№39-40 (427071)
декабрь 2008

Юбилеи

К 100-летию академика С.Л. Соболева

Сергей Львович Соболев (6 октября 1908 — 3 января 1989) — великий русский математик, внесший весомый вклад в развитие современной математики: функциональный анализ, теория функций, теория уравнений в частных производных, вычислительная математика.

Его имя в последние десятилетия является одним из наиболее часто упоминаемых в научных трудах. Обобщенные функции, пространства Соболева, производная по Соболеву, теоремы вложения Соболева — вот лучшие памятники этому выдающемуся ученому.

Сергей Львович был профессором Московского государственного университета, заведовал созданной им первой в стране кафедрой вычислительной математики на механико-математическом факультете МГУ.

Родился он в Санкт-Петербурге (23 сентября 1908 по старому стилю) в семье адвоката. Мать — преподаватель литературы и истории в гимназии. С раннего детства будущий ученый отличался любознательностью, много читал, писал стихи, увлекался естественными науками и математикой, учился игре на фортепиано и изучал медицину. Окончив математико-механический факультет Ленинградского университета в 1929 году, Соболев был принят на работу в теоретический отдел Сейсмологического института АН СССР, где работал под руководством В.И. Смирнова.

С первых же лет работы в отделе Сергей Львович добивается выдающихся результатов. Им разработан новый метод исследования решений дифференциальных уравнений, вошедший впоследствии в анналы мировой науки. В 24 года С.Л. Соболев был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 30 — действительным членом Академии наук (самым молодым академиком он оставался еще много лет).

В годы Великой Отечественной войны С.Л. Соболев принял активное участие в организации исследований для обороны страны. Им и его учениками разрабатывались методы решения задач, моделирующих движение снарядов, наполненных жидким взрывчатым веществом, были начаты исследования по атомному проекту.

Работы по атомному проекту в нашей стране, который в оперативной переписке советской разведки имел название «Энормоз», начинаются после выхода распоряжения Государственного Комитета Обороны «Об организации работ по урану» от 28 сентября 1942 года. Вскоре принимается решение об организации Лаборатории № 2 для изучения проблем, связанных с атомной энергией. Лабораторию возглавил И.В. Курчатов.

В 1943 году С.Л. Соболев начинает работать в лаборатории, и вскоре его назначают заместителем И.В. Курчатова по науке, председателем Ученого совета и руководителем сектора № 11 в отделе И.К. Кикоина, где занимались проблемами обогащения урана с помощью каскадов диффузионных машин для разделения изотопов.

В 1952 году он принимает предложение И.Г. Петровского возглавить первую в нашей стране кафедру вычислительной математики, созданную на мехмате МГУ тремя годами ранее. С.Л. Соболев становится одним из основателей этой науки в СССР.

В тот период ученый с группой сотрудников получил численное решение системы уравнений для сферического ядерного реактора с отражателем, а также рассмотрел влияние пушечного эффекта на реактивность (прострел нейтронов по трубам), что важно для промышленных реакторов в случае их обезвоживания, а также для каналов регулирования и аварийной защиты.

После испытания американского атомного устройства в июле 1945 и особенно после использования Соединенными Штатами атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 работы в СССР по созданию ядерного оружия были существенно интенсифицированы. Постановлением ГКО № 9887 от 20 августа 1945 года был создан Специальный комитет во главе с Л.П. Берией, наделенный чрезвычайными полномочиями для решения любых проблем уранового проекта. В его состав входили также П.Л. Капица — директор Института физических проблем АН СССР, И.В. Курчатов — начальник Лаборатории № 2 АН СССР. Началась активная работа по развитию атомной промышленности.

1946 год стал годом больших успехов и побед в реализации проекта, были построены первые газовые компрессоры, начались эксперименты по обогащению газообразного шестифтористого урана, был запущен первый реактор. Но работа требовала решения колоссального количества новых задач и проблем. Роль С.Л. Соболева в проекте возрастала. Он приступил к разработке методов решения проблем, связанных с плутонием-239.

В середине 1949 года Лабораторию № 2 переименовывают в ЛИПАН (Лаборатория измерительных приборов Академии наук). Основные усилия Соболева теперь были направлены на производственную деятельность. После успешного испытания атомного заряда РДС-1 (взрыва атомной бомбы), которое состоялось 29 августа 1949 года, выходит Постановление Совета Министров СССР, в котором, в частности, говорится: «Возложить на т. Соболева С.Л. (заместителя начальника Лаборатории № 2 Академии наук СССР) руководство расчетно-теоретическим сектором Центральной лаборатории комбината № 813, обязав его находиться на комбинате для выполнения указанных работ не менее 50% всего времени (по согласованию с т. Курчатовым И.В.)». Жена Сергея Львовича, Ариадна Дмитриевна, вспоминает, что часто в эти годы он внезапно уезжал из Москвы, даже не собрав необходимых вещей, и месяцами не бывал дома. Через какое-то время сотрудники в штатском появлялись в квартире и просили собрать те или иные вещи. Однажды в конце мая на вопрос о его здоровье ответили, что все в порядке, Сергей Львович катается на лыжах. Из чего можно было сделать вывод, что он находится где-то далеко от теплой Москвы.

Под руководством академика Соболева были проведены расчеты принципиальной схемы построения и взаимодействия 56 каскадов, составленных из тысяч машин нескольких типоразмеров. Кроме этого он организует учебу для сотрудников завода.

В 1949 году за успехи в реализации проекта ему был вручен орден Ленина. В 1951 году постановлением от 6 декабря № 4964-2148 за организацию производства получения урана-235 (90%-го обогащения) и разработку из него ядерного оружия С.Л. Соболев с И.К. Кикоиным и А.И. Чуриным (директором комбината № 813) получают звание Героев Социалистического Труда «за выполнение специального задания правительства». За работы, выполненные в ЛИПАН (впоследствии ставшей Институтом атомной энергии имени И.В. Курчатова), Сергею Львовичу трижды присуждалась Сталинская премия.

Во время работы над атомным проектом, наряду с решением практических задач, С.Л. Соболев продолжал теоретические исследования в математике и педагогическую деятельность. Несмотря на чрезвычайную занятость в Институте атомной энергии, все эти годы ученый читал лекции в Московском и Ленинградском университетах, руководил работой аспирантов и вел научные семинары. В 1950 году выходит его знаменитая книга «Некоторые применения функционального анализа в математической физике», которая, по сути, стала основой теории обобщенных функций, обобщенных решений и пространств Соболева, нового революционно направления в исследованиях задач математической физики.

В конце пятидесятых годов С.Л. Соболев вместе с С.А. Христиановичем и М.А. Лаврентьевым обращаются в правительство СССР с инициативой создания Сибирского отделения АН СССР. В Новосибирском академгородке С.Л. Соболев основывает всемирно известный институт математики, который теперь носит его имя.

Научные и организаторские заслуги С.Л. Соболева были высоко оценены как в нашей стране, так и за рубежом. Он был награжден шестью орденами Ленина, многочисленными орденами и медалями, был избран действительным и почетным членом научных академий, математических обществ многих стран, почетным доктором большого числа университетов Европы и Америки. В 1988 году ученый был удостоен высшей награды Академии наук СССР — Золотой медали Ломоносова.

С.Л. Соболева отличали удивительные качества: доброта и душевность, остроумие и оптимизм, глубина и ясность ума, скромность и отзывчивость. Имя этого выдающегося человека и ученого навсегда останется в истории.

Г.А. Чечкин,
д. ф.-м. н., доцент кафедры
дифференциальных уравнений
механико-математического
факультета

ФГМиГЭ разменяла восьмой десяток

Кафедра физической географии мира и геоэкологии (ФГМиГЭ) 19 декабря отметила свой 70-летний юбилей. Она была в числе трех первых созданных в 1938 году на географическом факультете кафедр (наряду с кафедрами общего землеведения и физической географии СССР) и называлась тогда кафедрой страноведения. После Великой Отечественной войны кафедра страноведения была переименована в кафедру физической географии зарубежных стран.

В разные годы кафедрой руководили: профессор Б.Ф. Добрынин (1938–1941 гг.), профессор А.С. Барков (1941–1950 гг.), профессор К.И. Лукашов, академик И.П. Герасимов. В течение 36 лет с 1954-го по 1990 год кафедрой заведовал профессор А.М. Рябчиков, с 1956 до 1980 гг. являясь одновременно деканом географического факультета МГУ. В 1990–1992 и 1994–2008 гг. кафедру возглавлял профессор Г.Н. Голубев. А с середины 2008 года обязанности заведующего кафедрой ФГМиГЭ исполняет профессор, заслуженный работник высшего образования РФ Э.П. Романова. С какими достижениями и планами резменяла восьмой десяток своей жизни кафедра? Выясним у Эммы Петровны.

— Эмма Петровна, в чем основные задачи кафедры ФГМиГЭ?
— Основная цель работы коллектива кафедры — подготовка высококвалифицированных специалистов и магистров, специализирующихся на решении глобальных, национальных и региональных геоэкологических проблем. Кафедра готовит будущих специалистов для проведения научных исследований в области экологии и охраны природы, умеющих проектировать типовые природоохранные мероприятия, проводить оценку воздействий планируемых стратегических проектов на окружающую среду, экологический мониторинг, аудит и многое другое. По мере развития географии, экологии и геоэкологии как научных направлений менялись их концептуальные основы и методические подходы. Это, естественно, отражалось на содержании преподавания, на наборе учебных дисциплин, программах проведения практик, тематике научных исследований коллектива. Наиболее существенное изменение за последние десять лет заключалось в смене специальности подготовки наших выпускников: до 1998 года кафедра готовила физико-географов, специализирующихся на зарубежных странах, в настоящее время мы готовим геоэкологов, но зарубежная тематика по-прежнему является приоритетной в педагогической и научной деятельности нашего коллектива.

— Изменялся ли с годами спрос студентов на обучение на ФГМиГЭ?

— Количество поданных заявлений студентов для зачисления на нашу кафедру ежегодно превышает число плановых мест. Такая ситуация сохраняется уже много лет.

— Где проходят практику ваши студенты?

— Учебные и производственные практики — важнейшая составляющая процесса обучения на географическом факультете, в том числе и на нашей кафедре. Студенты обучаются натурным исследованиям на специальных учебных полигонах факультета: на учебно-научной станции «Сатино» в Калужской области, в Хибинах, в Крыму. Производственные практики старшекурсники проходят в научно-исследовательских, проектных и производственных организациях, в экспедициях, работающих по экологической тематике, в заповедниках. Географически места, где работают наши студенты во время третьего, полевого семестра, охватывают практически всю территорию России. Нередки поездки за рубеж: в Болгарию, Словакию, США и др.

— Каковы приоритетные направления научных исследований, которые ведут сотрудники кафедры?

— Основная научная тематика кафедры — «Геоэкологический анализ современных ландшафтов мира». Результатами ее разработки являются многочисленные монографии, сборники научных статей, диссертационные исследования, доклады на международных и российских конференциях, конгрессах, симпозиумах. Коллектив кафедры неоднократно принимал участие в крупных международных проектах. К примеру, в реализации проекта Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) «Изучение воздействия сельскохозяйственного производства на окружающую среду: системный подход». Как результат опубликована трехтомная монография, составлена карта «Агроландшафты мира» в масштабе 1:15 млн, на которой показаны свыше тысячи агроландшафтных подразделений. В 1995 году в связи с необходимостью всеобъемлющей комплексной программы оценки состояния окружающей среды ЮНЕП начала осуществление крупного проекта «Глобальная экологическая перспектива — Global Environment Outlook». С 1997 года на нашей кафедре был организован один из сорока Центров сотрудничества по этому проекту, ответственный за субрегион Восточная Европа.

— Как вы относитесь к «пожеланию» Минобрнауки включить географию в список гуманитарных предметов?

— Резко отрицательно. За подобным предложением стоит полное непонимание существа географии как фундаментальной естественной науки, изучающей в первую очередь природу и законы ее функционирования и развития.

— В чем вы видите перспективы развития кафедры?

— В дальнейшем развитии ландшафтно-геоэкологического направления, в рамках которого изучаются сложные системы взаимодействия природы — хозяйства — общества в глобальном и региональных масштабах. Одна из важнейших задач, которую предстоит решить нашему коллективу, заключается в установлении траекторий устойчивого развития ландшафтных структур в условиях усиливающегося социально-экономического стресса.

— 70 лет кафедре — достойная дата. Что бы вы хотели пожелать учащимся, сотрудникам ФГМиГЭ?

— Студентам желаю стабильных успехов в овладении знаниями, интересных путешествий и экспедиций, всегда соответствовать высокому званию «выпускник географического факультета МГУ». Сотрудникам — долгих лет жизни и плодотворной работы на кафедре физической географии мира и геоэкологии!

Выпускники кафедры востребованы не только в экологических и географических учреждениях России (Институт географии РАН, Институт экологии города, экологические консалтинговые организации и др.). Многие из них работают в зарубежных и международных организациях (Всемирный банк, ВВФ России, Greenpeace, Центрально-Европейский университет и другие университеты в Европе и в США).

Прочность фундамента кафедры ФГМиГЭ, заложенного десятки лет назад и укрепляемого сегодня, зависит от ее нынешних воспитанников. Связывают ли они свои дальнейшие профессиональные планы с работой на кафедре? В чем причины популярности кафедры среди студентов географического факультета? Что хотелось бы им пожелать родной кафедре? Узнаем у учащихся ФГМиГЭ.

Кристина РОДИНА, 5 курс
Кафедра физической географии мира и геоэкологии привлекла меня возможностью изучения двух иностранных языков и спектром дисциплин, дающих знания в самых разнообразных областях географической науки.
Прохождение практики в Хибинах стало самым ярким впечатлением за период обучения. Надеюсь, что знания и навыки, приобретенные на кафедре, будут прочным фундаментом для моей будущей карьеры. После окончания университета планирую работать по специальности.
В качестве пожеланий по совершенствованию работы кафедры отмечу необходимость более глубокого изучения специализированных компьютерных программ (Arcview, MapInfo и т. д.), а также включения в образовательную программу большего числа практических семинаров, посвященных приобретению компьютерных навыков. Думаю, важно на четвертом курсе расширить набор практических и профильных дисциплин, таких как экологический менеджмент, ОВОС, экологическая экспертиза.
Желаю кафедре ФГМиГЭ творческих успехов в научных разработках и в обучении молодой смены.

Александр САВИН, 4 курс
Главной причиной выбора именно нашей кафедры стал очень широкий (наверное, самый широкий на факультете) спектр проблем и вопросов, которые возможно изучать. Тематика научной работы ограничена только рамками физической географии, да и то часто есть возможность выйти на темы граничащие с экономической и социальной географией. Конечно же, возможность изучать второй язык тоже была одной из ключевых причин выбора.
Наиболее запоминающимся событием, думаю, так и останется первая учебная практика в Хибинах. Несмотря на крайнюю разношерстность нашей группы, преподаватели смогли заинтересовать всех, каждый нашел себе занятие по душе. Отдельно стоит отметить преподавательский тандем С.П. Горшкова и Н.О. Тельновой, которые, несмотря на большую разницу в опыте работы, слаженно работали и с удовольствием делились как профессиональным, так и личным жизненным опытом.
Пока не знаю, как сложится моя жизнь после выпуска. Есть вероятность, что продолжу обучение на кафедре в качестве аспиранта. Собираюсь работать по специальности: интересно заниматься именно тем, чему нас так старательно и долго учили.
Главное, что хотел бы пожелать кафедре, — это сплоченности как внутри преподавательского состава, так и между преподавателями и студентами. Не хотелось бы, чтобы ФГМиГЭ упраздняла изучение второго иностранного языка. Мы международники, а на одном языке далеко не уедешь.

Мария ГУНЬКО, 3 курс
Пошла на ФГМиГЭ из-за второго иностранного языка, интересных практик и относительно простого учебного процесса.
С практиками в Хибинах, Крыму связаны мои самые яркие воспоминания. Думаю, всем студентам-географам прежде всего запоминаются летние практики.

Лиза САВЕЛЬЕВА, 3 курс

После практики первого курса заинтересовала физическая география, на кафедре ФГМиГЭ казалось возможным совместить интерес к географии, изучение второго языка и освоение новых технологий.
Больше всего запомнились практики. Они хорошо отражают суть учебного процесса и позволяют сблизиться как с однокурсниками, так и с преподавателями.

О.А. Климанова,
кандидат географических наук,
старший научный сотрудник
кафедры ФГМиГЭ

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Конференции

Крупным планом

Мир науки

Юбилеи

Таланты

Наука и техника

Новости Москвы

Наш календарь

Возвращаясь к напечатанному

Спорт

КиноТеатр

ФЛЮС

На главную страницу