№ 23-24 (4254-4255)
август 2008

Твоя жизнь, студент

Первокурсники, бегом в наш студенческий профком!



«Привет, первокурсник!» — говорим тебе мы, студенческая комиссия Объединенного профсоюзного комитета МГУ.

Ну, здравствуй, коллега! Не очень уж нам удалось отдохнуть перед очередной встречей с тобой. Но мы искренне рады твоему появлению, приливу, так сказать, свежей «крови» в наши профсоюзные студенческие ряды. Все думают, что летом студенческая комиссия отдыхает. Да, наверное, они правы: мы просто не устаем, лето у нас проходит интересно — помогаем в работе приемной комиссии, организуем летний студенческий лагерь в пансионате «Буревестник», работаем над проектом стипендиального положения МГУ и положения по практикам, готовимся к празднику Дня знаний — встрече с тобой и, конечно же, планируем для тебя сюрприз — выездное посвящение в первокурсники «Арбузник», которое состоится 28 сентября. Но и это еще не все: для участия в VI Всероссийском конкурсе «Студенческий лидер–2008» в сентябре мы готовим группу ребят, которые смогут принять участие в семинарах и мастер-классах специалистов по работе со студентами из других крупнейших вузов России.

Мы очень любим свое дело. Конечно, временами оно кажется нудным. Кому интересна бумажная работа: подготовить выписку для получения тобой материальной помощи, если вдруг понадобиться (в жизни все бывает); составить базу данных нуждающихся студентов, разбираясь со всеми принесенными тобой справками о заработной плате родителей или, не дай бог, инвалидности; сделать списки на получение бесплатных линз или льготных медицинских полисов для иногородних и иностранных студентов. Ой, а проездные билеты! Во время их оформления наши сотрудники вообще выпадают из личной жизни и работают в режиме отключения от человеческих потребностей, потому как не зарастает к нам студенческая тропа! И, не приходя в сознание, они с «пониманием» выслушивают твои объяснения, почему ты не успел вовремя сдать деньги. А причины, оказывается, уважительные: про то, что ты просто забыл, у тебя на лице написано. Но бывают еще более уважительные — пошел в библиотеку и уснул там на неделю. («Ну так вот, и остался бы там пешком постоять», — вполне достойный ответ). Но, коллеги, давайте же уважать друг друга! Эту головную боль мы взяли на себя для того, чтобы освободить от нее тебя, и уж, пожалуйста, не создавай инцидентов, чтобы она вернулась к тебе.

Ведь тебе, поверь нам, и без этого всего не будет хватать не только времени, но и сил! Тебе еще столько предстоит. Ты только в начале пути! Для того чтобы двигаться дальше, ты должен учиться. Для тебя открыл двери Московский университет, поэтому гордо носить звание студента МГУ — это теперь твоя обязанность. Познакомиться с остальными твоими обязанностями и правами помогут тебе ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», устав МГУ, типовые положения, которые ты можешь полистать в одиночку, а можешь и на семинарах, если решишь принять участие в выездной профсоюзной учебе студенческой комиссии ОПК.

Но не только эти знания ты там сможешь получить. Такие семинары позволяют развивать лидерские способности, уверенность в себе, организованность, участвовать в студенческом самоуправлении. Ведь ты — студент — источник всего нового и креативного. Помни, пожалуйста, об этом! Вместе вы — сила! Вы должны представлять собой студенческое движение, а не студенческий застой! Мы не хотим работать с вами по шаблонам, мы хотим того же, чего и вы — движения! Это тоже надо запомнить. Ведь как здорово, когда приходит твой коллега из параллельной группы и говорит, что хочет провести турнир по мини-футболу или волейболу, или же сосед по блоку загорелся идеей сделать в общежитии студенческую клубную комнату или провести встречу команд КВН — мы только «за». Начинайте — и бегом в профком, поможем. Бывает, что кто-то из вас хочет заниматься административной деятельностью на студенческом уровне, например, взяться за распределение путевок в профилакторий МГУ, решить вопрос рационального использования спортивных сооружений МГУ или качества работы точек общественного питания. Давайте, в нашем складе опыта сотрудничества со студентами и администрацией университета тебе будет где покопаться. Но для начала советуем познакомиться с председателем студенческой комиссии (студентом-старшекурсником) и его командой на твоем факультете — ведь именно они делают всю основную работу, а мы уж так, на подхвате, да и по духу они тебе будут ближе. А если уж там появились сложности или отправили тебя оттуда куда подальше, т. е. к нам, то все контакты можно найти на нашем сайте ОПК: www.opk.msu.ru. Да, кстати, если вдруг появится желание им заняться или родится какая-нибудь идея, то неси все это к нам и не растеряй по пути. Обязательно отблагодарим!

Итак, пора за работу! Отдыхать будем на пенсии. Кстати, о ней мы тоже подумали и тебе советуем, ведь, как ты знаешь, накопительной ее частью ты можешь управлять сам и уже сейчас. Есть у нас подготовленный проект по этому поводу, но… об этом чуть позже, мы ведь не прощаемся, будем держать тебя в курсе. До встречи!

Студенческая комиссия ОПК МГУ

Студенческий союз МГУ в 2007-2008 учебном году: дела, события, факты


Студенческий союз МГУ — общественная организация, объединяющая студентов, аспирантов и других людей Московского университета. Студенческий союз представляет и защищает права своих членов перед Советом Ученых советов МГУ, Учеными советами факультетов, администрацией МГУ и факультетов, государственными и общественными организациями Российской Федерации и иностранных государств, а также международными организациями и учреждениями. Основная цель деятельности Студенческого союза — это активизация и развитие студенческого самоуправления; создание благоприятной обстановки, способствующей эффективному образовательному процессу, профессиональному становлению студентов, раскрытию творческого потенциала, талантов и способ ностей учащихся университета; содействие органам управления университета в решении поставленных перед вузом задач; сотрудничество с молодежными общественными и научными объединениями России и зарубежных стран.

Студенческий союз активно взаимодействует с крупнейшими молодежными организациями РФ. По его инициативе был создан Российский союз студентов, объединяющий студенческие организации вузов России и работающий в тесном сотрудничестве с Российским союзом ректоров. Для развития связей со студенческими молодежными организациями на территории бывшего СССР по инициативе Студсоюза МГУ была учреждена Евразийская студенческая ассоциация, в которую входят представители более 60 университетов. В 2006 году в результате своего расширения Евразийская студенческая ассоциация была преобразована в Содружество студенческих и молодежных организаций России и стран СНГ.

Центр Международного сотрудничества Студенческого союза ведет активную работу: организует молодежные обмены, принимает участие в различных международных программах и проектах. Налажены деловые контакты с рядом зарубежных университетов.

Студсоюз играет важную роль в студенческом самоуправлении университета. История студенческой организации Московского университета уходит своими корнями еще в XVIII столетие. В 1781 году под покровительством одного из первых ректоров Московского университета М.М. Хераскова было организовано первое студенческое научно-просветительское общество «Собрание университетских питомцев». С тех пор студенческая организация университета сменила множество названий, но во все времена она следовала лучшим традициям студенческого самоуправления, опиралась на широкое представительство на факультетах и в подразделениях университета и объединяла учащихся, готовых внести свой вклад в преумножение славы и богатства крупнейшего центра науки, образования и искусства.

В настоящее время высшим руководящим органом Студенческого союза является Совет, который состоит из председателя и четырех сопредседателей и избирается на ежегодной отчетно-выборной конференции.

Важнейшие направления работы Студенческого союза — организационное, учебно-научное, международное, межвузовское, культурно-массовое и социальное, каждое из них курируется одним из членов Совета Студсоюза.

Основные мероприятия, в которых принял участие Студенческий союз МГУ в 2007–2008 учебном году:

1 сентября — День первокурсника–2007. Студенческий союз МГУ регулярно принимает активное участие в подготовке и проведении этого праздника.

2 сентября — Парад московского студенчества–2007. Более 500 первокурсников МГУ приняли участие под флагами Московского университета и Студенческого союза в ежегодном Параде московского студенчества.

С 13 по 15 сентября делегация Студсоюза в составе 10 человек приняла участие в Студенческом форуме «Украина — Россия» в Харькове (Украина). Инициаторами проведения мероприятия были Министерства образования и науки обеих стран. На форуме студентам предстояло решить множество задач: найти пути укрепления связей между органами студенческого самоуправления России и Украины, увеличить квоты обмена студентами между этими странами, решить проблемы финансирования, образования и пр.

23–29 сентября в городе Саппоро состоялся II Японо-российский студенческий форум. Основными темами обсуждения стали сотрудничество и развитие системы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и культурные связи в эпоху глобализации.

4 октября в Интеллектуальном центре— Фундаментальной библиотеке МГУ состоялась церемония закрытия образовательного проекта «Прогулки по “Берегу утопии”», проводившегося совместно Российским академическим молодежным театром, Студенческим союзом и рядом вузов Москвы. Проект был посвящен пьесе «Берег утопии» известнейшего английского драматурга Тома Стоппарда. Встреча с автором проходила в стенах МГУ не случайно: одни из главных героев пьесы Александр Герцен и Николай Огарев учились в Московском университете, в свое время на Воробьевых горах они произнесли знаменитую клятву «пожертвовать жизнью на избранную борьбу». Образовательный проект под названием «Прогулки по “Берегу утопии”» проходил с 2006 года в вузах Москвы (МГИМО, РГГУ, ГУ-ВШЭ). В каждом из вузов в течение 2006–2007 учебного года проводились дискуссии, круглые столы, конференции с участием известных историков, политологов, философов, деятелей культуры и искусства, чтобы помочь молодому поколению разобраться в ключевых моментах истории своей страны, осознать себя в контексте прошлого, настоящего и будущего России, подтолкнуть к размышлению о национальном самосознании.

11–13 октября делегация Студенческого союза приняла участие в торжественнопраздничных мероприятиях, посвященных 50-летию Кабардино-Балкарского государственного университета (г. Нальчик).

13 октября состоялся Осенний университетский бал.

17–18 октября Студенческий союз принял активное участие в подготовке и проведении Всероссийского форума «Молодые кадры наукоемких отраслей инновационной России», который состоялся в Московском инженерно-физическом институте.

23 октября делегация Студсоюза участвовала во Всероссийском форуме «Самоуправление — будущее России», который состоялся в Колонном зале Дома союзов. На открытии форума выступил Президент Российской Федерации В.В. Путин и первый вице-премьер правительства Д.А. Медведев.

С 19 по 21 октября Студенческий союз принял активное участие в проведении II Фестиваля науки, организованного Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова и правительством Москвы.

3 ноября делегация Студенческого союза приняла участие в первой Ассамблее фонда «Русский мир».

6–8 ноября делегация Студенческого союза участвовала в III Всероссийском студенческом форуме, который состоялся в Краснодаре.

9–11 ноября. В преддверии Международного дня студента и по сложившейся традиции, приуроченной к другой памятной для студенчества МГУ дате, — дню основания первого в стране Студенческого совета (30 октября 1990 года) представители всех факультетов МГУ провели в пансионате «Университетский», что под Звенигородом, очередную отчетно-выборную конференцию.

10 ноября был избран новый состав Совета Студсоюза МГУ: председатель — А.В. Андриянов (аспирант химического факультета), сопредседатели — В.Б. Верховых (студентка физического факультета), И.А. Алешковский (аспирант экономического факультета), Н.В. Решетов (студент механико-математического факультета), Е.М. Иванова (студентка биологического факультета). На конференции по традиции присутствовал ректор МГУ академик В.А. Садовничий, который ответил на многочисленные, подчас весьма острые вопросы представителей студенчества о жизни университета, о перспективах улучшений условий учебы, научной деятельности и быта.

12–13 ноября в столице Казахстана состоялся второй Форум творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ. Представители Студенческого союза МГУ, а также участники Содружества студенческих и молодежных организаций приняли участие во всех основных мероприятиях форума.

16 ноября Студенческий союз организовал и провел в МГУ Круглый стол «Студенческое движение и государственная молодежная политика: проблемы и перспективы». Мероприятие было приурочено к Международному дню студента. В нем приняли участие представители 20 студенческих организаций вузов Москвы. Почетными гостями стали ректор Московского университета академик В.А. Садовничий, директор Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки А.А. Левитская и руководитель Департамента семейной и молодежной политики города Москвы Л.И. Гусева.

14 декабря состоялась 10-я встреча Союза руководителей студенческих организаций МГУ разных лет, которую по традиции организуют Молодежный совет и Студенческий союз. На этот раз она была посвящена 50-летию с момента образования оперативного отряда МГУ, который занимался поддержанием общественного порядка в университете.

29 декабря для студентов МГУ имени М.В.Ломоносова наступила настоящая предновогодняя сказка. Ведь в этот день во Дворце культуры отмечался студенческий Новый год, организованный Студсоюзом. Всех пришедших на праздник ожидало множество сюрпризов, в том числе визит главного Деда Мороза России. Он приехал поздравить студентов МГУ из своей резиденции, славного города Великого Устюга.

19 января во Дворце культуры МГУ на Ленинских горах по инициативе ректора МГУ В.А. Садовничего состоялась благотворительная акция «Дети из детских домов — гости Московского университета», организованная совместно Студенческим союзом и ОПК МГУ. Гостями мероприятия стали около 200 детей из 10 детских домов Москвы, Подмосковья и соседних областей.

25–26 января Студсоюз принял участие в организации и проведении мероприятий, посвященных Дню рождения Московского университета и Дню российского студенчества. 24–25 января состоялся форум лидеров студенческих и молодежных организаций России «День российского студенчества», 25 января — праздничное студенческое шествие «Мы дети твои, университет!», 26 января — традиционные студенческие гуляния и фестиваль студенческого творчества «Татьянин день–2008», на котором состоялось награждение победителей традиционных конкурсов «Студент года», «Преподаватель года», «Первокурсник года», «Спортсмен года», «Творческое достижение года», а также вручение «Звезды Московского университета». Также Студенческий союз принял непосредственнее участие в подготовке визита в Московский университет и встречи со студентами МГУ первого вице-премьера правительства России Д.А. Медведева. 16 февраля состоялся Большой университетский бал, который уже стал новой традицией Московского университета.

8–12 апреля в Московском университете состоялось грандиозное событие — XV Международная молодежная научная конференция «Ломоносов» в рамках научного Форума «Ломоносов», которая проводится по инициативе Студенческого союза МГУ с 1994 года. На данный момент это одна из самых крупных научных конференций для студентов, аспирантов и молодых ученых в мире. Основная ее цель — развитие активности научно-ориентированной молодежи, привлечение к решению актуальных задач современной науки, сохранение и развитие научного потенциала России.

6 мая Студенческий союз принял участие в торжественном митинге в честь 63-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. От имени студентов МГУ на митинге выступил студент второго курса факультета глобальных процессов, председатель Студенческого совета факультета Андрей Базовой.

12 мая в Интеллектуальном Центре — Фундаментальной Библиотеке МГУ при организационном содействии Студенческого союза состоялась лекция заместителя председателя Госдумы Российской Федерации В.В. Володина на тему «Развитие политической системы в России. Законодательные аспекты».

10 июня Студенческий союз принял активное участие в организации и проведении масштабного мероприятия — Форума «Университеты на пути к новому качеству образования».

19 июня активисты Студсоюза участвовали в поездке в поселок Ельня под Смоленском, где расположен памятник учащимся и сотрудникам МГУ, ушедшим добровольцами на фронт в октябре 1941 года и погибшим в тяжелых боях с немецкой армией. Студенты МГУ во главе с ректором В.А. Садовничим возложили цветы к памятнику и приняли участие в торжественном митинге.

19 июня по инициативе Студенческого союза в преддверии 50-летия движения студенческих строительных отрядов в МГУ состоялся круглый стол «Молодежные студенческие отряды XXI века: исторический опыт, современные тенденции и перспективы развития».

20–23 июня представители Студенческого союза в составе российской делегации посетили ряд основных вузов Стамбула (Турецкая Республика) с целью ознакомления с системой образования Турции, установления новых международных контактов, обмена опытом в области работы с молодежью.

23 и 27 июня Студенческий союз принял участие в организации и проведении традиционного праздника «День выпускника».

30 июня по инициативе Студсоюза и Департамента семейной и молодежной политики города Москвы в МГУ состоялся круглый стол представителей студенческих и молодежных организаций столицы, правительства Москвы и делегации университетов Баварии (ФРГ).

Летом 2008 года Студенческий союз принял участие в организации и проведении ряда выездных мероприятий:
— международной летней школы молодых ученых государств-участников СНГ «Интеграция и инновации в воспроизводстве кадров для развития научно-технического и гуманитарного сотрудничества стран СНГ» (20–25 июля, г. Новосибирск);
— фестиваля студенческого и молодежного творчества государств-участников СНГ «Содружество талантов» (1–10 августа, г. Нальчик).

В августе 2008 года в пансионате «Буревестник» состоялась традиционная Школа актива Студенческого союза, посвященная идеологическим основам деятельности молодежных организаций в вузах.

Одним из самых крупных проектов в 2007 году для Студенческого союза стала экспедиция на раскопки древней крепости «Пор-Бажын» в Республике Тыва. Проект «Крепость “Пор-Бажын”» был осуществлен по инициативе министра РФ по ГО и ЧС С.К. Шойгу, который решил превратить археологическую экспедицию в крупное молодежное мероприятие, собравшее студентов из пяти вузов России — Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Казанского государственного университета, Красноярского государственного педагогического университета и Тывинского национального университета. Экспедиция проводилась в три смены, по месяцу каждая. Чтобы стать ее участником, нужно было пройти отбор в несколько этапов — анкетирование, психологическое тестирование, тренировочный выезд на полигон МЧС. В итоге самую большую делегацию составили студенты МГУ. Студенческий союз курировал отправку всей московской делегации, включая и ученых, в экспедицию. В течение лета Пор-Бажын посетили почетные гости, среди которых — президент России В.В. Путин, министры С.К. Шойгу, А.С. Соколов др.

Проект «Крепость “Пор-Бажын”» стал началом нового студенческого движения по восстановлению древних памятников российской истории. Об этом и многом другом говорилось 17 ноября на слете участников экспедиции, посвященной Международному дню студента. На встрече также присутствовали мэр Москвы Ю.М. Лужков и ректор МГУ академик В.А. Садовничий. Ю.М. Лужков и С.К. Шойгу особо отметили роль Московского университета и нашего студенческого движения в подготовке и проведении акции. Летом 2008 года в крепость Пор-Бажын на продолжение раскопок отправился новый отряд студентов МГУ во главе с сопредседателем Совета Студенческого союза В.Б. Верховых.

Пресс-служба Студенческого союза МГУ

Стажировка в университете штата Джорджия

В августе прошлого года, благодаря договору между экономическим факультетом МГУ и бизнес-колледжем Робинсона университета Джорджия, заключенному по инициативе кафедры управления рисками и страхования, я отправилась на стажировку в университет штата Джорджия в Америке, где провела два семестра. Я хотела бы поделиться наблюдениями об образовании в МГУ и в американских университетах, а также о возможности адаптации российских студентов к обучению за рубежом в условиях глобализации.

Изначально моей целью было приобретение дополнительного опыта и знаний, я старалась выбирать курсы, соответствующие моей специализации «Управление рисками и страхование» в МГУ. Исходя из этого, я изучала предметы уровня бакалавриата, магистратуры и Ph.D. по направлениям страхование (insurance), управление рисками (risk management) и личное финансовое планирование (personal financial planning). Благодаря этому опыту, я смогла не только получить дополнительное образование, но и сравнить процесс обучения на экономическом факультете МГУ и в университете Джорджии, о чем мне и хотелось бы рассказать.

Университет штата Джорджия — это государственный вуз, который предлагает более 250 областей обучения. В его состав входят шесть колледжей, в том числе J. Mack Robinson College of Business, в котором я и обучалась. Колледж существует уже 90 лет, там учатся студенты из 47 стран мира, его программы бакалавриата и MBA называются в числе лучших в Соединенных Штатах. Колледж старается привлекать преподавателей из разных стран, в число которых входит и Россия. Преподавательский состав считается одним из лучших в США.

Несмотря на то, что университет штата Джорджия — государственный, он получает довольно существенную спонсорскую помощь, которая позволяет строить новые корпуса, оснащать аудитории, библиотеку и т. д. Обучение платное. То есть университет изначально обладает несколько большими ресурсами, чем экономический факультет МГУ, что, на мой взгляд, важно учитывать при сравнении образовательных процессов двух вузов.

Теперь мне хотелось бы подробнее рассказать непосредственно о процессе обучения и попытаться сравнить его с экономическим факультетом МГУ.

Организация учебного процесса

Еще до начала семестра для всех иностранных студентов в течение нескольких дней проводилась предподготовка. При помощи добровольцев из числа студентов университета нам устраивали экскурсии по территории, рассказывали об особенностях учебного процесса, объясняли, какие трудности могут возникнуть у иностранных студентов и к кому мы можем обратиться в этом случае. Также в рамках недели предподготовки все желающие могли получить консультацию по выбору предметов для изучения.

Мне очень понравилось, что, используя Интернет, студенты могут сами записаться на курсы или поменять один предмет на другой, составить свое индивидуальное расписание, узнать о своих оценках или академических задолженностях, приобрести книги и т. д. Преподаватели выкладывают в сети дополнительные материалы, домашние задания и даже главы из учебников. Это экономит много времени как студентам, так и преподавателям.

В МГУ организация учебного процесса совершенствуется с каждым годом. В частности, только несколько лет назад появилась культура общения между преподавателями и студентами посредством Интернета. Сайт экономического факультета улучшается и постоянно дорабатывается. Также у некоторых курсов появились свои странички, на которых преподаватели выкладывают различную информацию, дополнительные материалы и задания.

Основным отличием МГУ от университета Джорджии я считаю то, что в США студенты еще на уровне бакалавриата имеют возможность выбирать предметы в соответствии с их интересами и выбранным направлением в учебе. В МГУ же пока, несмотря на наличие различных программ, студенты практически не имеют предметов по выбору.

Методическая часть

Чтобы выбрать тот или иной предмет на уровне магистратуры в университете Джорджии, необходимо изучить определенные дисциплины в бакалавриате, иначе до курса студента не допустят. Соответственно я выбирала те курсы, для которых обязательными были дисциплины, изученные мною в МГУ. Я ожидала, что у меня может возникнуть ряд проблем: что имеющихся у меня знаний будет недостаточно, что помешают языковые преграды, что процесс обучения будет настолько другим, что будет трудно адаптироваться. Поэтому я была приятно удивлена, когда оказалось, что в некоторых областях познания у меня даже глубже, чем у американских студентов, а процесс обучения, за исключением некоторых отличий, в целом похож на российский. Что касается языковых проблем, их практически не было изначально, но за год общения с носителями языка мой уровень английского еще и очень вырос, чему я тоже очень рада. Так что мне удалось довольно легко адаптироваться к американской системе образования. Теперь хотелось бы сказать несколько слов о различиях в учебном процессе двух университетов.

Большинство курсов, которые я посещала, проходили раз в неделю по два с половиной часа. На первом занятии преподаватели обязательно знакомят студентов с учебным планом, целями курса, критериями оценок. Еще до начала занятий «методичка», содержащая всю эту информацию, выкладывается в Интернете, так что у студентов есть возможность с ней ознакомиться и подготовить вопросы.

Меня удивили довольно высокие критерии оценок. Чтобы получить А (аналог пятерки), нужно набрать не меньше девяноста процентов баллов, в МГУ этот критерий обычно намного ниже. Также не существует такого понятия, как пересдача. Студенты, получившие неудовлетворительную оценку, должны повторить изучение курса в следующем семестре.

Очень большое внимание уделяется политике честности. За малейшие попытки «жульничать» студента автоматически не аттестовывают по курсу. Хотя я ни разу не замечала, чтобы кто-нибудь попытался списывать или «жульничать» каким-либо другим способом.

Ни в одном из изучаемых мной курсов не предполагалось наличия «контактных часов», однако преподаватели всегда сразу четко оговаривали, в какое время и каким образом можно с ними связываться и задавать вопросы, а также всегда была возможность попросить преподавателя об индивидуальной консультации.

Работа в течение семестра включала написание эссе, подготовку проектов и их презентацию, разбор кейсов, решение задач и выполнение домашних заданий, но контрольные работы и экзамены чаще всего были в виде тестов, поскольку считается, что при проверке открытых вопросов преподаватели могут быть субъективны или просто ошибиться, а тесты обычно проверяются компьютером. Устных экзаменов у меня не было, и, насколько я поняла, устных экзаменов там либо просто нет, либо они существуют на очень ограниченном количестве курсов.

В процессе моего обучения в бакалавриате и магистратуре экономического факультета многие курсы читались впервые и были новаторскими, поэтому методика их преподавания еще не была отработана полностью. Мне кажется, что не хватает какого-то определенного стандарта, которому должны были бы соответствовать абсолютно все курсы, например, наличие методичек с описанием курса, учебным планом, критериями и т. д. Я знаю, что на факультете уже ведется работа в этом направлении и, очевидно, со временем проблема исчезнет совсем.

Содержание учебного процесса

В США, по моему опыту, классы уровня бакалавриата обычно нацелены на более детальное рассмотрение материала, лекции зачастую повторяют материал учебников, поскольку такие курсы призваны создать базу знаний, которая впоследствии углубляется и расширяется курсами уровня магистратуры. Зачастую курсы магистратуры повторяют курсы бакалавриата в более расширенном и сложном виде. Преподаватели больше времени уделяют объяснению материала, но основная часть работы выполняется студентами при самостоятельной подготовке. После окончания бакалавриата, на мой взгляд, студенты в полной мере готовы к работе по специализации.

Хотелось бы отметить, что чаще всего студенты заканчивают бакалавриат, начинают профессиональную деятельность и только проработав несколько лет, возвращаются в университет и учатся в магистратуре. На мой взгляд, это связано с тем, что обучение в бакалавриате обычно оплачивают родители студентов, а на учебу в магистратуре они должны зарабатывать сами, что они могут себе позволить, только уже поработав и сделав карьеру. Конечно, не все возвращаются в университет, В основном люди начинают обучение в магистратуре в довольно солидном возрасте (например, со мной учились люди, которым было уже за пятьдесят). Зато в магистратуре можно получить совершенно другой уровень знаний, и это считается очень почетным.

В основном я посещала курсы данного уровня по направлению «Личное финансовое планирование». Честно говоря, я была удивлена, насколько детально подавался материал. За семестр нам было рассказано обо всех сторонах работы: от общения с клиентами до детального составления плана с учетом всех индивидуальных потребностей клиентов. То есть курсы действительно включают в себя только то, что может на самом деле пригодиться в работе. В отличие от бакалавриата, занятия проходят в форме диалога между преподавателем и студентами, предполагается высокий уровень подготовленности. Самостоятельной работе уделяется наибольшее количество времени.

Отличительной особенностью содержания учебного процесса на экономическом факультете МГУ является более общая подготовка в бакалавриате, когда студенты учат множество теоретических курсов, но, на мой взгляд, приобретают недостаточно практических знаний. В этом есть как сильные, так и слабые стороны. К несомненным плюсам можно отнести то, что студены, изучая основы предметов из разных областей экономики, получают возможность сделать осознанный выбор направления в магистратуре, развивают способность к самостоятельному нахождению решения проблем. Они могут работать сразу в нескольких областях и потому у них больше шансов при трудоустройстве.

Но также это порождает некоторые трудности. В основном студенты, окончившие бакалавриат, получают практические навыки непосредственно на рабочем месте. Кроме того, на мой взгляд, большое количество предметов в каждом семестре оставляет достаточно мало времени на самостоятельное изучение. Тем не менее, необходимо понимать, что колледж Робинсона — это школа бизнеса, поэтому предметы там носят более практический характер, а МГУ — это академическая структура, соответственно, теоретические курсы в нем сочетаются с практическими.

В заключение я бы хотела отметить, что системы обучения на экономическом факультете МГУ и в университете Джорджии несколько отличаются друг от друга, но экономический факультет все время совершенствует систему образования с учетом зарубежного опыта и вызовов времени. Мне с моим уровнем подготовки МГУ было несложно адаптироваться в непривычных условиях и даже успешно сдавать экзамены по программе Ph.D.

Марина Елисеева, студентка второго курса магистратуры экономического факультета

Первая полоса

Редакторская колонка

Пресс-служба

Вести МГУ

Юбилей

Объявление

Узнаем университет

Азбука первокурсника

Территория МГУ

Твоя жизнь, студент!

Страницы истории

Наш календарь

Наука и практика

Новости Москвы

На главную страницу