декабрь 2003

Январь

· 1760 г. – Начало издания журнала «Полезное увеселение», первого литературного журнала в Москве, издававшегося в Московском университете под руководством М.М.Хераскова.

· 1779 г. – По инициативе куратора М.М.Хераскова при Московском университете создан вольный пансион (с 1830 г. – дворянская гимназия). Плата за обучение – 80 рублей в месяц.

· 1891 г. – Открытие в Клиническом городке при Московском университете клиник: госпитальной хирургической (руководитель – проф. В.И.Кузьмин); госпитальной терапевтической (руководитель – проф. А.А.Остроумов).

· 1911 г. – Открытие Зоологического музея Московского университета для посещения публики.

1 января

· Всемирный день мира.

· 1501 г. – Конец инкунабул (от лат. incunabula – колыбель), печатных изданий в Европе, вышедших с момента изобретения книгопечатания (сер. XV в.). С этого дня европейские печатные книги условно называются палеотипами (от палео- и греч. typos – отпечаток, образец).

· 1700 г. – В России впервые празднуется Новый год. По указу Петра I следует 1 января 1700 года «…в знак доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом… по знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни».

· 1929 г. – День рождения Анатолия Даниловича Воронина (1929–1928), доктора биологических наук, профессора, заведующего кафедрой физики и мелиорации почв факультета почвоведения, декана факультета почвоведения.

2 января

· 1929 г. – День рождения Владислава Николаевича Коршунова, доктор химических наук, профессора, ведущего научного сотрудника лаборатории электрокатализа и коррозии химического факультета.

3 января

· 1924 г. – Спустя два года после обнаружения пирамиды египетского фараона Тутанхамона британская экспедиция под руководством археолога Говарда Картера находит главное сокровище пирамиды: каменный саркофаг фараона. Когда в феврале саркофаг вскроют, внутри окажется золотой гроб с мумией Тутанхамона.

4 января

· 1643 г. – Родился Исаак Ньютон (1643–1727), один из основоположников современной математики и физики; сформулировал основные законы механики и был фактическим создателем единой физической программы описания всех физических явлений на базе механики; открыл закон всемирного тяготения, объяснил движение планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли, а также приливы в океанах, заложил основы механики сплошных сред, акустики и физической оптики. Создал основы дифференциального и интегрального исчисления.

5 января

· 1822 г. – Родился Генрих Шлиман (1822–1890), немецкий археолог-любитель, обнаруживший Трою. В 1869 году Шлиман высказал предположение, что местом Трои является холм Гиссарлык в Малой Азии. Несколько эскпедиций и проведенные раскопки подтвердили гипотезу Шлимана, доказав, что гомеровский эпос имеет фактическую основу. Шлиман постоянно повторял: «Чтобы жизнь была интересной и полной, надо верить в исполнение заветной мечты, но тянуть время и беречь силы до её воплощения».

6 января

· 1919 г. – День рождения Сергея Сергеевича Ильина, доктора экономических наук, профессора кафедры экономических наук и политики факультета государственного управления МГУ.

· 1954 г. – День рождения Сергея Юрьевича Морозова, доктора биологических наук, заведующего лабораторией кафедры вирусологии биологического факультета МГУ (1995).

7 января

· Православное Рождество Христово.

· 1924 г. – День рождения Ивана Васильевича Кузнецова, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой истории отечественных средств массовой информации факультета журналистики МГУ.

9 января

· 1725 г. – Открывается Императорская Академия наук в Санкт-Петербурге.

10 января

· 1954 г. – День рождения Алексея Ремовича Хохлова, доктора физико-математических наук, профессора, заведующего кафедрой физики полимеров и кристаллов физического факультета, действительного члена РАН (2000).

11 января

· День заповедников (с 1997).

· 1842 г. – Родился Уильям Джеймс (1842–1910), американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Отвергая объективность истины, выдвинул «прагматический» критерий: истинно то, что отвечает практической успешности действия. Единственная реальность, по Джеймсу, – непосредственный чувственный опыт. В психологии развил концепцию «потока сознания» – непрерывно сменяющихся целостных психических состояний; учение об эмоциях – один из истоков бихевиоризма.

· 1917 г. – На территории России создается первый заповедник – Баргузинский. С 1997 года отмечается как День заповедников.

12 января

· 1628 г. – Родился Шарль Перро (1628–1703), французский поэт, критик, сказочник. Всемирно известны «Сказки матушки Гусыни», в т.ч. «Кот в сапогах», «Золушка», «Синяя Борода».

· 1876 г. – Родился Джек Лондон (1876–1916), американский писатель, неоромантик, автор утопии «Железная пята», реалистического романа «Мартин Иден».

13 января

· День российской прессы. Объявлен Президиумом Верховного Совета Российской Федерации 7 декабря 1991 года. В этот день в 1703 году в Москве вышли в свет «Ведомости о военных и новых делах, достойных знания и памяти».

Межвузовское информационное агентство