№37(4268)
декабрь 2008

«01»

Источники пожарной опасности автомобиля. Действия при возникновении пожара

Интуитивно понятно, что пожарная опасность автомобиля обуславливается наличием в нем большого количества горючих материалов и источников возгорания, а также условий для образования горючей среды. Часто пожар возникает даже не из-за неисправности в электропроводке, а из-за высокой температуры деталей автомобиля.

Очень опасна разгерметизация топливной системы, которая может произойти совершенно неожиданно (в т. ч. в близи выхлопного коллектора). Менее очевидно, что охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля (тосол) тоже являются горючими. Хотя разгерметизация системы охлаждения холодного двигателя не приводит к образованию горючей смеси, при разгерметизации системы охлаждения прогретого или работающего двигателя может образоваться горючая среда. Температура вспышки тосола +138 и воспламенения +145°С.

Масла и тормозные жидкости тоже являются горючими, температура их воспламенения 150–300°С. Совершенно немыслимой, но иногда случающейся является опасность «кипения» аккумуляторной батареи некоторых типов при неисправной системе зарядки аккумулятора, в результате чего выделяется горючий и даже взрывоопасный водород.

В салоне автомобиля сосредоточено много горючих материалов. В отдельных автомобилях общая масса всех пластмассовых, кожаных, тканных и других изделий превышает 100 кг. Большинство этих материалов являются горючими. В багажном отсеке автомобиля могут добавить жару материалы отделки, емкости с запасом расходных жидкостей, багаж, бак с топливом, полироли и т. п.

Антикоры и консерванты, широко используемые внутри и снаружи автомобиля, увеличивают и без того не маленькую горючую нагрузку машины (температура воспламенения 250–450°С).

Особенности развития пожара в салоне автомобиля

Первый период — развитие горения из сравнительно небольшого очага до общего воспламенения всего салона. Этот период может длиться от нескольких секунд (при наличии открытых дверей и сильного источника возгорания) до нескольких минут. Иногда длительность этого периода достигает нескольких часов, например, при тлеющем малокалорийном источнике возгорания и ограниченных условиях газообмена.

Устойчивое горение в салоне автомобиля происходит даже при закрытых дверях и окнах. При этом среднеобъемная температура с течением времени достигает такой величины, при которой трескаются стекла салона. После этого процесс распространения пожара значительно ускоряется вследствие притока воздуха, в течение 3–5 минут происходит воспламенение горючих материалов всего салона.

Горящие расплавленные массы начинают стекать в нижнюю часть салона. При наличии в автомобиле легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (канистры с бензином, маслом, антифризом и т. д.) скорость распространения пожара и его интенсивность увеличивается в несколько раз.

Во второй период развития пожара сгорает основная часть горючего материала (до 80%). Среднеобъемная температура повышается до максимального значения. Как показывает практика, второй период развития пожара в салоне автомобиля длится от 10 до 20 минут.

Третий период — затухание пожара. Происходит медленное догорание угольного остатка, температура снижается.

Если горит автомобиль:
1) Будьте внимательны: пожар в машине можно распознать практически сразу. Запах бензина или горелой резины в кабине, появление дыма из-под капота — все это факторы, предшествующие возгоранию и пожару.
2) При тушении пролитого под машиной топлива воспользуйтесь огнетушителем, подавая пену или порошок в направлении от края к центру очага.
3) При тушении возгорания под капотом постепенно и осторожно откройте его — желательно сбоку палкой или монтировкой, так как при этом возможен выброс пламени. Направляйте огнетушитель на очаг наиболее интенсивного горения или накройте пламя брезентом, забросайте песком, рыхлой землей, снегом, залейте водой.
4) Не приступайте к тушению, если вы в промасленной одежде или ваши руки смочены бензином — это крайне опасно. При невозможности быстро ликвидировать возгорание отойдите от машины на безопасное расстояние, так как может взорваться топливный бак. Ни в коем случае не садитесь в горящий автомобиль и не пытайтесь его завести.
5) В радиусе опасной зоны (не менее 10 метров) не должно быть людей. В ожидании пожарных поливайте водой стоящие рядом автомобили, чтобы огонь не перекинулся на них, или откатите их в сторону с помощью прохожих и водителей.
6) Если в кабине горящего автомобиля находится человек, а двери заклинило, то взломайте двери или выбейте стекло (монтировкой, камнем или ногами). Вытащите пострадавшего из машины, вызовите «скорую» и окажите ему первую медицинскую помощь или отправьте его в ближайший медпункт на первой же остановленной вами машине, запомнив или записав ее номер. После ликвидации возгорания сообщите о случившемся в ближайшее отделение ГИБДД.

О.А. Слободчиков,
старший лейтенант,
старший инспектор 121 ПЧ

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

На пользу науке

Юбилеи

Дела профсоюзные

Распределительный щит

Наука и техника

Наш календарь

Новости Москвы

Будем знакомы

Твоя жизнь, студент!

01

На главную страницу