вызывали сомнения: заведующие кафедрами, профессора, заместители деканов по учебной работе. По сравнению с предыдущим годом география участников расширилась, и в Москву приехали представители Армении, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Казахстана, Киргизстана, Словакии, Эстонии, Узбекистана, Украины. Учебными заведениями, которые они представляли, были в основном факультеты по политическим наукам или государственному управлению университетов, а также академий по подготовке государственных служащих. Программа школы была очень насыщенной и интересной: занятия проходили ежедневно с 10 до 17 часов в течение недели. В расписании занятий значились следующие темы: — построение компетентностных моделей специалистов по государственному и муниципальному управлению; — учебно-методическое обеспечение учебного процесса при двухуровневой системе высшего образования; — приоритеты подготовки специалистов в области государственного управления: политтехнолог, политик, управленец; — показатели эффективности и полезности работы государственных служащих и оценки качества образования управленческих кадров. В понедельник 2 июня на факультете государственного управления состоялось торжественное открытие летней школы. Все заявленные темы вызвали живейших интерес со стороны участников. По их общему признанию, пребывание на мероприятиях школы позволило им приобщиться к богатейшему опыту всех собравшихся, ознакомиться с уникальными педагогическими и научными разработками, расширить собственный арсенал преподавательских методик и приемов. К существенным достижениям привели также совместные обсуждения образовательных стандартов по дисциплинам государственного управления, содержанию учебных курсов и баланса между разными формами обучения. Например, большинство участников пришло к выводу, что чрезмерное увлечение практическими ситуациями в ущерб лекционным формам подачи материала приводит к содержательному обеднению учебных курсов и снижению объема знаний у студентов по их окончании. Также серьезной критике была подвергнута и двухуровневая система высшего образования. С сожалением было отмечено, что в результате недостаточной предварительной проработки этого вопроса, а также изолированности научной и педагогической общественности от принятия решения по переходу на двухуровневую систему высшего образования, страны Восточной Европы сегодня вынуждены снижать стандарты обучения до стандартов Западной Европы, теряя конкурентные преимущества и открывая свои рынки труда для «утечки мозгов». За пять дней занятий в аудиториях было все: и обмен мнениями, и жаркие споры, и яркие презентации. Представительный состав участников и профессиональные преподаватели позволили создать атмосферу глубокой заинтересованности и вовлеченности во все мероприятия школы. Позже педагоги искренне скажут о том, что оставалось не ясно, кто у кого учился: формат школы в виде активного группового обсуждения вместо монолога преподавателя позволил максимально насытить занятия разнообразной информацией. Представители лучших вузов из дружественных и близких к России с точки зрения общей истории стран, делились своим богатейшим опытом, рассказывали об успешных проектах по решению схожих проблем. Подводя итоги летней школы, можно сделать несколько очень важных выводов. Во-первых, стал совершенно очевиден огромный спрос на особые мероприятия по повышению квалификации для опытных преподавателей. Непрерывное обучение, которое активно пропагандируется преподавателями с учебных кафедр, должно стать постоянным атрибутом и их профессиональной жизни. Наличие организованной площадки, которая может являться связующим центром, способным координировать обмен информацией, отслеживать интересы и потребности профессионалов, существенно облегчит и простимулирует внедрение практики непрерывного обучения для преподавателей дисциплин государственного управления. Во-вторых, формат подобных мероприятий должен иметь совершенно иной характер, нежели у стандартных учебных курсов. Более уместным и эффективным является применение групповых дискуссий и обмена опытом. Преподаватель в аудитории профессионалов играет скорее роль ведущего, в противовес учителю, который передает знания менее подготовленным ученикам. Предварительный мониторинг пожеланий участников позволяет выявить самые насущные проблемы будущих участников и разработать программу, которая отвечает их интересам и ожиданиям. Выбор актуальных тем обсуждения также гарантирует высокую степень вовлеченности участников в дискуссии, их открытость и готовность делиться секретами своего мастерства. В-третьих, необходимо иметь действующий механизм фиксации получаемых результатов. На встречах летней школы рождалось так много интересных идей и новых подходов, что было бы преступным расточительством оставить их без внимания и дальнейшей проработки. Организаторы школы предусмотрели возможность выпуска сборника докладов участников летней школы, в которых они смогли бы обобщить уникальный опыт, собранный на совместных встречах. В настоящий момент на факультете государственного управления готовится к печати особый выпуск электронного журнала, посвященный основным научным итогам летней школы. В целом, летняя школа еще раз подтвердила силу и высокую эффективность «советской» школы преподавания. Участники из западных стран открыто признавались, что учебная и научная нагрузка их коллег из государств бывшего советского пространства существенно выше. То же можно сказать и при оценке стандартов обучения. Очень важным является тот факт, что международная летняя школа повышения квалификации преподавателей дисциплин государственного управления состоялась на территории России и на русском языке, за что огромное спасибо факультету государственного управления Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, нашедшего деньги и силы для ее организации. Решение задачи поддержания ведущей роли России на мировой арене может протекать не только на самом высоком государственном уровне, но и на уровне прямых контактов между специалистами, которые являются проводниками научных идей и жизненных установок для политической и деловой элиты в своих странах.

Первая полоса

Редакторская колонка

Пресс-служба

Вести МГУ

Юбилей

Объявление

Узнаем университет

Азбука первокурсника

Территория МГУ

Твоя жизнь, студент!

Страницы истории

Наш календарь

Наука и практика

Новости Москвы

На главную страницу