№39-40 (427071)
декабрь 2008

ФЛЮС
- факультет лечения
юмором и смехом

Дурная голова коленям покоя не дает.
История из студенческой практики



В Нижегородской области есть небольшое озеро Светлояр, которое получило широкую известность благодаря легенде о «невидимом граде Китеже». Легенда относится ко времени нашествия на Русь татаро-монголов. Когда-то на месте озера стоял красивый и богатый град Китеж. Хан Батый, прослышав о граде, устремился к нему со своими ордами. Враг намеревался взять его штурмом, однако был крайне удивлен отсутствием крепостных укреплений. Кроме того, его жители совершенно не собирались защищать город. В нем раздавался звон колоколов, а горожане страстно молились о спасении. Как только Батый ринулся к Китежу, из-под земли забили многоводные источники, и татары в страхе отступили. Когда шум родников стих, на месте города была лишь вода. Так сила Господня спасла его от поругания. По легенде город не погиб, он стал невидим. Он опустился под воду и останется там до пришествия Христа.

На месте города появилось глубокое прозрачное озеро, которое хранит многовековую тайну. Лес, окружающий его плотной стеной, помогает ему в этом. Время от времени люди (по-видимому, наиболее праведные или… впечатлительные) видят в озере огоньки крестных ходов и слышат колокольный звон. Иногда в воде отражаются церкви, хотя на берегу их нет. Что касается более прозаичного — днем в озере, как в зеркале, отражается лес и плывущие по небу облака, а ночью — мириады звезд. Если смотреть на озеро с холма, то уже через несколько минут становится невозможно понять — то ли небо оказалось в озере, то ли наоборот — озеро очутилось на небе. Сразу же создается иллюзия реальности легенды о невидимом граде.

Легенда и необычные свойства вод озера привлекают в эти места тысячи паломников и туристов. Наиболее массовое посещение Светлояра происходит на Ивана Купалу (6 июня). Днем чинно проходит церковный праздник, а ночью толпы людей со свечами обходят озеро, пускают в воду венки и устраивают языческие игрища. Не меньше людей бывает и в Крещенские дни.

Вокруг озера можно увидеть горящие свечи православных, а рядом — деревья, увешанные языческими разноцветными лоскутками. Здесь вместе молятся православные, староверы, язычники. Легенда объединяет всех. Считается, если окунешься в озеро три раза, то очистишь душу и смоешь грехи.

Существует еще одна легенда, которая имеет отношение к нашему дальнейшему повествованию. Вот что она гласит: если проползти вокруг озера на коленях, то самое-самое сокровенное желание обязательно сбудется. При выполнении этого ритуала ни в коем случае нельзя вставать с колен и тем более разговаривать. Окружность озера около полутора километров, поэтому проползти на коленях — это не такое простое дело. К выполнению ритуала люди готовятся загодя, шьют специальные наколенники, рукавицы и экипировку от комаров. Некоторые устраивают промежуточные лагеря, где в укромных местах прячут воду и запасную амуницию.

***

Исторический факультет нашего университета хорош тем, что в начале лета, когда окончательно надоедают лекции и семинары, начинается разъездная практика по древнерусским городам, во время которой можно увидеть удивительные местами нашей огромной страны. Одним из таких мест оказалось озеро Светлояр, где и произошли мои злоключения.

У нас на курсе была красивая девушка, в которую были влюблены все наши парни. Многие ухаживали за ней, однако она была неприступна, как скала. Она мне нравилась до безумия, однако я боялся не то, что объясниться, даже подойти к ней. Временами казалось, что она меня просто не замечает. Это приводило меня в отчаяние, поэтому решил воспользоваться чудодейственной силой озера — проползти вокруг него на коленях.

Когда сердце пылает, голова чаще всего не работает, поэтому решил, не раздумывая, приступить к делу. В это время было очень жарко, и мы бродили по лагерю в плавках и купальниках. Я, как был в плавках, так в них и пополз. Однако в последнюю минуту на голое тело набросил ватник, чтобы комары не так сильно докучали.

Первые триста метров (из полутора тысяч) пролетели незаметно. Тропинка была протоптана коленями тысяч таких же, как и я, безумцев. Хвоинок, камушков не было видно (скорее всего, не замечал их), так как мысли были заняты страстью и возвышенными чувствами.

Однако чем дальше я продвигался по тропинке, тем чаще стали попадаться хвоинки, камушки, веточки и все, что впивается в голое тело, вызывая нестерпимую боль. Комары, которых ранее не замечал, полчищами атаковали меня.

Я не успел проползти и полпути, как меня начали одолевать сомнения в правильности принятого решения, причем, чем дальше, тем больше. Мне начало казаться, что красавица курса не такая уж и красивая. Надменность есть — этого у нее не отнимешь, заносчивость есть, а вот красоты, можно сказать, маловато будет. И вообще, зачем я ввязался в эту дурацкую авантюру. Хорошо, влюбится она в меня без памяти, и что я потом буду делать? Жил свободным человеком, влюблялся в кого хотел, а теперь буду сидеть на привязи. Нет уж, извините!

Наконец, показалась первая кровь. Колено было поранено, а в ладонь впилась заноза. Может бросить эту глупую затею? Нет, нельзя, друзья засмеют, ведь все, наверняка, видели, как я отправился в путь. Может поменять пока не поздно желание? К примеру, пусть преподаватель зачтет практику без реферата, пусть повар вкусно кормит, пусть местная шпана не задирается. Нет, все это слишком мелковато для таких мук. Так я полз по тропинке в глубокой тоске. Дельное желание не приходило в голову, и это меня убивало. Ради чего все это?!

Чем дальше я полз, тем все дальше в моем сознании «красавица» отдалялась от меня. Вскоре в голове от первого желания даже и проблеска не осталось.

Вдруг откуда-то появилась стая собак. У них была собачья «свадьба». Они окружили меня и начали яростно облаивать. Я был ниже их ростом, и это их вдохновляло. Возможно, они чувствовали во мне конкурента (видимо, любовная дурь еще не полностью выветрилась из моей головы) или лаяли из вредности (когда еще можно увидеть человека на четвереньках).

Наконец им это надоело, и они отправились дальше. Только один невзрачный пес оставил на ватнике вонючую метку и скрылся.

Это происшествие совсем меня расстроило. Из-за этой девицы даже собаки меня в грош не ставят. Вконец раздосадованный, продолжаю ползти дальше и… натыкаюсь на резиновые сапоги. Поднимаю голову. На меня смотрят строгие глаза, чем-то напоминающие школьного завуча, которую мы когда-то как огня боялись. Неужели начались галлюцинации?

— Молодой человек, я корреспондент «Комсомольской правды». Хочу задать вопрос — неужели вы, комсомолец, верите во всю эту чушь?

Конечно, после стольких мытарств, собачьих унижений, я уже ни во что не верил, однако сказать ей этого не мог. Я промычал что-то нечленораздельное и продолжал монотонно ползти, уткнувшись лицом в землю. Мое молчание начало раздражать корреспондента. Она сердито выговаривала мне, что я позорю честь комсомольца, студента МГУ и вообще, не уважаю комсомол, она напишет обо мне фельетон и так далее. Дама в резиновых сапогах еще долго шла рядом и что-то говорила. Я не слушал, так как из-за боли мой мозг был как в тумане. Тело ныло, из колен и ладоней струилась кровь, а вокруг вились полчища комаров.

Я оглянулся назад и остолбенел. За мной оставался кровавый след. Это была моя родная кровь, притом отдавал я ее неизвестно за что, в самое мирное для страны время. Ради чего все это, ведь серьезного желания я так и не придумал.

Я уже был готов плюнуть на все, лишь бы прекратился этот мазохизм. Позор и стыд меня уже не волновали. Пусть те, кто будут смеяться надо мной, попробуют сами проползти хотя бы часть пути. Тогда посмотрим, кто над кем будет смеяться. Я был в отчаянии, слезы текли из глаз, а на земле оставался кровавый след. Я уже хотел было встать, во весь голос обругать всех и в первую очередь себя, как услышал голоса.

Навстречу бежал весь мой курс. У девочек восхищенно горели глаза (видимо, каждая из них мечтала, что этот геройский поступок совершен ради нее). Ребята хотя и сдерживали свои эмоции, однако и они видели во мне героя. Толпа скандировала мое имя и требовала, чтобы я полз. Ее не волновало, что я могу оказаться «на щите» или в положении Филиппида, который принес в Афины радостную весть о победе при Марафоне. Толпа требовала зрелища и крови, а если получится, то и… смерти. Если бы я в этот момент встал с колен, меня растерзали бы на части. Не удивлюсь, если кто-то успел организовать тотализатор — доползет или рухнет на дороге. Мой поступок мне уже не принадлежал, поэтому ничего не оставалось, как оправдать их доверие.

Герои нужны толпе, они делают ее более сильной. Поэтому во все времена так неистово любили гладиаторские бои, рыцарские турниры и всевозможные спортивные соревнования. Прикосновение к великому — уже одно это делает человека великим.

Появилась наша медсестра и начала причитать, чтобы меня подняли. Ее никто не слушал. Почти как в боксе. Врач пытается снять окровавленного спортсмена с ринга, а толпа свистит, улюлюкает, требуя продолжения боя.

Образовалась группа поддержки. Наломали березовых веток и начали ими подметать тропинку, по которой полз. Несмотря на нестерпимую боль, мне стало смешно: я представил себя камнем в керлинге, перед которым неистово шлифуют дорожку.

Я все полз и полз, никого не видя и не слыша, пока не уткнулся носом в свою палатку. Силы покинули меня, и я впал в забытье.

Наутро, чуть свет, прибежала медсестра и очень удивилась, увидев, что мои, когда-то окровавленные колени и ладони, за ночь покрылись молодой и розовой кожицей. В столовой мне положили в тарелку такой огромный кусок мяса, что хватило бы на всю группу. Преподаватель поругал меня (для пущей важности) и поставил за практику «автомат». Местные хулиганы, которые постоянно задиралась с нами, при виде меня уважительно расступалась. Что касается девушек? Все в порядке, девушки любят героев. А к нашей красавице я стал совершенно равнодушным и удивлялся, что когда-то так сильно страдал по ней и совершил безумство, о котором приятно вспомнить разве что на старости лет.

Анатолий Садчиков

ГЛянцево-АМурный УРок

Студенты МГУ, как и любого другого учебного заведения, живут по определенному, раз и навсегда установленному расписанию. Пары чередуются с переменами, лекции с семинарами, и те и другие — с прогулами, семестры с сессиями. Текущие работы и курсовые, выходные и каникулы, зачеты и экзамены — вот мир, в котором вращается «среднестатистический» студент. Как правило, он человек, мыслящий рационально. Такой студент, конечно, не верит в существование параллельных миров, а следовательно, считает, что мир, в котором он имеет счастье жить и получать образование, — единственный. Автор данной статьи до недавнего времени также питал подобные радужные иллюзии.

Но с некоторых пор стало очевидным, что миров, по крайней мере, два: обычный и гламурный. По гламурной терминологии, обычный мир именуется «серой действительностью». Чтобы подобное заявление не было голословным, необходимо наглядно продемонстрировать существование параллельного мира.

Утро буднего дня. Студенты идут в ГЗ и другие здания университета на занятия. Если ты сегодня встал к первой паре, а до середины ночи решал задачи по матану или переводил текст с любого из иностранных языков на русский, то ты особенно по сторонам смотреть не будешь. Поэтому ты ничего необычного не заметишь. А между тем…

…Начинается парадный съезд! Одна за другой к университетской парковке подъезжают шикарные автомобили представителей высшего света. Из них выходят люди другого, гламурного мира: если посмотреть на них, можно подумать все, что угодно, но только не то, что они студенты. Действительно, трудно представить, что красотка в юбке, скорее похожей на пояс, отстегивающая блестящую пряжку фирменной сумочки и достающая зеркальце, чтобы в очередной раз убедиться, что розовая губная помада новой линии от производителя Х сочетается с блузкой из новой коллекции Киры Пластининой, приехала на занятия. Более вероятно, что ее ждет парадный выход, который будет иметь решающее значение для ее жизни. И чем лучше она будет выглядеть, тем скорее решится в ее пользу роковой вопрос «быть или не быть». Поэтому девица смотрит на свое отражение с крайне ответственным и сосредоточенным видом, легким прикосновением накладного ногтя смахивая с серебряного века выпавшую ресницу.

Автор данной статьи убедился в существовании параллельного мира совсем недавно, поэтому он недостаточно компетентен, чтобы написать трехтомный научный трактат на тему «Гламур как новый культурный феномен: предпосылки, современное состояние, прогнозы развития».

Но некоторые самые заметные черты этого явления необходимо охарактеризовать на полях газеты «Московский университет», чтобы ознакомить с ними читателей. Внешние черты особых комментариев не требуют: гламурный стиль одежды — если только можно назвать его стилем — виден невооруженным глазом. Но существует такой термин, как «менталитет» — особая система взглядов и принципов, которых придерживается то или иное общество.

В мире «серой действительности» существует понятие «невежество», то есть незнание самых элементарных фактов. В мире гламура такого понятия не существует. Это не значит, что там нет аналогичного явления, все дело в том, как к нему относиться. Стесняться и стараться избавиться от него или гордиться? «Никогда не читаю всякие там умные книги. Просто реально не понимаю людей, которые их читают. Зачем?» — говорит, характерно растягивая слова, представитель гламурного мира, для которого невежество — предмет своеобразного шика.

Да и вообще, что бы ни делал человек из гламурного мира, все это должно быть необыкновенно шикарным и заслуживать подражания. В противном случае, он не стал бы делиться своим жизненным опытом с таким снисходительным видом, что все присутствующие — если только они не гламурные — ощущают себя, мягко говоря, ущербными.

Как вокруг всякого культурного феномена, вокруг гламура растут и множатся всевозможного рода легенды. Говорят, что сейчас очень модно брать с собой на учебу йоркшир-терьеров. Гламурная студентка идет на занятия, а из ее сумочки выглядывает маленькая собачка. Конечно, хозяйка хочет, чтобы ее животное наравне с ней получало знания. Собачка и хозяйка вместе слушают лекции, и не сразу скажешь, кто из них более развит интеллектуально.

…Но вот заканчивается парадный съезд представителей параллельного мира. Гламурные студенты, к середине третьей пары удостоившие университет своим посещением, идут на занятия. Гламурные девицы обмениваются телефонными номерами с не менее гламурными молодыми людьми. Лекция превращается в настоящий ГЛянцево-АМурный УРок.

С лучшими
новогодними пожеланиями —
Настя Ковалёва,
наш корр.

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Конференции

Крупным планом

Мир науки

Юбилеи

Таланты

Наука и техника

Новости Москвы

Наш календарь

Возвращаясь к напечатанному

Спорт

КиноТеатр

ФЛЮС

На главную страницу