№39-40 (427071)
декабрь 2008

КиноТеатр

В очередном выпуске рубрики мы снова рассказываем вам об интересных и актуальных событиях в мире кино и театра. На этот раз они совершенно различны по своему стилю. Это французская картина режиссера Лорана Канте «Класс», получившая на Каннском кинофестивале Золотую пальмовую ветвь как лучший фильм 2008 года, и спектакль театра «Квартет И» «День радио». С наступающим Новым годом! Пусть он принесет больше увлекательных фильмов и спектаклей!

Диалог на французском языке

Класс (Entre les murs)

Режиссер-постановщик: Лоран Канте
В ролях: Франсуа Бегодо и другие
Франция, 2008


Учебный год из жизни французской школы в парижском пригороде, слабой с точки зрения подготовки учеников и не очень благополучной с точки зрения психологического климата. Молодой учитель Марэн (Ф. Бегодо) преподает французский язык в классе, где преобладают дети выходцев из Африки и Азии, а коренных французов немного. Четвертый класс колледжа, соответствующий 8 классу российской школы, — начало пресловутого «переходного возраста». Объяснения учителя, его диалоги, споры и конфликты с классом, беседы и собрания учителей и родителей — казалось бы, ничего особенного. Но в череде выглядящих обычными событий просматривается бесхитростное течение настоящей жизни — и при этом, все время очевидно, что это кино — удивительная метаморфоза жанра.

Режиссеру этого фильма нет необходимости дополнительно объяснять зрителям, что в школе и, в частности, в этом классе дети иммигрантов не воспринимаются как чужаки: у учителей подход одинаков ко всем школьникам. Это полностью пройденный этап. И во французское общество в той или иной степени они включены. Но не пройден этап широкого приобщения этой многонациональной группы учеников к нормативному французскому языку, к французской культуре. Грандиозность и серьезность этой задачи понимает мсье Марэн, иначе не стал бы он вообще преподавать в этом классе французский язык, но понимает он также, что едва ли такая задача решится в обозримые сроки. На него обрушивается натиск класса, но ему удается не просто отразить его — лишь бы самому успокоиться, но пробудить интерес у учеников к тем или иным вопросам, явлениям, удается — страшно сказать — научить этих бесенят чему-то.

Фильм удивительно реалистичен: он словно и последовательность реальных событий, и художественный вымысел одновременно. Стать такой картине помогает сконцентрированность сюжетных построений на небольших группах людей в рамках одной школы, что отражено, в частности, в оригинальном названии картины: «Между стен» или «В стенах». Это не рассмотрение школы и класса под увеличительным стеклом, что имело бы мало общего с настоящей жизнью. Взгляд только на эту конкретную школу, на сложные и зачастую запутанные события, отказ от широких и неизбежно приблизительных обобщений — как раз такой подход нацеливает на адекватное сравнение с другими похожими ситуациями, на обобщения более аккуратные и проверенные.

Иногда кажется, что Марэн слишком мягок с учениками, но в том-то и дело, что он пытается пробудить в них интерес к предмету не из-под палки. Он за учеников, но совершенно разумно считает правильным не делать им необоснованных скидок: с Кумбой, в грубой форме отказавшейся читать на занятии текст, учитель пытается поговорить после урока, но та снова дерзит, в результате Марэн ее отчитывает и заставляет извиниться, а в дневник записывает замечание; наглеца Сулеймана отводит к директору за хамство, и очередному скандалу с ним не дает растаять в воздухе, пытаясь, однако, при этом сгладить обстановку.

Удивительно, что при всех сложностях и конфликтах, возникающих между учителями и учениками в этой школе, путь к согласию виден, он проявляется и на уроках Марэна, и в замечательном эпизоде в заключительной части фильма — сцене, где учителя с директором и ученики вместе весело играют в футбол. Финальные кадры картины — пустой класс с партами и стульями, снятый с разных ракурсов: у школьников занятия закончились, теперь время подумать вам, уважаемые зрители.

Илья Родин
ilya.rodin.88@mail.ru

«Как бы радио»

Комический театр «Квартет И»

Спектакль: «День радио»
Авторы: Л. Барац, С. Петрейков, Р. Хаит
Режиссер: С. Петрейков
В ролях: М. Козырев, М. Полицеймако, М. Виторган, Л. Барац, К. Ларин, А. Демидов, Р. Хаит, Н. Гришаева, А. Кортнев и др.


В предновогоднюю пору совсем не хочется писать ни о премьерах, так как это слишком ожидаемо, ни о «серьезных» пьесах, так как это уж совсем не празднично, а о том, что еще в прошлом веке трогало зрительские сердца, так как мы находимся в ожидании будущего года. Хочется, как говорится, праздника… а еще веселья, легкости, шуток и хорошего настроения. И это одна из тех причин, почему сегодня в нашей рубрике мы ушли от рассказа о классических постановках и решили обратиться к тому, что сегодня «модно» и востребовано.

В 2001 году создатели ныне известного комическего театра «Квартет И» собрались, подумали и решили поставить спектакль «День радио». А. Демидов, К. Ларин, Л. Барац, Р. Хаит — именно эти четверо составляют костяк «Квартета И» — вместе с группой «Несчастный случай», Н. Гришаевой, М. Полицеймако и другими приглашенными актерами на протяжении уже нескольких лет играют, шутят, рассуждают и импровизируют в спектакле, чья видеоверсия вышла в 2003 г.

Два с половиной часа без антракта зрители проводят на радиостанции 109,9, переживая все неожиданные и весьма экстремальные ситуации вместе с жизнерадостными и довольно изобретательными сотрудниками «Как бы радио».

В один из самых обычных рабочих дней на радио, когда все и вся вокруг движется в своем особом ритме, обстановка уже привычно творчески-рассеяна и единственное, что не меняется, это расписание передач. Эту размеренность и уверенность в следующем часе нарушает сообщение о том, что конкурентная радиостанция начала марафон с той же темой 10 минут назад. С этого момента каждый из героев по-своему пытается решить проблему, пока ведущие как могут спасают прямой эфир. Спасают, решают и действуют — ярко, часто смешно, не теряя зрительского внимания.

Постановка являет собой некую смесь комедийного театра и эстрадных номеров. Алексей Кортнев и его группа «Несчастный случай» своими музыкальными выступлениями в течение спектакля участвуют в «спасении» прямого эфира.

Спектакль «День радио» не затрагивает никаких глобальных тем, не несет в себе никакого глубокого смысла, но он заставляет смеяться, радоваться и призывает относиться к жизни с юмором.]

Мария Казаросян
bagiracleo@mail.ru

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Конференции

Крупным планом

Мир науки

Юбилеи

Таланты

Наука и техника

Новости Москвы

Наш календарь

Возвращаясь к напечатанному

Спорт

КиноТеатр

ФЛЮС

На главную страницу